Николай Рерих. Серия картин "Знамёна Востока" (репродукции с комментариями)
Великие Облики
Посвящается Великим Учителям человечества - Вестникам Света (Вестникам Шамбалы)!
(Справедливости ради надо сказать, что в написании этого поста я использовала материалы статей рериховеда-искусствоведа Евгения Маточкина)
У Николая Константиновича Рериха есть удивительная серия картин под названием "Знамёна Востока", которая состоит из 19-ти полотен определённого формата - 18-ти горизонтальных и одного центрального вертикального полотна, которое является главным объединительным фокусом для всех остальных картин.
Героями этой серии Рерих сделал величайших подвижников, святых, пророков, религиозных реформаторов, философов, мыслителей и духовных учителей различных культурных традиций, которые каждый в своё время совершили подвиг преображения сознания человечества. Каждому из них в своё время было суждено впоследствии стать основателем или реформатором той или иной религии, конфессии, философского учения или системы.
Рерих изобразил своих героев в самые значительные моменты их жизни и деяний, которые оставили яркий и неизгладимый след в народном сознании: они изгоняют тьму, они помогают в беде, исцеляют и сострадают, неутомимо творят добро и жертвуют собой, принимая на себя многие земные трудности и тягости во благо людей.
Сюжеты картин Николай Константинович почерпнул из кладезя народных легенд и преданий, которые дошли до нас сквозь века и запечатлелись в истории народов как безусловные культурные ценности.
Надо отметить, что Рерих был не просто художником, а многогранным учёным-исследователем и философом-путешественником, поэтому его картины, его искусство - это, прежде всего, средство выражения мысли Рериха-философа и Рериха-учёного, мысли, взращенной на идеях Учения Живой Этики (Учения Жизни) - Учения о психической энергии, высшим проявлением которой является Мысль, Учения о мысли, о мышлении, об овладении мышлением, о необходимости самосовершенствования и о его путях.
Мысль о Мировом Единении была основной идеей Рериха. Он считал, что люди планеты должны наладить сотрудничество и взаимопонимание. Что человечеству, уставшему от злобы и разъединения, настала пора вспомнить об истинных ценностях культуры, о знаках будущего преображения мира, которое предуказывали все великие Пророки и Святые.
Рерих видел возможность объединения человечества на основе культуры, ведь путешествуя по миру и исследуя культурные традиции разных народов, он повсюду находил взаимопроникновение культур Востока и Запада, и это очень отвечало его идее о возможности их синтеза.
В своих исследованиях он находил свидетельства о богатых взаимосвязях искусств, казалось бы, таких разных народов. Он бесконечно убеждался в общности духовных исканий человечества, в непреходящей ценности и жизненности этических Заветов великих подвижников, пророков, мыслителей и философов.
Рерих верил, что когда-нибудь мир станет единым, а высшей нравственной ценностью утвердится труд во имя Общего Блага. Давно лелеемая художником мысль об объединении человечества на основе культуры, приобщения к мудрости древних философских систем и религиозных учений, в серии "Знамёна Востока" обрела яркое живописное воплощение.
Рериху-художнику удалось перевести столь необходимое сегодня понятие мирового единения из записной книжки исследователя на всем понятный язык искусства.
В 1925 году Николай Константинович записал в своем путевом дневнике:
«Серия "Знамена Востока" сложилась: 1. "Будда Победитель" перед источником жизни. 2. "Моисей Водитель" - на вершине, окруженный сиянием неба. 3. "Сергий Строитель" - самосильно работает. 4. "Дозор Гималаев", в ледниках. 5. "Конфуций Справедливый" - путник в изгнании. 6. "Иенно Гуйо Дья" - друг путников (Япония). 7. "Миларепа Услышавший" - на восходе познавший голоса дэв. 8. "Дордже Дерзнувший" стать лицом к лицу с самим Махакалой. 9. "Сараха - Благая Стрела", не медлящий в посылках. 10. "Магомет на горе Хира (весть архангела Гавриила)", предание. 11. "Нагарджуна - Победитель Змия" видит знамение на озере владыки Нагов. 12. "Ойрот - вестник Белого Бурхана", поверье Алтая. И те, что уже в Музее: 13. "Матерь Мира". 14. "Знаки Христа". 15. "Лао Цзе". 16. "Дзон-Капа". 17. "Падма Самбхава". 18. "Чаша". 19. "Змий Древний"».
Картина "Матерь Мира" является центральным полотном и главным фокусом серии "Знамёна Востока". Это не просто картина, это своего рода картина-икона, которая посвящена Великому Женскому Началу, как символу Матери - Матери рождающей и Матери дающей, Жизнедательницы всему сущему, Защитницы и Охранительницы Жизни.
Во всём мире её почитают в разных обликах: как Царицу Небесную, как Мадонну, Богиню Кали, Гуаньинь, Канон, Преблагую Дуккар, Иштар, Мириам, Белую Тару, Радж-Раджесвари, Ниуку…
Николай Рерих писал: "На всём Востоке и на всём Западе живет образ Матери Мира и глубокозначительные обращения к этому Высокому Облику. Великий Лик часто бывает закрытым и под этими складками покрывала, сияющего квадратами совершенства, не кажется ли тот же Единый Лик общей всем Матери Сущего!"
Сделав картину "Матерь Мира" центральным полотном своей серии, Рерих объединил вокруг неё Облики Великих Учителей, земная жизнь которых была Подвигом во имя духовной эволюции человечества.
Сверкая космическими лучами, Матерь Мира воплощает в себе Вселенскую Любовь. И, как жертвенна Любовь Матери Мира, так жертвенна деятельность посланных ею на Землю Великих Учителей - Сынов Света.
Космический огонь, которым Рерих наделил образы земных воплощений Учителей, является единым с огненным Обликом Матери Мира. Он выступает у Рериха выразителем духовного единения всех носителей Света и их общего тяготения к великому женскому облику.
Позвольте представить вам репродукции картин Николая Рериха из серии "Знамена Востока" в том порядке, в каком, возможно, он был задуман самим художником. Объяснение расположения картин именно в этой последовательности привожу ниже, и оно принадлежит искусствоведу-Рериховеду Евгению Маточкину.
1. Дордже дерзнувший. 1924. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США.
Дордже (тибет. - «молния», "скипетр богов", ок. 1284 - 1376) - великий представитель ваджраяны, или тантрического буддизма, распространенного в Тибете; занимался преимужественно литературной деятельностью и постройкой храмов; считался особенно сильным в деле заклинания гневных богов. Именно такой момент и изображен на картине: Дордже, просветленный святой, бесстрашно предстал перед гневным огневидным божеством - Махакалой. Как писал Н.К. Рерих, Великие Учителя "не боятся стать лицом к лицу с самыми мощными силами или соединиться с ними,если это необходимо для общего процветания".
2. Магомет на горе Хира. 1925. Музей имени Н.К. Рериха, МЦР, Москва, Россия.
Магомет (Мухаммад) (ок. 570-632) - основатель религии ислама и первой общины мусульман; пророк Аллаха и его посланник, через которого был передан людям текст Корана, главной священной книги мусульман, провозглашающей строгое единобожие.
Сюжет картины «Магомет на горе Хира» поясняют записи Н.К. Рериха в его экспедиционном дневнике:
«Тот же самый - Старого и Нового Завета - архангел Гавриил на горе Хира указал Магомету начать проповедь...
Интересно говорит Ат-Табари о пророческом призвании Магомета ("История пророков и царей"): "Первое, чем началось откровение посланника божьего, были внушения истины, которые приходили подобно утренней светозарности. Затем он проникся уединением и оставался в пещере на горе Хира. И вот пришел к нему предвечно Истинный. И сказал ему: "Магомет, ты - посланник Божий".
"Я стал на колени, - говорит посланник Божий, - и стою жду. Затем я медленно вышел. Сердце мое трепетало...
И Он опять явился мне и сказал: "Магомет, я Гавриил, а ты - посланник Божий"».
3. Конфуций справедливый. 1925. Частное собрание, США.
Конфуций (от кит. Кун-Фу-цзы - «уважаемый учитель Кун», 551-479 гг. до н. э.) - древнекитайский мыслитель, создатель этико-политического учения, основатель конфуцианства, младший современник Лао-цзы.
Природную Поднебесную, рассматриваемую Лао-цзы в его трактате «Дао дэ цзин», Конфуций дополняет Поднебесной социальной, сделав предметом своих размышлений человека как члена общества, уподобляемого большой семье и управляемого с помощью моральных законов. Ставя задачей своего Учения гармонизацию жизни государства, общества, семьи и человека, Конфуций утверждал, что человек должен стать сотрудником неба и земли.
Книга «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), в которой нашло свое отражение Учение Конфуция, на протяжении веков формировала общественное сознание китайского народа, будучи одной из первых книг, которую каждый китаец наизусть выучивал в школе и которой затем руководствовался в течение всей жизни.
Однако в свое время Конфуций, проповедовавший общину и пытавшийся применить утверждаемые им нравственные законы на практике, был, по словам Рериха, «настолько преследуем современниками своими, что даже должен был держать наготове запряженную колесницу и большинство жизни провел в вынужденных переездах».
4. Будда-победитель. 1924. Частная коллекция. Россия.
Будда (санскр. «просветленный», «озаренный высшей мудростью», 662-544 гг. до н. э.) — имя-эпитет основателя буддизма Сидхартхи Гаутамы Шакьямуни, царевича одного из государств Северной Индии, отрекшегося от наследственных прав и имущества ради духовно-аскетической жизни и проповеди Учения милосердия и человеколюбия, пробуждающего в людях сознание их единства и братства.
Называя Будду Гаутаму великим учителем жизни, львом бесстрашия и подвига, Н.К. Рерих в своих путевых записях, сделанных в Ладаке в 1925 году, отмечал, что «пришло время, когда из-за позолоты идола появляется лик Будды, великого общинника, учащего против собственности, против убийства, пьянства, излишеств. Появляется могучий облик, зовущий к переоценке ценностей, к труду и познанию».
В этих же записях можно найти и пояснение смысла картины «Будда Победитель»:
«Преобразователь, стремившийся к жизненности, не мог удовлетвориться перетолкованиями Ригведы. Далеко уходит Будда в тайники гор... И на берегах Наиранжары озаряется решимостью сказать слова об общине, об отречении от личной собственности, о значении труда на общее благо и о смысле познания. Установить научный подход к религии было истинным подвигом. Обличить своекорыстие жрецов и браминов было высшим бесстрашием. Явить истинные рычаги скрытых сил человеческих было неслыханно трудно. Царю прийти в облике могучего нищего было необыкновенно прекрасно!»
5. Иенно-Гуйо-Дья – друг путников. 1925. Музей имени Н.К. Рериха, МЦР, Москва, Россия.
Иенно-Гуйо-Дья - под этим именем в Японии известен бродячий монах-аскет, создавший буддийское движение Шугендо и братство странствующих монахов Ямабуши. Однако легенды древней Японии повествуют, что Иенно-Гуйо-Дья - это знаменитый князь Сётоку (574-622) - выдающийся государственный и религиозный деятель, святой, философ, законодатель, основатель японского буддизма, с деятельностью которого был связан расцвет Японии как государства. В исторической литературе его сравнивали с Буддой, Конфуцием и Христом.
Существует и предание, утверждающее, что после поддельных похорон князь принял имя Иенно-Гуйо-Дья, ушел в горы и стал отшельником. «Ямабуши» - «вольные монахи», «горные мудрецы» созданного им братства сознательно противопоставляли себя официальной буддийской церкви и несли Учение Будды народу. Во многом благодаря их деятельности буддизм в Японии превратился из религии избранных в религию для всех.
С именем Сётоку связано пророчество о приближении эры Мироку, или Будды грядущего - Майтрейи, а также изумительно прекрасная деревянная скульптура Мироку, которая, по преданию, была вырезана самим Сётоку.
Народная память запечатлела образ князя Сётоку, или Иенно-Гуйо-Дья, как необычайно сострадательного к людям, всегда помогающего бедным и путникам.
6. Ойрот - вестник Белого Бурхана. 1924. Музей имени Н.К. Рериха, МЦР, Москва, Россия.
В основу сюжета этой картины положено поверье Алтая, о котором Н.К. Рерих пишет в своих книгах «Сердце Азии» и «Алтай-Гималаи»:
«Только недавно эта область, полная прекрасных лесов, гремящих потоков и белоснежных хребтов, получила собственное имя - Ойротия. Страна Благословенного Ойрота, народного героя этого уединенного племени. И еще чудо случилось в этой стране, где до последнего времени грубые формы шаманизма и колдовства процветали.
В 1904 году молодая ойротская девушка имела видение. Явился ей на белом коне сам Благословенный Ойрот. Сказал ей, что он вестник Белого Бурхана и придет сам Бурхан скоро.
Дал Благословенный девушке-пастушке много указаний, как восстановить в стране праведные обычаи и как встретить Белого Бурхана, который воздвигнет на земле новое счастливое время».
«Про доброго Ойрота все знают... к югу шаманизм заменился учением про Белого Бурхана и его друга Ойрота. Жертвоприношения отменены и заменились сожжением душистого вереска и стройными напевами. Ждут скорое наступление новой эры...
Белый Бурхан, конечно, он же Благословенный Будда».
7. Миларепа Услышавший. 1925. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США.
Миларепа (Милараспа, 1038-1122) - монах-поэт, слагатель гимнов, самый знаменитый Учитель Тибета, почитаемый как идеал Великого Святого всеми многочисленными школами тибетского буддизма. Как повествует его житие, "Он был тем, кто, обладая безграничным милосердием, всеведением и могуществом, мог своими проповедями приносить освобождение даже бессловесным тварям".
Среди тибетцев очень популярны как жизнеописание Миларепы, так и книга его религиозных стихов "Сто тысяч песен Миларепы", или "Гур-бум". Их распевают странствующие певцы, растянув на стене картину из жизни подвигов этого провидца-отшельника.
Согласно традиции, Рерих изображает его сидящим среди остроконечных скал на фоне заснеженных гор, с поднятой к уху правой рукой, слушащего таинственные голоса природы.
"Великий поэт Миларепа знал силу часа перед рассветом, - писал Николай Константинович, - и в этот благословенный момент его дух сливался с великим духом мира в сознательном единстве".
8. Дзон-Капа. 1924. Вариант. Частное собрание, США.
Дзон-Капа (или Цзонкапа, монг. Цонхава, 1357-1419) - тибетский религиозный деятель, заложивший основы современной организации тибетской церкви; крупнейший реформатор буддизма, стремившийся вернуть изначальное, неискаженное Учение; в Монголии почитается как второй Победоносный Будда; создатель школы "гелугпа" ("школа добродетели"), или "желтых шапок"; автор известного труда "Ламрим-чэнпо" ("Ступени Пути к Просветлению"); восстановил и переосмыслил культ Будды Грядущего - Майтрейи, в честь которого построил монастырь.
Цзонкапе приписывается и авторство пышной и театрализованной буддийской обрадности, и прежде всего ритуально-праздничной. Описывая один из прадничных ритуалов в монастыре "желтошапочников", Николая Рерих заметил: "Там, где ближе Благословенный МАйтрейя, там и звучнее и светлее движения и мощнее трубные гласы".
9. Дозор Гималаев. 1925-1926. Музей имени Н.К. Рериха, МЦР, Москва, Россия.
За этими безымянными, безвестными стражниками, несущими свой неусыпный дозор в безмолвии гималайской ночи, стоит сокровеннейшее для народов Азии понятие о Заповедной Шамбале, Обители Великих Махатм, чьи границы охраняются неприступными горами и снежными людьми; о том священном месте, где «земной мир соприкасается с высшим состоянием сознания», откуда берут начало все знания и вся мудрость, даваемые человечеству теми или иными Учителями, и где была заповедана Мировая Община.
На переднем плане картины темным обрамлением выделен просвет, в нем видна далекая вершина, или символ той сокровенной Обители, которую бессменно оберегает дозор Гималаев.
10. Матерь Мира. 1924. Вариант. Музей имени Н.К. Рериха, МЦР, Москва, Россия.
Матерь Мира - это Великий Дух Женского Начала!
Сколько необыкновенно трогательного и мощного слилось в этом Священном понятии всех веков и народов!
Сколько красоты, самоотвержения и трагичности в этом величественном Облике!
Космическими волнами приближается к человеческому сознанию великое понятие Матери Мира. Она является символом наступающей Новой Эпохи - Эпохи Женщины. Недаром женская половина человечества стала так яро бороться за свои права!
Древние легенды Востока говорят, что Матерь Мира пожелала скрыть Свой Лик и Свое Имя от человечества после падения Атлантиды, когда тьма достигла апогея и человечество погрузилось во мрак безнравственности и бездуховности. Защитница и Охранительница Жизни сокрыла свой Лик для того, чтобы заставить людей опомниться...
К образу Матери Мира - вдохновительницы, творительницы, всюду вносящей добротворчество, Н.К. Рерих обращался неоднократно и в своей живописи, и в своих очерках. В очерке "Великая Матерь" Николай Рерих писал:
"Образ Матери Мира, Мадонны, Матери Кали, Преблагой Дуккар, Иштар, Куанин, Мириам, Белой Тары, Радж-Раджесвари, Ниука - все эти благие образы, все эти жертвовательницы собрались в беседе, как добрые знаки единения. И каждая из них сказала на своем языке, но понятном для всех, что не делить, но строить нужно. Сказала, что пришло время Матери Мира, когда приблизятся к земле Высокие Энергии, но в гневе и в разрушительстве эти энергии вместо сужденного созидания дадут губительные взрывы.
В улыбке единения все стало простым. Ореолы Мадонны, такие одиозные для предубежденных, сделались научными физическими излучениями, давным-давно известными человечеству аурами. Осужденные рационализмом современности символы из сверхъестественного вдруг сделались доступными исследованию испытателя. И в этом чуде простоты и познания наметилось дуновение эволюции Истины."
Подробнее о картине "Матерь Мира" можно узнать в этом посте .
11. Чаша Христа. 1925. Музей имени Н.К. Рериха, МЦР, Москва, Россия.
Эта картина, чей сюжет отражает известное евангельское событие - моление Христа в Гефсиманском саду в ночь перед взятием под стражу по доносу Иуды, напоминает нам о той Чаше подвига, которую принимали все Учителя человечества.
Христос, приняв эту Чашу, кровью своей запечатлел принесенный им Завет: «Нет больше любви той, как если кто положит душу за други своя». Зная, что в основании Бытия лежит самопожертвование, сознательно и добровольно пошел он на крестные муки страдания за Истину, чтобы Завет его был закреплен в памяти грядущих поколений.
12. Моисей Водитель. 1925. Музей имени Н.К. Рериха, МЦР, Москва, Россия.
Моисей (ок. XIII в. до Р. Х.) - библейский пророк, автор «Пятикнижия», или пяти первых книг Библии; предводитель израильских племен, призванный богом Яхве вывести израильтян из фараоновского рабства; основатель иудаизма; на горе Синай Бог дал Моисею скрижали с Десятью Заповедями, которые положены в основу всей человеческой цивилизации.
Как повествует Библия: «И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; Я дам тебе скрижали каменные, и закон, и заповеди... И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай...»
«Моисей был, воистину, великим вождем, - писала Е.И. Рерих, - он явился создателем народа израильского, но не идеи единобожия, которая существовала от древнейших времен. Моисей, будучи учеником египетских жрецов, был посвящен в их тайное знание, в единство Космоса, единство в многообразии. И эту идею единства он утвердил в виде Единоначалия, именно, в массах закрепив почитание единого аспекта Божества как Иеговы...
Моисей был вождем и законодателем, и на нем лежала тяжкая задача создать народ из кочевого племени, находящегося в полном рабстве и, в силу этого, усвоившего многие отрицательные черты, и заложить в нем основы порядка, государственности и строительства».
13. Сергий Строитель. 1925. Музей имени Н.К. Рериха, МЦР, Москва, Россия.
Сергий Радонежский (1314-1392) - основатель и игумен Троицкого монастыря (ныне Троице-Сергиева лавра), инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях; церковный и государственный деятель, заложивший основы русской государственности; активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику московского князя Дмитрия Донского, которого благословил на Куликовскую битву.
Заступником, Хранителем и Водителем русского народа, его духовным воспитателем и строителем его государства назван Сергий Радонежский в письмах и статьях Е.И. и Н.К. Рерихов, неизменно вдохновлявшихся именем Преподобного Сергия в своей деятельности.
Рерих изображает Сергия Радонежского таким, каким запечатлела его народная память, - неутомимым тружеником. «Сергий, Строитель Общин, - писал в путевом дневнике Николай Константинович, - запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд. Голодая, сам он предлагал свою работу. Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека. Отказ от митрополичьего сана и ношения на себе ценных металлов в его жизни является естественным поступком без всякой рисовки. Неутомимость труда; подбор молодых, никому неизвестных сотрудников; простота как наверху, так и внизу. Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредности этого понятия. В списке строителей общины Сергий сохранил большое место».
14. Саракха – Благая Стрела. 1925. Частная коллекция.
Сараха (санскр. - «Лучник», также Саракха, Сароруха или Сароджа, Сарахаста, 7 – 9 вв.) - выдающийся буддийский подвижник, учитель Нагарджуны в Наланде - крупнейшем буддийском университете того времени.
В соответствии с иконографией изображен со стрелой (символ благой вести) в руках.
Сараху почитают в числе 84 маха-сиддхи, признанных в буддизме ваджраяны, - святых мудрецов, достигших духовного совершенства. Его называют также ади-сиддха (главный, первый), «Высший сиддха новых тантр». Сараха способствовал утверждению Учения Будды в Индии.
Сараха оставил множество трактатов, наставлений, поэм, семь из которых включены в Тибетский канон. Особенно известны его духовные песни «доха» и «карья гита».
Деятельность Сарахи протекала в период кризиса и ослабления влияния буддизма в Индии. В своем духовном наследии он призывал отказаться от чрезмерного увлечения медитациями, ритуалом, умственными спекуляциями; критиковал устоявшиеся догмы буддизма, индуизма, джайнизма. Основой духовного совершенствования считал сострадание и постижение своей внутренней природы.
В легендах и преданиях Сараха связан с дакинями - сокровенными образами женского начала в буддизме. Его называют сыном дакини. Первые духовные достижения он получил от дакинь в облике «четырех браминских дев». И прозвище «лучник» (изготовитель стрел) он приобрел благодаря своей супруге - дакине, воплотившейся в дочери кузнеца из нишей касты. Согласно одной из легенд он имел видение, что встретит своего Учителя на базаре. Спустя некоторое время он действительно увидел на базаре девушку, которая делала стрелы столь безупречно и столь совершенны были ее движения, что Сараха понял, что она и есть его Учитель. Эта девушка стала его супругой и верной спутницей в странствиях.
15 Падма Самбхава. 1924. Вариант. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США.
Падма Самбхава (Падмасамбхава - санскр. "Рожденный из лотоса", 8-9 в.) - проповедовал Учение Будды в Тибете, где добился победы буддизма над местной религией Бон, или "черной верой"; основал там первый буддийский монастырь Самье, а также самый древний из тибетских монашеских орденов - орден Ньингмапа (или "красных шапок"; положил начало переводу буддийских текстов на тибетский язык. Его Учени именуют в Тибете "прямым путем".
В своих путевых заметках Н.К. Рерих писал: "Через тысячу двести лет после Будды Учитель Падма Самбхава приблизил к земным путям учение Благословенного. При рождении Падма Самбхавы все небо светилось и пастухи видели чудесные знаки. Восьмилетний Учитель показался миру в цветке лотоса. Падма Самбхава не умер, но ушел, чтобы научить новые страны. Без его ухода миру грозила бы опасность. В пещере Кандро Сампо, недалеко от Ташидинга, около горячих ключей жил сам Падма Самбхава. Некий гигант вздумал строить проход на Тибет и пытался проникнуть в Священную Страну. Тогда поднялся Благой Учитель, возвысился ростом и поразил дерзкого попытчика. Так уничтожен был гигант. И теперь в пещере стоит изображение Падма Самбхавы, а за ним каменная дверь. Знают, что Учитель скрыл за дверью священные тайны для будущего, но сроки им еще не пришли".
Сюжетом для своей картины художник избрал одно из деяний Великого Учителя Тибета: "поборовший силы природы" Падмасамбхава бесстрашно беседует с гигантским горным духом.
16. Знаки Христа. 1924. Музей имени Н.К. Рериха, МЦР, Москва, Россия.
Путевые записи Н.К. Рериха свидетельствуют, что часть маршрута Центрально-Азиатской экспедиции проходила путями «Христа-Странника», «Великого Общинника», где было встречено немало сохраненных в Азии знаков о жизненном облике «Иссы, лучшем из сынов человеческих».
Согласно древнему тибетскому манускрипту, в свое время Исса «тайно оставил родителей и вместе с купцами из Иерусалима направился к Инду, за усовершенствованием и изучением законов Учителя», был в древних индийских городах Джаггарнате, Ра-джагрихе, Бенаресе, затем в Непале и в Гималайских горах, и еще до проповеди в Иерусалиме проповедовал «об общине мира» в Ле - главном городе тибетского королевства Ладак.
«Среди ладакцев Иисус провел много дней; он учил их лечению и о том, как превратить землю в небо радости... - пересказывает Н.К. Рерих сведения из одного из древних источников, повествующих о жизни Иисуса в Тибете. - Иисус повторял: "Я пришел показать человеческие возможности. Творимое мною все люди могут творить. И то, что я есть, все люди будут. Эти дары принадлежат народам всех стран - это вода и хлеб жизни"».
В основу сюжета картины «Знаки Христа» положен исторически известный факт: во время своего пребывания в Ле Христос, начертав эти знаки, сказал: «Ногами и руками человеческими достигнем».
17. Лао Цзе. 1924. Частная коллекция.
Лао-цзы (VI-V вв. до н. э.) - основоположник философско-религиозного учения даосизма, оказавшего колоссальное влияние на всю традиционную культуру Китая, а также других дальневосточных стран; автор древнекитайского трактата «Дао дэ цзин» («Книга о Пути и Благодати»), который и поныне входит в арсенал философской культуры не только Китая, но и всего человечества и является одной из самых переводимых в мире книг.
Сюжетом для своей картины Н.К. Рерих избрал событие, которым заканчивается дошедшее до нас из глубины веков жизнеописание великого мыслителя: увидев упадок государства Чжоу, где он служил главным хранителем архива царского двора, Лао-цзы ушел в отставку и отправился на запад (записав на пограничной заставе, по просьбе ее начальника, мудреца Инь Си, свое бессмертное творение о Дао и Дэ - учение о «чистейшем духе», «небесной воле» и об их постижении, которое, по выражению Льва Толстого, учит тому, как переходить от жизни тела к жизни духа).
На картине, по словам самого Николая Константиновича, изображен Лао-цзы, едущий на священном черном быке сквозь заросли королевского бамбука в Тибет.
18. Нагарджуна – победитель Змея. 1925. Музей имени Н.К. Рериха, МЦР, Москва, Россия.
Нагарджуна (санскр. «Победитель Нага», кон. II - нач. Ill в.?) - величайший мыслитель в истории человечества, индийский философ, которого считают основоположником мадхьямики («срединный путь»), одного из направлений махаяны, основной школы буддизма. Этот реформатор буддизма, оставивший огромное наследие (сохранилось 200 приписываемых ему трудов - от комментариев на буддийские сутры до руководств по алхимии, врачеванию, металлургии и т.д.), был широко известен не только в Индии, но и в Китае и Тибете.
По преданию, особые знания он получил от царя нагов (змее-драконов народной мифологии) Магараджи; ибо считается, что сутры, которые Будда проповедовал при жизни, были поняты только бодхисаттвами, богами и нагами, и именно наги сохранили их тексты в своих подводных дворцах. Этот таинственный момент передачи знания и изображен на картине.
«Сильные духом отдельные Учителя искренне пытались снова явить прекрасный лик Учения... - писал Н.К. Рерих в своем экспедиционном дневнике. - Смелый Нагарджуна, почерпавший на озере Юмцзо (озере Нагов) мудрость из бесед с Нагом - "змеиным царем"... и многие другие, одинокие, понимающие предуказанную эволюцию, очищали пыль условности с заветов Будды».
19. Змий Древний (Змий мудрости). 1924. Музей имени Н.К. Рериха, МЦР, Москва, Россия.
Этой картиной Николай Рерих напоминает нам о "древнейшем культе Азии - жены и змея", или культе мудрой жены.
В ней дан удивительно смелый и органичный синтез форм западного и восточного искусства. Так, извивающийся змей-дракон и рисунок волн и облаков идут от традиций живописи Древнего Китая, на переднем же плане художник воспроизводит рельев знаменитого древнегреческого памятника 5 в. до н.э. - так называемого "Трона Людовизи", изображающего кульминационную сцену мистерий Афродиты.
На картине Н. К. Рериха «Змей» или «Рождение мистерий» изображено, как из волн бушующего океана выходит чудо - золотоволосая Афродита. И над этим волнующимся водным пространством, в растревоженном грозовом небе извивается огромный, похожий на дракона змей. Дух богини вошел в инволюцию и принял форму земной женщины. Таков смысл картины и мифологический, и философский, и исторический. Небесный змей, вечный символ этого важнейшего эволюционного процесса, несет в своем мифологическом образе ту же космическую диалектику, которая подняла над головами земных мудрецов капюшоны кобр.
*****************
О том, как должен выглядеть весь "ансамбль" полотен Рериха из серии "Знамёна Востока" искусствовед Евгений Маточкин пишет:
"Идейная однородность образов 18 картин серии, их одинаковый горизонтальный формат и выделенная вертикаль центрального полотна «Матери Мира» заставляют предположить, что серия «Знамена Востока» представляет собой единый ансамбль, объединенный общей художественной идеей и задуманный как величественный иконостас миробъемлющего храма.
Сегодня, когда полотна серии рассеяны по разным коллекциям, можно только догадываться, как должен выглядеть этот ансамбль согласно авторскому замыслу. Очевидно, что структура ансамбля была симметричной, то есть с обеих сторон от центрального полотна находилось по 9 картин, каждая из которых занимала свое определенное место. Можно предположить, что порядок картин в ансамбле согласно нумерации приведенного самим Рерихом списка мог быть следующим: 8 - 10 - 5 - 1 - 6 - 12 - 7- 16 - 4 - 13 - 18 - 2 - 3 - 9 - 17 - 14 - 15 - 11 - 19.
Подобное воссоздание ансамбля приводит к интересным выводам. Так, при том, что каждая картина написана в определенной цветовой тональности, красочная палитра серии от крайних полотен с их теплыми земными тонами постепенно трансформируется в золото солнечных лучей, а затем - в преобладающее над всем космическое сияние в центральном полотне. В результате общая световая гамма картин следует естественному радужному спектру: от красного - через желтый и зеленый - к синему. От периферии к центру растет энергетика световых волн. В срединной семерке полотен доминирующий синий цвет, насыщаясь вибрациями духовных устремлений героев и неземных белых потоков, словно обретает новое качество.
Белое огненное сияние центрального полотна, суммирующее в себе весь красочный спектр, объемлет светоносную материю всех остальных полотен и приобщает ее к своей стихии.
Как един огонь Матери Мира с огнем звезд-Учителей, так и качественно едина с центральным полотном природа огненного свечения, окружающего образы земных воплощений Учителей. Каждый из них, совершая подвиг преображения сознания людей, несет в себе огонь единый, неизменный для всей Вселенной.
Идея светового синтеза, реализованная фокусированием радужного сияния красок в белом свете центрального полотна, как бы непосредственно проистекает из идеи духовного единения носителей Света, их общего тяготения к великому женскому образу. Сверкая космическими лучами, Матерь Мира воплощает в себе Любовь. Огонь и Любовь тождественны в художественном образе «Знамен Востока» - Знамен Света.
Рерих не случайно сравнил картины серии со знаменами. Знамя появилось в государствах Востока в древние времена как хорошо видимый знак для сбора и объединения воинов. И, видимо, художник хотел, чтобы его полотна, посвященные великим подвижникам, не только восхищали своей красотой, но и служили той же цели единения на путях духовного восхождения."