"Читаем" книгу Майи Кастелиц "Мальчик и дом"
отзывы
Добрый день всем!
Очередную попытку нашей Оли , призывающей меня поделиться находками в ДК, можно признать успешной. Каникулы, есть немного свободного времени, чтобы рассказать вам о моём опыте чтения этой чудесной книги и о той информации, которая вокруг неё роится.
О выходе этой книги я знала заранее, успела полистать словенское издание, успела очароваться и очень ждала наш вариант. В языках я не сильна, но гугл-переводчик и т.п. в помощь, поэтому ждала я "Дети и улица", а вышел "Мальчик и дом". Вначале такая перемена названия меня не обрадовала, но быстро привыкла и нашла в ней свои плюсы.
И стала "читать"! Читала сама, читала с племянником, читала с группами детей разного возраста. Надеюсь, вы помните, что это книжка-картинка, там нет текста, поэтому и кавычки. Процесс так меня захватил, что родились сразу три варианта чтения, ими и поделюсь!
Вариант первый ("читали" с группой детей девяти лет, потом вместе с семилетним племянником):
"Знакомство с историей, или Вперёд за мальчиком!"
Листать, листать, листать... Именно так и поступит любой ребёнок, получив книгу в свои руки. Детали, нюансы истории пока вне поля зрения. Желание одно - пройти сквозь сумрак коридоров и комнат, подгоняя себя любопытством: а что же дальше? куда мальчик придёт? кого там встретит? почему кот его куда-то заманивает и что это за рисунки?
Некоторых немного настораживает сумрак, темнота, но оптимизм главного героя внушает детям веру, что всё будет хорошо! Детское наблюдение: "свет от мальчика, где мальчик - там и свет".
Варианты развития событий слышны один причудливее другого:
"на листочках есть буквы! из них наверное нужно сложить слово, тогда мы узнаем, куда он идёт..."
"там кому-то нужна помощь, и кот зовёт за собой, просит поторопиться..."
"в этом доме живёт старая-старая бабушка, скорее всего кот ведёт мальчика к ней. Точно бабушка! Вот и её портрет".
Почему бы и не пофантазировать!?
И пускай фантазии основываются пока на одной-двух деталях, выхваченных второпях, но и они достойны внимания. Можно остановиться, задать вопросы, почему именно такое пришло в голову, какой фрагмент навёл на эту мысль, а можно просто наслаждаться самыми невероятными детскими идеями. Иногда можно и подчеркнуть какую-то деталь (названия улиц, например, или любопытные надписи).
Кто-то говорил о том, что ни за что не пошёл бы один в такой странный тёмный дом, а другие сожалели, что не могут присоединиться к приключению, которое кажется даже сказочным.
Думаю, что в финале этого беглого знакомства любой ребёнок всё равно сможет ответить на вопрос, как зовут девочку. А вот многие другие мелочи, не так настойчиво и сразу бросающиеся в глаза, могут остаться незамеченными. Поэтому к книге можно вернуться. Сразу или через какое-то время - решать только вам и детям!
Вариант второй ("читали" с двумя группами детей: 8-10 лет и 12-13 лет):
"Знакомство с остановками. Рождение историй".
Мы не просто рассматривали каждый разворот, а делились наблюдениями, стараясь предугадать дальнейший ход событий. Многие мелочи, детали были в центре внимания, масса любопытных замечаний услышала я от ребят:
"-Мне не нравится подъезд, тут очень грязно!
- Это не грязь, просто в доме много детей, много игр".
"Тут точно должны жить маленькие дети, так как ножницы спрятаны повыше..."
"Скорее всего в этот дом приезжали внуки. Чтобы им было веселее, уютнее, дедушка сделал много-много маленьких дверей..."
(а ведь и правда! дверок всех размеров тут предостаточно)
"Здесь почему-то на картине настоящее сердце! Наверное, кто-то работает врачом".
"Как же много везде ключей! Дом с секретами!"
Именно при таком прочтении дети обратили внимание на деталь очевидную, но от меня ("перечитавшей" книгу раз 20) ускользнувшую!
А вот они сразу отметили, в какой момент мальчик решил расстаться со своим портфелем и, конечно же, пофантазировали, с чем это могло быть связано.
Удивительно, но при таком "чтении" с остановками очень многие абсолютно верно предугадали финал!
И после разговоров о свете, о дружбе, о чудесах я предложила рассказать историю ещё раз с самого начала, но уже от "лица" мышей!А вы заметили? Эти хвостатые Толстый и Тонкий разыгрывают параллельно свой спектакль (драму или комедию с орехом), мыши есть абсолютно на всех разворотах!
Ребята их замечали время от времени, но не уделяли слишком много внимания, а теперь с удовольствием окунулись уже совсем в другую историю.
Развороты не выкладываю умышленно. Они в сети есть, но такое удовольствие идти постепенно, вслед за автором, не забегая вперёд!
Вариант третий:
Размышления взрослого, пришедшие в голову не без помощи детей
Удивительный дом, созданный для игры, сказки, приключения.
Дом, в котором у дверных ручек есть свои лица. Дом, где портреты переглядываются. Дом, где заводная птичка может превратиться в настоящую. Дом, где бережно храниться чья-то история любви .
Дом, где оживают книжные истории:
- накрытый стол, карты, розы всем напоминают о безумном чаепитии, на которое попала Алиса (почти все дети говорили об этом);
- дверка, на которой виднеется часть надписи, отсылает к другой двери со знаменитой табличкой "Посторонним В." (да и портрет Пятачка(?) есть на другом развороте);
- книги на полках, книги на подоконниках, на полу, в шкафах... Их названия тоже могут о многом рассказать!
Взрослые читатели, поклонники "Прибытия" Шона Тана, не смогут не заметить и саму книгу, и хвост "дракона" под постером-обложкой книги. Кстати, у этой истории есть и 13-летние поклонники!
Можно искать всё, что связано с играми. Можно придумывать историю семьи, живущей в этом доме. Можно фантазировать на тему чудесного города. У каждого своя история, этим и ценны книги-картинки, книги без слов.
Чудесно об этом сказал Александр Грин в "Алых парусах":
"Он любил картины без объяснений и подписей. Впечатление такой картины несравненно сильнее; ее содержание, не связанное словами, становится безграничным, утверждая все догадки и мысли".
Все заметили, как автор истории "зашифровала" год выхода (рождения) книги в Словении?
Можно пожелать всем любопытных открытий вместе с этой книгой!
А я не остановилась на многократном чтении в разных компаниях. Не давали мне покоя разные детали, нашла я
Все мы радостно обнаруживали на страницах "Мальчика и дома" улицы Гримм, Андерсена: это не вызывало удивления, скорее - радость, ведь любые отсылки к тому, что уже известно, только обогащают историю, позволяя фантазировать в заданных рамках.
Оказывается, Майя Кастелиц со страниц книги (а это её первая книга!) передаёт очень много "приветов" и отдаёт дань уважения целому ряду замечательных словенских (и не только) иллюстраторов, продолжая и трансформируя некоторые темы, мотивы.
Несколько любопытных штрихов к книге "Мальчик и дом"
Титульный лист: главный герой заглядывает в раму (или выглядывает из неё). Это своеобразный привет художнику Marjan Manček, который проиллюстрировал книги о Педенжпеде(? - Pedenjped). Любопытный герой, добавлю пару обложек.
Главный герой одет в полосатую "рубашку": чередуются красные и белые полоски. И это тоже неспроста! Именно в полосатую красно-белую футболку одевается ещё один популярный словенский герой - Juri Muri (Юри Мури?).
Видите, что к иллюстрированию его приключений обращались разные художники, но футболка была неизменной! Привет художникам Melite Vovk и Damijana Stepančiča!
А бумажные самолётики отсылка к ещё одной известной книге Daneta Zajca. И всё это без труда узнают словенские читатели, выросшие на этих книгах!
Но книге свойственна не только вот такая любопытная интертекстуальность! Майя Кастелиц в интервью делилась с читателями, что наполнила этот дом узнаваемыми, любимыми вещами и даже просто вещами из своего дома!
Когда герой поднимается по лестнице, мы можем рассмотреть (почти над его головой) фрагмент работы самой Майи, которой нашлось место и в этом чудесном книжном доме.
Попробуйте почитать корешки книг - и вы узнаете не только о любимых художниках Майи, но и о книгах и музыке. Я совсем не меломан, а вот друг сразу обнаружил рядом с проигрывателем пластинку Джонни Кэша. На одной из книжных полок стоит и его книга "Я вижу темноту".
Есть в книге и отсылка к "Лесу повешенных лисиц" Арто Паасилинна. Думаю, что и ещё много что есть. С удовольствием бы послушала художницу о деталях работы, о их значении!
Кстати, извиняюсь, если переврала имена персонажей, именно поэтому фамилии художников даже и не пыталась переводить!
НО и это ещё не всё!
Почти с самого первого просмотра книги мне не давала покоя эта самая картинная галерея, по которой бежит главный герой вслед за котом!
Он-то пока вряд ли успевает рассмотреть все работы, а вот читатели занимаются этим не без удовольствия. Я была абсолютно уверена, что тут-то точно работает "интертекстуальность", Майя Кастелиц явно обращается к творчеству каких-то художников, известных словенским читателям!
Доказательства этому наконец-то были найдены (может, кстати, и не все).
И вы теперь можете полюбоваться на работы словенских иллюстраторов, а потом найти их на стене нашего чудесного дома:
Перед нами работы Ančke Gošnik Godec ("Золотая птица"), Marlenke Stupica, Damijan Stepančič, Alenke Sottler ("Золушка").
Вот и обложки этих книг:
А своё отношение к этим художникам детской книги Майя Кастелиц передала одним очень ёмким словом, написанном на стене - "VELIKANI". И перевод не требуется, хотя он и есть в русском издании. Вот так художники признаются в любви к творчеству своих коллег!
Приятного вам чтения и много новых книжных открытий! Ведь каждая книга - это целый мир. И помните:
"Автор пишет только половину книги: другую половину пишет читатель".
Дж. Конрад
"Речь", 2019