Мартовский дневник чтения 4.5 года: о моряках, о маяках, о полярниках и детях всего мира
дневник читателяЧитателю четыре с половиной года, и это его мартовский дневник чтения.
В этом месяце мы читали очень много библиотечных книг.
«Драконы папа и сын» А. Лакруа
Милая книга о приключениях малыша дракончика. Одна из немногих в ряду книг, где рассказывается о детско-отцовских отношениях. Мамы в книге совершенно нет и это никак не объясняется, впрочем это и не важно. Илюша прочитал эту книгу со мной и с папой пару раз.
Иллюстратор явно вдохновлялся у создателей Малыша Николя, я даже сначала подумала что и тут создатель Госсине или Семпе. Смотрите, как похож стиль и рисовка:
вот "Драконы"
а вот "Малыш Николя" - особенно человечки похоже нарисованы
На уход зимы читали две книги - «Снежный шар» Фадеевой и «Человеткина» Дональдсон. Обе книги Илью не заинтересовали больше чем на один раз. Могла бы и не нести их домой с библиотеки, а прочитать там в читальном зале и оставить.
Я продолжаю потихоньку брать читать "религиозную" серию книг с иллюстрациями Свена Нурдквиста - «
Эта книга Илье очень понравилась и стала для нас самой читаемой в марте. На каждом развороте представлен один ребенок из какой-то страны - Марокко, Канады, Японии, Нидерландов, Индии, из племени в Амазонских джунглях - который рассказывает о внутреннем устройстве их традиционного дома и связанных с этим особенностях культуры.
Чтобы ребенку было нагляднее, я после чтения про каждый дом показывала в гугл-картинках настоящие фотографии этих домов. Больше всего Илье понравились дома в Каппадокии, сказал что хочет в них побывать. А мне понравился рияд в Марокко. Что интересно, большинство традиционных жилищ в наше время чаще используются как жилье для туристов.
Мне и самой понравилась эта книга, я думаю что, во-первых подобные книги очень интересно читать и маме и ребенку, а во-вторых, они показывают какой многогранный у нас мир и что то, что мой сын считает незыблемым - теплая вода в неограниченном количестве дома, обои на стенах, wi-fi и мультики, - является совершенно не обязательным для других детей. Это чтение дало нам возможность многое обсудить, порассуждать, смогли бы мы жить без электричества, или в доме на воде, без привычных вещей. Большинство детей, представленных в книге, живут не такой жизнью, как мы в городе, они много помогают родителям с их работой и промыслом - кто прядет ковры, кто на ферме ухаживает за скотом, кто помогает рыбачить, другой смотрит за младшими сиблингами. Мой ребенок это тоже заметил, что он, в отличие от них, мало чего умеет по дому. На что я предложила ему научить его делать чуть больше.
Книг на тему "как живут другие дети" и другие дома мира у меня несколько, и не смотря на то, что эту мы уже сдали в библиотеку, мы продолжим читать по теме.
Следующая книга, которую мы взяли в начале месяца и она пробыла с нами весь март - «Поки» Эдгара Вальтера. Она давно мне примелькалась в сообществе, и я сам хотела её почитать.
Не знаю как точно охарактеризовать её кроме как словом "уютное" чтение. Она о лете, неспешных летних делах, волшебстве каждого дня и летней природы. Мне понравилась авторская задумка, что есть такой народ - поки, живые кочки, они вроде гномов, маленький волшебный народец. Ходят в кафтанчиках из травы и прячутся в природе, маскируясь под травяную кочку. И вот как-то раз их болото осушили и они пошли искать себе новое место для жизни, а нашли друга-человека и остались жить на его хуторе.
Мы три раза прочитали книгу от начала до конца, так она ребенку понравилась.
Иллюстрации большие, цветные, на каждом развороте, так что ребенку есть что порассматривать по время чтения:
Меня только смутило несколько разворотов с голыми поками, ладно один раз когда они в бане, но прям и в бане три разворота, и потом при купании в реке снова голые поки, и еще где-то. Ребенок, конечно, вопросов не задал, а меня это немного смутило. Вот даже тут, с краю, голый пок.
Еще я всё же купила себе книгу Мелентьевой «Моря России», и теперь мы обращаемся к ней иногда, когда хочется прочитать про какое-то море.
Маленькую книжечку «Как они растут» (Клеманс Полле, Франсуаз де Гибер) от издательства МИФ прихватили в библиотеке. Не смотря на то, что мы каждый год читаем что-то про еду и как она растет, ребенок тоже растет и похоже всё забывает. В прошлом году мы брали "Как растут овощи" Герды Мюллер, долго и по несколько раз ее читали, а в этом году Илья снова спрашивает меня как растут помидоры. Я прям расстроена такой забывчивостью, тем более что мы даже видели помидоры на ветках в парнике у дедушки. Так что полистали эту книгу, мне она не понравилась, слишком сухо. На каждой странице рисунок плода и его дерева и буквально два предложения, не интересных и не информативных. Малышам так читать скучно, старшим детям не интересно. УЖ лучше Герда Мюллер. На кого эта книга рассчитана я не представляю. Моя антирекомендация.
Продолжали с удовольствием читать стихи Генриха Тумаринсона, живущие с нами уже, по-моему, третий месяц. Но наконец начитались и сдали их в конце марта.
Еще одна необычная книга в этом месяце - «Рискни стать полярником! Хроника опасных приключений, которых лучше было бы избежать» Джен Грин от знаменитого издательства Paulsen. Рассчитанная на школьников, но я ее взяла все равно хотя бы немного полистать и почитать интересные факты. Ребенок, конечно, не многое понял, но что-то всё же в голове осталось.
В ней рассказывается как Эрнест Шеклтон с экспедицией в 1914 году пытался пройти через Южный полюс:
и как они потратили на это год, чуть насмерть все не замерзли и не умерли от голода, но в итоге не смогли преодолеть суровые условия Антарктиды.
В книге делается акцент именно на выпавшие на долю полярников тяжелые испытания. Как они тащили по льдам корабль как бурлаки:
Чем питались в палаточном лагере (водорослями и луком):
В конце книги небольшой словарик слов и терминов, упоминавшихся в книге:
Илье было интересно читать, потом вспоминал моменты из книги. Но лучше мы её ещё раз возьмем прочитать когда ребенок будет постарше.
Еще в тему о море читали книгу «О моряках и маяках» Якова Длуголенского. Небольшая, написанная специально для детей, книжка рассказывает об истории изобретения маяков, о маяках в древнем мире, о том как они были устроены в древности и как менялись с приходом новых видов топлива и электричества. Читали пару раз подряд, так она понравилась сыну. Хотя у нас есть книжка о маяках от "Насти и Никиты", но и эту почитали с удовольствием.
Ближе к концу марта я вынула с полки давно купленную сказку «
Читали наши любимые стихи и сказки. Сутеева все сказки перечитывали от корки до корки. Маршака читали, стихи русских поэтов в сборнике Росмен. И русские народные сказки "Маша и Медведь", "Иван дурак" и пытались "Чудо Юдо и крестьянский сын" но не смогли, - пропал интерес посреди чтения.
Еще читали «
После поездки на экскурсию в музей почвоведения доставали почитать про обитателей почв и насекомых наши любимые энциклопедии Дёринга.
И пытались почитать Турбьёрна Эгнера «
Еще мы давно уже почитываем одну очень мальчуковую энциклопедию про технику, но я который месяц забываю ее упомянуть. Вот она:
В ней понемногу рассказано обо всей технике, что может интересовать мальчишку: корабли и ракеты, автомобили, мотоциклы, специальная спасательная техника, военная техника, поезда, самолеты и вертолеты, космические ракеты и шаттлы, строительные машины. Сам текст для Ильи слишком сложный, мы обычно читаем так - он выбирает раздел, тыкает на интересные для него машины, я или своими словами или адаптируя текст рассказываю ему о них. Книга прям моя находка, я ее выбрала благодаря давнему отзыву в ДК, а нашла ее на Авито, потому что тираж старенький и в продаже уже нет.
Развороты выглядят в ней вот так:
Короче, рекомендую.
Из аудио сказок в этом месяце мы прослушали снова энциклопедии Чевостика, немного про Огриков, немного стихов русских авторов, немного Конни. Впервые за долгое время аудио Илья слушал мало, может устал от колонки.
Такой вот был месяц чтения, спасибо всем кто прочитал наш дневник.