Осторожно-духовная прелесть
Интересная информация и предостереженияДуховная прелесть (от "лесть") в православной литературе понимается как «повреждение естества человеческого ложью»
ВИДЫ ПРЕЛЕСТИ:
1. "Мнение – когда человек мнит о себе нечто, будучи ничто" [3]
* т.е. присваивает себе достоинства, данные Богом, и/или сочиняет для себя достоинства несуществующие. Так например, по православному учению человек не может иметь перед Богом сверхдолжных заслуг (католическое учение) (богослов М.А. Новоселов. Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантизме) [4].
2. "Воображение – когда человек видит внутри или вне себя то, чего на самом деле не существует" [5]
* т.е. в течении молитвы даёт волю блужданию своей фантазии на тему небесного и сладость от этого занятия считает посещением благодати и любви Божией за своё усердие (По Новоселову М.А.)[6].
По святителю Игнатию, 2-й вид прелести прямо ведёт к сумасшествию [7]; действительно, такое состояние может быть классифицировано как психическое расстройство с галлюцинациями. Хотя 1-й вид может и не приводить к умоисступлению, и даже может быть незаметным для окружающих, но духовная жизнь поражённого им человека также полностью извращается и человек также лишается спасения, пребывая в гордыне - одном из семи смертных грехов.
Способы борьбы с прелестью
В православной аскетике считается, что способами борьбы с духовной прелестью являются:
1. Жизнь по Евангельским заповедям;
2. Участие в таинствах церкви;
3. Откровение помыслов духовному отцу;
4. Чистая молитва (без помыслов).
Человек, увидевший в себе прелесть и начавший с нею борьбу, вступает, прежде всего, в мысленную брань с бесами.
[править] Прелесть и святые католической церкви
По мнению святителя Игнатия (Брянчанинова), все святые католической церкви, "с того времени как она впала в папизм", находились в состоянии прелести [8]. В частности, он разбирает образ жизни Франциска Ассизского, Игнатия Лойолы, Фомы Кемпийского и показывает, в чём, по его мнению, состояла эта прелесть.
Действие любви Божией, по святителю Игнатию, прямо противоположно действию прелести. Любовь Божия, будучи духовной, когда обладает человеком, то прохлаждает и "утишает" (как бы уничтожает) все движения в душевно-телесном веществе человека. Прелесть же, как имеющая своё начало от бесов, имеющих в свою очередь доступ к человеку извне через душу и тело, может только развивать силы этой душевно-телесности (причём во вполне определённом направлении).
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2% D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%82 %D1%8C