Читающая школа
Библиотеки (городские, сельские, домашние)По результатам исследования PISA школьники Казахстана значительно отстают по читательской грамотности от своих сверстников из стран ОЭСР. К большому сожалению, такую же неутешительную картину показывает и международное исследование PIAAC, которое охватывает участников от 16 до 55 лет. То есть читательская грамотность взрослого населения также находится на низком уровне. Именно поэтому министерством образования и науки РК был запущен проект "Читающая школа - читающая нация".
Это из сообщений в СМИ.
Не нужно объяснять что такое читающий человек - это человек, способный прочесть не только надписи на рекламных баннерах, ценниках в магазине, сообщения в соцсетях, новостные публикации СМИ, инструкции по применению чего-либо и перечень любых мероприятий, но и читать, понимать, проживать все то, что было создано человечеством, облечено в слова и запечатлено на любых носителях. Человек приобщается к культуре через слово, и огромный пласт культурного наследия, представляемый литературой, не может и не должен быть вытеснен другими видами искусства.
Чтобы школьники читали, они должны познакомиться с книгой. Мы слишком многое стали сейчас называть этим словом, но художественные произведения, заставляющие нас испытывать весь спектр эмоций, вырабатывать и принимать этические нормы, нравственные ориентиры, доставлять нам наслаждение именно самой организацией литературного текста, высокой поэзии, выглядят внешне совершенно одинаково с текстами самого разного уровня и назначения. Многие дети сейчас воспринимают слово "книга" как "учебник", не представляя, что книга может доставить удовольствие при прочтении.
Что мы, взрослые, можем сделать для приобщения детей к культуре слова? Окружить их книгами, сделать их доступными. Не учебниками, не справочниками, не энциклопедиями, содержащими массивы информации, но ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ КНИГАМИ. Стихи и сказки, рассказы и повести, мифы и легенды, романы и притчи, написанные веками назад и пишущиеся сейчас, должны войти в их жизнь не страницами их описаний в учебниках, а живым словом, текстом с иллюстрациями художника.
А поскольку всякие мероприятия по программе чаще остаются именно мероприятиями где о книгах только говорят, а в отведенное под чтение учебное время дети опять читают школьные хрестоматии, я пошла в школу. В ту самую, где училась дочь, тем более, что она недалеко. Познакомились и договорились о сотрудничестве с школьным библиотекарем, и теперь раз в неделю я до хрипов в горле читаю в разных классах что-то по собственному выбору из современных авторов. Думаете, что спускаясь со школьного крыльца, я могу шпарить прочитанное наизусть? Нет, ничего подобного. Но вот зато интонационные акценты, мимолетные поправочки, смягчения в тексте - это шлифуется до автоматизма.
В первый раз перебирая книги, решила взять Ракитину
Отличный рассказ! Но длинный, и после первого же чтения в одном из первых классов, решила им читать
Она простая и без особой динамики, но ее хорошо читать в группе, где дети быстро устают и не выдерживают долгого чтения.
А о книге и поговорить можно, есть о чем. Она перекликается темой с милейшим Троллем, о котором я совсем недавно писала. И для рисования мне кажется, что эта тема может вдохновить надолго. Дети книгу запомнили и через неделю вспоминали и рассказывали.
И рассказ "Одинаковые сны" и маленькая "Розовая сказка" пока только познакомили ребят с именами авторов, дали взглянуть на героев - их ровесников, на реальные и сказочные события в их жизни.
В библиотеке имеются другие, более солидные и насыщенные событиями произведения этих авторов, но, когда после первого чтения один из вторых классов пришел в библиотеку на экскурсию, всем хотелось взять именно эти, непременно эти книги! Но потом мы почитали, поговорили о другом, о разном, кстати, прочитанная книга Джулии Дональдсон Любимая книжка Чарли Кука отлично способствует запуску выбора. В моей личной классификации эта книга проходит по разряду "книги-списки", в которых много упоминаний, отсылок к другим произведениям, героям, темам.
Библиотекарь школы была приятно поражена разнообразием книжного фонда, а я, как зажравшийся буржуй, все ною и недовольно бурчу - мне мало, мало, катастрофически мало новинок! Но дети-то этого не знают! И теперь они разбрелись, разгулялись вдоль стеллажей и навыбирали самого разного.
В основном расчитательского чтива.
Ну кто бы сомневался - первым, о ком спросили после того, как не оказалось читавшихся вслух книг, был Гарри Поттер. Тут у нас сработал железный закон "кто первым встал, того и тапки". В смысле - спросил ))
Записались ВСЕ!
Сегодня один мальчик порадовал меня знанием того, что такое каравелла и фрегат, а сейчас при написании поста увидела у него в руках книгу про пиратов. Спасибо Чарли Куку, подсказавшему мальчику выбор.
Продолжение следует...