Период развития ребенка от 0 до 1 года.
Полезная литератураОоооох сколько там всего происходит.
От 0 до 1го месяца называется период новорожденности (перинатальности). происходит резкое изменение среды ребенка - ярче становится свет, громче звуки.
Еще есть врожденные рефлексы, которые позже угаснут: поворот головки на свет, поисковый рефлекс ртом при нажатии на уголки губ, эффект Моро (вскидывание рук при испуге), а также атавистические (эволюционно устаревшие) рефлексы: рефлекс цепляния, рефлекс ползания.
Основная задача возраста - упражнение органов чувств. На 2-3 неделе появляется реакция на резкие звуки, на 3-4 неделе реакция на голос. В 1 месяц увидев маму ребенок улыбается, двигает ногами - это называется "комплекс оживления" - у него появляется потребность в общении.
После периода новорожденности наступает период младенчества от 1 месяца до 1 года.
От 0 до 3х месяцев также называют 4 триместром беремености или донашиванием. У ребенка еще нет четкого графика дня, он живет так, как жил в утробе. БОльшую часть времени ребенок спит.
Самая главная задача возраста - эмоциональное общение с матерью. Ребенок сам еще ничего не может. Для нормального развития (и чтоб не свихнуться от беспомощности) у него формируется интересная штука - комплекс всемогущества. Он быстро осознает связь своего крика и того, что мама начинает за ним ухаживать, и считает, что это он САМ своим криком это делает).
После 3-4 месяцев ребенок уже улыбается знакомым. А в 7-8 месяцев проявляет беспокойство при виде незнакомых. И между 7-11 месяцами появляется страх расставания с матерью.
В 5-6 месяцев ребенок может схватить с усилием предмет не промахиваясь. В 7 месяцев переходит к манипулированию предметами (стучание, размахивание), в 10-12 месяцев появляются первые осмысленные действия с предметами (подражание взрослым).
К 1 году ребенок понимает 10-20 слов, обращенных к нему и сам начинает говорить одно или несколько своих настоящих, не лепетных слов, которые похожи на взрослые.
"Кризис 1 года" связан с тем, что к ребенку начинают предъявляться первые требования со стороны взрослых, а также появляются его первые желания что-то самостоятельно сделать, но речь, воля и навыки еще не сформированы, чтобы сделать это эффективно. Полагаться на старые механизмы саморегуляции ребенок также не может, поэтому некоторое время он находится в неустойчивом положении. Кризис не относится к числу острых, может характеризоваться небольшим откатом в развитии, плаксивостью, сбоем режима сна и отдыха.
К 1 году ребенок, получив достаточно эмоционального опыта переходит к получению опыта совместной деятельности с родителями.
Если у кого-то есть дети 0-1 год, помним, что все дети разные, нормы не являются твердыми, возможны отклонения в обе стороны по срокам - это нормально.
Эрик Эриксон в своей теории периодов развития называет младенчество стадией "Базальное доверие - базальное недоверие". Здесь закладываются основы здоровой личности. Условие доверия к людям в будущем - хороший эмоциональный контакт с матерью: гуление, улыбка, учет его пожеланий; своевременный уход, кормление.
Чувство недоверия, страха и подозрительности появляется, если мать холодная, ненадёжно исполняет свои обязанности, пропадает.