Для новичка
Подсказки к урокамЭтапы работы в технике Декупаж
1. Выбор изображений
Для декупажа очень часто используют тончайшую структуру верхнего слоя обыкновенных салфеток, это, так называемая, «салфеточная техника». Мотивы на салфетках существуют самые разные: от
изображения цветов и фруктов, до стилизованных портретов людей.
Техника декупаж открывает широкое поле для фантазии. Например, вы можете применить в своей работе старинные открытки или фотографии, способные создать из обычного современного изделия уникальный предмет старины.
Можно сымитировать гобеленную вышивку с помощью специально созданных для этого декупажных карт со старинными мотивами. А тонкая цветная бумага с текстурой придаст вашим стеклянным изделиям неповторимого изящества. Можно использовать компьютерные распечатки, это могут быть изображения распечатанные как на цветном, так и на чёрно-белом принтере.
Новичку проще всего начать с салфеток, т.к. для их подготовки перед приклеиванием надо всего лишь, снять верхний слой с картинкой и уже можно клеить. Со всем остальным ситуация обстоит немного сложнее.
Компьютерные распечатки перед наклеиванием брызгают лаком для волос, дабы картинка не поплыла. Я, например, распечатываю на тонкой, так называемой, писчей бумаге. Распечатка получается тонкая.
Фотографию перед наклеиванием, покрываем лаком с лицевой стороны, даем высохнуть, замачиваем в воде и осторожно снимаем нижний слой, как бы скатываем его.
С открыток нижние слои снимаем так, мочим палец в воде и тоже, как и с фото, как бы скатываем нижний слой. Вообще фантазия вещь такая, я например, увидела у ребенка закончившуюся раскраску с очень красивой обложкой, и решила с ней сделать тоже, что и с фото, получилось.
Декупажную карту нужно предварительно смочить водой, т.к. она более плотная чем салфетка.
2. Вырезание
Можно вырезать мотив по контуру, можно сделать это "с припуском" в виде прямоугольника, круга, овала или любой другой подходящей по смыслу геометрической фигуры. После этого нужно отделить самый верхних слой бумаги с искомым изображением от остальных слоев.
Также интересных эффектов можно добиться, если аккуратно, но уверенно надорвать края изображения. В этом случае мотив ляжет ровнее, вы также сможете сымитировать потертости рисунка от влияния времени.
Но что делать, если выбранная картинка находится в любимой вами или вашими родственниками (что еще хуже) цветной энциклопедии в две тысячи страниц? Тогда вам на помощь придет цветное копирование. При этом выбор бумаги, на которую будет перенесена копия изображения, остается на ваше усмотрение.
Полезно в этом случае закрепить печатные чернила на готовом изображении при помощи фиксирующего аэрозольного лака.
3. Тонирование
Если для техники декупаж вы выбрали, например, мотив старых нот или вырезку из газеты прошлого века, но воспользовались для создании копии изображения простым черно-белым ксероксом, вам непременно понадобится затонировать вашу картинку. Это необходимо для того, чтобы загасить и состарить белый цвет современной бумаги.
Тонирование можно выполнять художественными акварельными красками, смешивая необходимые земляные цвета с большим количеством виды. При тонировании изображения, полученного путем копирования, необходимо лишь слегка касаться чернил.В противном случае есть вероятность разрушить красочный слой рисунка.
Для тонирования изображений также можно воспользоваться обыкновенным бумажным пакетиком черного чая, который в намоченном состоянии передаст благородные желто-коричневые цвета вашей работе. Пакетик чая можно прикладывать к картинке, оставляя то насыщенные по цвету, то более светлые отпечатки. А можно просто с его помощью окрасить воду в блюдце, в которое затем опустить изображение для равномерного тонирования.
Затонировать можно не только декупажный мотив, но и основу для декора. Для дерева, керамики, стекла, картона и других поверхностей прекрасно подходят современные акриловые краски.
Тонировка основы в светлые тона позволит проявить яркость и контрастность рисунка, напечатанного на тонкой бумаге, например, на салфетке. Можно загрунтовать поверхность для декора при помощи подходящей белой грунтовки.
4. Приклеивание
Момент приклеивания изображения на основу является наиболее сложным этапом в технике декупаж.
Перед тем как приступить к непосредственному наклеиванию мотива на поверхность, поверхность нужно обработать, чтобы мотив лучше держался и само изделие выглядело бы как законченная работа. Поверхность может быть разная: дерево, пластик, стекло, фарфор (посуда), металл или картон. В каждом отдельном случае подготовка поверхности разная.
Дерево: перед наклеиванием мотива дерево нужно прогрунтовать грунтовкой по дереву и желательно покрасить акриловыми красками (можно 1 слой, если у вас потом ляжет цельный мотив или несколько слоёв, если мотивы на поверхности будут располагаться выборочно).
Пластик: перед наклеиванием на пластик его нужно обезжирить раствором спирта, например, а потом покрыть растворенным клеем ПВА или специальной грунтовкой по пластику, это поможет мотиву лучше держаться на пластике.
Стекло: перед наклеиванием мотива обезжиривают спиртом или уксусом.
Фарфор: процедура таже, что и со стеклом.
Металл: перед наклеиванием на эту поверхность металл следует обработать сначала нейтрализатором ржавчины, потом пройтись грунтовкой по металлу, а уже после красить акриловыми красками.
Картон: перед наклеиванием мотива щели в картоне можно прошпатлевать а сам картон прошкурить и покрасить акриловыми красками в 2-3 слоя.
Клей следует подбирать под ту основу, с которой вы работаете. В большинстве случаев со своей задачей справляется обычный поливинилацетатный клей, проще говоря, клей ПВА. Также можно использовать обычный клей-карандаш, который хорошо подходит для декупажа на деревянной или картонной поверхностях.
Многоразовый аэрозольный клей прекрасно подходит для новичков в декупаже. Он позволяет, в случае необходимости, переклеивать изображение несколько раз. Клей образует на поверхности бумаги тонкую эластичную пленку и не допускает разрывов при натяжении.
В настоящее время в большинстве художественных магазинов вы сможете найти универсальные клеи, специально предназначенные для техники декупаж. Клей-лаки для декупажа обеспечивают склеивание, герметизацию и отделку одновременно. Могут придать работе матовый или глянцевый эффект.
Некоторые виды клея могут содержать глиттеры (цветные блестки). Глиттерный клей можно с успехом использовать при создании подарков или елочных украшений.
Нанесение клея при выполнении декупажа предполагает использование одного из нескольких вариантов:
- Клей наносится на основу, затем изображение прикладывается и разглаживается;
- Клей наносится на изнаночную сторону картинки, изображение прикладывается и разглаживается;
- Картинка прикладывается к основе, сверху на изображение наносится клей.
5 Дополнительный декор и фиксация лаком
Готовую работу высушивают и при необходимости добавляют немного декоративных элементов при помощи кисти с краской или специальной рельефной пасты.
После этого можно переходить к фиксации результата. Самым простым вариантом является покрытие работы прозрачным акриловым лаком (матовым или глянцевым), лучше всего, в аэрозоли.
Если хочется добавить изделию золотистый налет старины, следует воспользоваться специально предназначенными для этого лаками. В этом случае название лака может звучать так: "Лак для придания картинам старого вида". На вид эти лаки имеют оттенок от золотистого до темно-бордового.
Если же такого состаривания вам показалось мало, то вы без труда сможете создать на лакированном покрытии эффект кракелюров, то есть сетку мелких трещинок. Такие трещинки легко получаются при использовании, так называемых, двухкомпонентных лаков для кракелюра от одного производителя.
Источник