"Умеет , но не говорит..."
Ваши вопросыЧасто возникает вопрос у родителей:«Почему соседский ребенок, немного позанимавшись с логопедом, уже произносит звуки чисто, а мой ребенок «топчется на месте??»
Сама постановка звука во многом зависит от:
1. подготовленности , подвижности и переключаемости речевого аппарата
2. от профессионализма человека, которого Вы выбрали своему ребенку в помощь.
3. от метода постановки звуков , подходящего именно Вашему ребенку
Представим себе , что период подготовки речевого аппарата к звуку успешно пройден и проблема самой ПОСТАНОВКИ звука снята , т.е. изолированный (одиночный) звук уже ЕСТЬ, в словах на занятии используется, а в речи бытовой, с вами, ребенок его не использует, хотя Вы знаете/ слышали(логопед должен Вам продемонстрировать наличие звука у ребенка, минимум ,в словах, далее-во фразах и текстах ), что умеет, может и т.д.- это и есть АВТОМАТИЗАЦИЯ звука.
Теперь начинается всё самое инересное! Давайте будем разбираться. Если :
1. диагноз (например: дислалия- постановка и автоматизация -быстрее, дизартрия и/или др. отягощения-дольше)
2. возраст (чем старше , тем быстрее)
3. системность занятий (после занятий активно дома РАЗГОВАРИВАТЬ СО ЗВУКОМ)
4. продолжительность занятия(от 4,5лет -1час)
5. индивидуальные или групповые занятия (индивидуальные-быстрее)
6. МОТИВАЦИЯ(это самое главное и результативное)- САМОГО ребенка (для чего не Вам, а ЕМУ это нужно)
7. вовлеченность в процесс ВСЕХ находящихся рядом взрослых (на занятиях ребенок концентрируется на правильном произношении, а с родителями-по привычке)
Труднее вводить в речь, если нет единства в этом деле в семье, (например,с папой и бабушкой буду разговаривать, т.к им все равно, а с мамой-нет, т.к требует исправить слова)
8. только после полного! 100% ! свободного !использования в бытовой речи предыдущего поставленного и скорректированного звука( иначе не приживется ни ранее скорректированный, ни новопоставленный)
9. совмещение этапа автоматизации в словах с этапом дифференциации= будет тормозить процесс
10. часто мешает большое число монотонных домашних заданий в виде одинаковых повторов одних и тех же слов, распечаток, раскрасок, поиск букв- все это имеет слабое прикладное значение для введения в речь искомого звука.
11. перерывы. Часто проблема возникает не на этапе автоматизации,(т.е. ребёнок может сказать правильно , но только по запросу) , а на этапе введения в речь . То есть, этап введения в речь «забуксовал», например, Вы отложили на более поздний срок или понадеялись, что если уж звук есть, то уж, сам , как- нибудь))) Любой , даже маленький перерыв возвращает ребёнка в его прежнюю (легкую , старую, дефектную ) привычку.
Проще говоря : если умеет, но не говорит, не использует , то Вы не сформировали привычку!! говорения, а привычку формируют близкие взрослые , это вопрос мотивации и окружения. . Часто путают два разных по действию ,по времени и по зоне ответственности понятия - «автоматизация» и «введение в речь». ПОСТАНОВКА и АВТОМАТИЗАЦИЯ- это делает специалист, а ВВЕДЕНИЕ В РЕЧЬ -это ,по сути,- разговор в бытовой, семейной/учебной/игровой жизни , поэтому в ваших интересах и силах сформировать мотивацию к говорению собственному ребёнку (чтобы использовал поставленный звук всегда, везде и со всеми) и стереть границу между занятиями и жизнью.
Введение в речь зависит от вашего участия и мотивации ребёнка (можно ввести в речь за месяц постоянного использования того , что поставил логопед, а можно растянуть во времени((, а можно совсем забросить и использовать в жизни старую привычку(надеюсь, что это не ваш случай ))!
Совет :считайте занятия не месяцами, а количеством часов, тогда можно будет более объективно судить о полученных результатах.
Ps: почитайте мои посты:«Могут ли звуки встать сами»https://www.babyblog.ru/user/id1807703/1040179
«Если звук Р « режет слух и про скороговорки»https://www.babyblog.ru/user/i...
Действуйте и тогда все обязательно получится! И конечно, будьте здоровы!