Макаренко А.С. "Педагогическая поэма"
отзывыПервоначально хотели подарить эту книгу нашему учителю, но потом решили, что учитель может не так расценить этот подарок и стали рассматривать другие варианты. Но так как книга уже была заказана, то я оставила ее себе, тем более она давно уже лежала в моей корзине.
Автор: Макаренко Антон Семенович
Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2016
ISBN: 978-5-00100-197-3
Страниц: 560 (офсет)
Размеры: 242*173*30 мм
Лабиринт
Глядя на толщину книги, на тонкие страницы я думала и за 3 месяца не справлюсь, но книга буквально поглотила меня, закружила в водовороте событий, которые происходили почти 100 лет назад. Читала в любую свободную минуту, мне постоянно хотелось узнать продолжение...
Книга автобиографическая, переносит нас в 1920 год, постреволюционная Россия, тогда Губнаробраз поручил Макаренко создать колонию для несовершеннолетних преступников. В те времена очень сильно выросла детская беспризорность, государство не знало что делать, единственное что было им под силу это создать колонию, а как воспитывать этих детей и как сделать из них людей никто не знал, вернее все знали, но только в теории, а фактически, никто связываться с этим не хотел.
"Самое главное, это самое...не какая-нибудь там колония малолетних преступников, а, понимаешь, социальное воспитание...Нам нужен такой человек вот...наш человек. Ты его сделай. Всё равно всем учиться нужно. И ты будешь учиться."
Макаренко получил немного денег, землю, полуразрушенное здание бывшей колонии без окон, удобств, мебели и отправился на новое место работы. От сюда и начнется ваше путешествие по страницам памяти Антона Семеновича Макаренко. И у него получилось из разрухи и малолетних преступников, которые жили на улице, промышляя разбоями и грабежом сделать удивительное, процветающее место, откуда выходили достойные люди, люди с большой буквы... честные, добрые, трудолюбивые, порядочные, прекрасные товарищи и настоящие коллективисты.
Макаренко уникум, педагог от Бога, таких сейчас нет. Он создавал свою педагогику не по книжкам, а по наитию, интуиции, так как видел и чувствовал. Его не любили, ругали его подход, но пустые разговоры и предположения не могли оспорить его результат.
Большинство "педагогов" в кабинетах начальников и начальничков всегда считали детей, которые попали в колонию малолетними преступниками, стервецами, конченными людьми, которые никогда не смогут отмыться от своего прошлого, только потому что сами воспитатели не давали им этого сделать, постоянно вспоминая их проступки. Макаренко имел совершенно другой подход, он относился к своим воспитанникам как к личности, иногда строго, но всегда с уважением. Он практически никогда не изучал дела своих воспитанников, давая им возможность тут, вместе с ним, начать жизнь с чистого листа, оставив прошлое в прошлом. Подкупало учеников и то, что он безгранично им доверял и верил в них до конца. Он верил в них, даже когда они сами не верили в себя, даже когда они ни чем это доверие не заслужили. Случай с Семеном Карабановым особенно ярко описывает вопрос доверия. Макаренко поручил Семену забирать деньги для колонии из финотдела, какие чувства испытывал Семен, когда вёз довольно большую сумму денег...Карабанов не выдержал: «Вы надо мною издеваетесь! Не может быть, чтобы вы мне так доверяли. Не может быть! Чуете? Не может быть! Вы нарочно рискуете, я знаю, нарочно…И знаю ж: вы отут сидите и думаете: чи привезет, чи не привезет? Вы ж рисковали, правда?» «Никакой хитрости. Я ничего не боюсь. Я знаю: ты человек такой же честный, как и я. Я это и раньше знал, разве ты этого не видел?», - объяснил ему Макаренко. Семен в последующем стал надежным колонистом, опорой Макаренко и выбрал делом своей жизни воспитательную работу.
Макаренко обладал удивительной наблюдательностью, ему достаточно было только наблюдать за своими воспитанниками, чтобы понять их чувства... переживания, смятение, печаль, он умел подмечать особенности во взгляде, поведении, в движениях, интонациях голоса. Он умел видеть своих детей не только снаружи, но и заглянуть в их внутренний мир.
Но, нужно сказать и о том, что Макаренко не всегда пользовался педагогическими методами воспитания...у него были срывы, когда он мог не только поднять руку на воспитанника, но и ударить. Таких случае было не много, они были единичными, но Макаренко понимал их значимость для коллектива, ему необходимо было сформировать ядро коллектива, которому он сможет доверять. Нужно заметить, что случаи рукоприкладства происходили не с маленькими детьми, не с подростками, а с юношами от 15 лет, которым сам чёрт не брат, пусть таким образом, но Макаренко заслужил их уважение.
«…В области дисциплины случай с Задоровым был поворотным пунктом. Нужно правду сказать, я не мучился угрызениями совести. Да, я избил воспитанника. Я пережил всю педагогическую несуразность, всю юридическую законность этого случая, но в то же время я видел, что чистота моих педагогических рук - дело второстепенное в сравнении со стоящей передо мной задачей. Я твёрдо решил, что буду диктатором, если другим методом не овладею.»
«Нет, тут не в рабстве дело. Тут как-то иначе. Вы проанализируйте хорошенько: ведь Задоров сильнее меня, он мог бы меня искалечить одним ударом. А ведь он ничего не боится, не боятся и Бурун и другие. Во всей этой истории они не видят побоев, они видят только гнев, человеческий взрыв. Они же прекрасно понимают, что я мог бы и не бить, мог бы возвратить Задорова, как неисправимого, в комиссию, мог причинить им много важных неприятностей. Но я этого не делаю, я пошёл на опасный для себя, но человеческий, а не формальный поступок. А колония им, очевидно, все-таки нужна. Тут сложнее. Кроме того, они видят, что мы много работаем для них. все-таки они люди. Это важное обстоятельство.»
"Нужно, однако, заметить, что я ни одной минуты не считал, что нашел в насилии какое-то всесильное педагогическое средство. Случай с Задоровым достался мне дороже, чем самому Задорову"
Макаренко был для своих воспитанников учителем, наставником, человеком, которому можно было доверять и на которого стоит равняться...он был Человеком...с харизмой, с сильным характером, человеком с высокими моральными качествами, которые он смог привить и своим воспитанникам.
В воспитании трудных подростков Макаренко делал ставку на коллектив, сплоченный, движимый одной целью. Собрав ядро своего коллектива (авторитетные колонисты, которые стояли у истоков колонии, которые верили и проповедовали ценности колонии), в последующем у вновь прибывших, глядя на эту сплоченную команду, не оставалось иного выбора, как принять правила игры и влиться в это бурлящее идеями и целями море. Даже при вынесении наказания (Макаренко всегда наказывал за проступки) коллектив играл важную роль. Нужно сказать, что речь идет не о телесных наказаниях, сам Макаренко наказывал тем, что оставлял провинившегося сидеть на стуле в своем кабинете. Но наказания еще и выносились на совете коммунаров, который полностью состоял из воспитанников колонии. Провинившиеся не так боялись осуждения и наказания от Макаренко, как боялись наказания и порицания коллектива.
С трудовым коллективом своих воспитанников Макаренко удалось создать успешное предприятие, у которого в будущем не было нужды околачиваться по кабинетам начальников в поиске денег на пропитание и иные нужды, они могли обеспечить себя сами. В руках колонистов было животное хозяйство (свинарня, конюшня, коровник), сельское хозяйство (засеянные поля, цветущие сады, оранжерея), кузница, солярная мастерская, мельница и всё это плоды труда воспитанников. Работали все от мала до велика, не скулили, а все у них получалось легко, с шутками и прибаутками.
Погружаясь в будни колонистов ты волей-неволей начинаешь думать "Возможно ли сейчас применить методы Макаренко?" Тогда все недоброжелатели Макаренко говорили что его методы недопустимы, многие из них придерживались следующих позиций: "...мы считаем конкуренцию методом сугубо буржуазным, поскольку она заменяет прямое отношение к вещи отношением косвенным? Это - раз. Другой: вы выдаете воспитанникам карманные деньги, правда к праздникам, и выдаете не всем поровну, а, так сказать, пропорционально заслугам. Не кажется ли вам, что вы заменяете внутреннюю стимулировку внешней и при этом сугубо материальной? Дальше: наказания, как вы выражаетесь. Вас должно быть известно, что наказание воспитывает раба, а нам нужна свободная личность, определяющая свои поступки не боязнью палки или другой меры воздействия, а внутренними стимулами и политическим самосознанием..." То что дети работают тоже вызывало бурю негодования у чиновников, но Макаренко считал что в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов. Конкуренцию и оплату труда оставим без комментариев, тут и так все понятно, тогда строили социализм, а мы живем в эпоху капитализма.
Возможно ли сейчас использовать методы Макаренко? Не знаю, но знаю одно, у Макаренко получилось вырастить достойных людей, которые сформировали рабочий класс, а теперь кого мы растим...общество потребления, белых воротничков, которые боятся марать руки, детей, которые без конца доят своих родителей в погоне доказать своим одноклассникам что они лучше только потому, что у них телефон последней модели и отдыхали они не в Турции, а в Италии. Сейчас эксплуатация детского труда это статья в УК РФ, раньше были трудовые лагеря, в школах и институтах всегда была отработка...никто не перетрудился, зато времени фигней страдать было меньше и мысли дурные в голову не лезли. Эта книга не поможет нам в воспитании наших детей, в ней нет волшебного метода по воспитанию, но она определенно даст пищу к размышлению.
Рекомендую прочитать всем кто имеет отношение к детям и самим детям конечно, если им уже есть 14+.
Виктория
Я читала "Педагогическую поэму" и "Книгу для родителей". "Поэма" мне понравилась, "Книга для родителей" тоже, несмотря на то, что о ней говорится о воспитании в уже чужой для нас среде. Из "книги для родителей" хорошо запомнилась фраза о том, что мы воспитываем детей даже тогда, когда нас нет дома. Т.е. опять же речь идёт о личном примере. Чтобы у ребёнка сформировался цельный образ родителя как хорошего человека. Который не просто сидит и поучает, как надо поступать, а идёт и делает.
Про то, что нет сейчас таких учителей...Нельзя теперь самодеятельничать. Даже в хорошую сторону. Потому что всё должно быть в чётких рамках. Сейчас за учителями следят очень зорко. Управление образования, родители. А дети хорошо знают свои права, забывая об обязанностях, которые идут комплектом к этим правам.
17.02.2018
Ответить
LO_Елена
Дети сейчас да, не лыком шиты...но и учителя, по большей части, ходят на работу как на каторгу, с мыслью "только бы день закончился быстрее". У сына в 1 классе был сложный мальчик, нужно было пробовать искать к нему подход, но у учителя не было желания, ей было проще стараться не замечать всего....авось само рассосется.
18.02.2018
Ответить
Виктория
На "авось само рассосётся" я бы на месте учителя не очень рассчитывала. А вот то, что может стать хуже - вероятнее всего. Уж что-то, а детские проблемы с годами только усугубляются. Если в 7-8-9 не разрулить, в 12-13 всё уже будет рулиться само и никак не в нужном направлении.
19.02.2018
Ответить
LO_Елена
Вот и стало хуже, а родители перевели ребенка в другой класс. Мальчик и правда был очень проблемным, и ненормативная лексика и унижение учителя и прочие выходки, но ее нежелание попробовать решить проблему у меня вызвало недоумение.
20.02.2018
Ответить
Ника1313
Читала еще в школе. Получилось так, что сначала я прочла трилогию Вигдоровой про Карабанова (Калабалина), а потом уже стала искать Макаренко. Запоем. Туда и обратно и снова туда и обратно, и выборочно кусками, и опять все подряд. Периодически с удовольствием перечитываю.
17.02.2018
Ответить
Jane_An
Вот-вот, и я с Вигдоровой начала ещё в школе и читала все это раз за разом по кругу) ещё Флаги на башнях Макаренко. Ммм, надо забрать их домой и ещё раз перечитать
17.02.2018
Ответить
LO_Елена
Нужно поискать эту трилогию, спасибо. Должно быть так же интересно...у Макаренко только упомянуто, что он пошел по его стопам и сына Карабанова убил один из его воспитанников. Как он не бросил все после этого...
18.02.2018
Ответить
Елена Чуркина
Обожаю эту книгу! Она современна до сих пор! Помните как в начале книги про столики в Наробразе? А сводные отряды? Это же наша проектная деятельность! А про неприятную работу? Даже "короткие трусики" колонистов - современные шорты! Всегда советую знакомым ее к прочтению!
16.02.2018
Ответить
LO_Елена
Книга замечательная. В советском союзе, мне кажется, многое от Макаренко было использовано. И очень зря, что этого нет сейчас.
18.02.2018
Ответить
лялька
Книга стояла дома давно: серая невзрачная, купленная зачем-то, а может даная в довесок. Короче стояла и ждала пока я не поступлю в пед. И вдруг не решу поумничать, ими Макаренко, это ж известный педагог. И начала читать. Я вообще оторваться не могла. До сих пор вставляю в речь украинские словечки оттуда.
16.02.2018
Ответить
LO_Елена
Я тоже взялась за нее без энтузиазма, но как закрутило, понесло. Мне сложновато было сначала с украинскими словами...намешано и русские и украинские слова, но потом привыкаешь, это даже какую-то изюминку придает.
18.02.2018
Ответить
Оксана
Читала этк книгу 3 раза и это не предел, я уверена. Абсолютго согласна про труд! Воспитанники трудились себе на благо, это был труд, которым они гордились и гордо пожинали результаты. А как они отдыхали!!!! Какие организовывали праздники, театр!!! Радовали и себя, и окружающие села. Я в полном восторге от книги, а Макаренко восхищаюсь - это был Человек и Педагог.
16.02.2018
Ответить
LO_Елена
Согласна во всем) Я не переставала удивляться этой неиссякаемой энергии, идеям...откуда у них столько сил бралось, желания. Зимой, в неотапливаемом сарае играть спектакли. В кратчайшие сроки все делали....диву даешься.
18.02.2018
Ответить
Анна
Слушала аудиокнигу. Но 2/3, а потом показалось, что все одно и тоже и как-то скучно стало, не дослушала. Ну, может, просто мое субьективное состояние сыграло роль. Надо попробовать еще раз и все-таки до конца.
16.02.2018
Ответить
Иринка
Елена, спасибо Вам за отзыв на книгу.
О наследии Макаренко сегодня мало вспоминают, а зря. Читала где-то, что в некоторых странах его принципы формирования коллектива изучают, внедряют в производство. А мы отмахнулись " фи, социализм-коммунизм, сейчас другое время". Время другое, а люди те же.
Его наследие еще изучать и изучать.
16.02.2018
Ответить
LO_Елена
Не за что, нельзя было эту книгу оставить без отзыва. Когда она вышла, были анонсы, а отзывов не было, почему...решила напомнить народу, чтобы мимо не прошли) Не удивлюсь, если этими странами окажутся Япония и Китай, таких трудоголиков еще поискать надо.
18.02.2018
Ответить
ஜூலியா
Замечательная книга, очень люблю её - читала и перечитывала очень много раз.
16.02.2018
Ответить
LO_Елена
Согласна...ее нужно читать и перечитывать, очень она личная получилась. А в конце и радостно, и грустно.
18.02.2018
Ответить
иришка
Я читала два раза: первый раз в институте,второй уже после 30 лет. Антон Семеныч был мои идеалом, и сейчас в принципе. Труд и уважение,уважение к труду, уважение к человеку, к труду. Много спорного конечно. Но он был великим педагогом.
16.02.2018
Ответить
LO_Елена
А сейчас...есть ли люди, которые могут стать идеалами? Есть ли сейчас педагоги, которые не потому что родители сказали, а вопреки всем и всему...потому что не ты выбрала, а тебя... Наверное только такие и становятся вторыми Макаренко.
18.02.2018
Ответить