Статья нейропсихолога, которого с удовольствием читаю)
Подготовка к школе. Об обучении и психологической готовности.1. Играть по правилам. Игра - основа обучения, мы играем всю жизнь. От того, насколько «качественно» ребенок умеет играть, зависит то, насколько легко он будет принимать на себя новые социальные роли по мере взросления. Кроме того, в игре развиваются все стороны личности. Играть - значит действовать в условной, созданной тобой и твоими партнерами по игре, реальности, соблюдать правила, держать роль, творить и развивать сюжет, общаться, действовать согласно плану и замыслу. Это живое со-творчество, которое возможно только при условии согласованных действий всех участников процесса, их коммуникативной компетентности и определённой эмоциональной зрелости. Отдельным пунктом следует упомянуть спортивные и настольные игры - развивающие и развлекательные, которые задают довольно жесткие правила и ритуалы, что требует от ребенка принимать условия, следовать им, уметь переживать проигрыш. Невозможно переиграть до школы, а вот недоиграть вполне.
2. Ездить на велосипеде. В основе любой высшей психической функции - будь то речь или письмо - лежит движение. Собственно, с движения начинается развитие малыша в самом раннем периоде детства. Движение - та почва, от богатства и полноты которой зависит рост древа познания. В этой связи я хочу привести высказывание философа Жан-Жака Руссо: «Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму... Если мы хотим извратить этот порядок, то произведем скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные ученые и старые дети». Сегодня первоклассник, не умеющий ловить мяч и делать колесо, уже не редкость. Интересно, что не только в 18 веке, но и сегодня «продвинутые» родители поддаются соблазну перехитрить законы развития.
3. Знать день своего рождения. Нет, это совершенно не о том, чтобы перед собеседованием в школу, повторить на скорую руку с ребенком дни недели, времена года и день его рождения. Это именно о настоящей, честной ориентации во времени и пространстве, которая создает те самые координаты, на которые затем нанизываются не только навыки самоорганизации, но и изучение той же математики.
4. Заваривать чай в чайнике и делать бутерброды. Сюда же отнесем любые простые алгоритмы - готовить что-то по простой инструкции. Выполнять какие-то несложные программы действий: выбрать и купить хлеб в магазине, убрать комнату, покормить кота и убрать за ним и т. п. Когда ребенок действует по плану, то есть, учится держать в голове сложные многоступенчатые инструкции, он развивает свою произвольную регуляцию, навыки программирования своих действий, а это ключевые компетенции в обучении. Кстати, уметь составлять собственные инструкции для членов семьи - это уже высший пилотаж!
5. Шнуровать ботинки. Вспомним мелкую моторику, без нее никуда. Пока ребенка не слушаются руки, его не слушается речь, а развивать моторику лучше до школы.
6. Ждать маму в банке. Да, мы снова говорим о произвольной регуляции своего поведения. Ждать своего хода в игре, ждать, пока мама доделает свои дела. Ждать своей очереди выбирать мультфильм - эти бесконечные «ждать», о которых так много писали в книжке про французских детей. Сложно призвать к ожиданию годовалого малыша, а вот если семилетка совсем не умеет ждать, в школе ему придется трудно. Умение затормозить сиюминутный импульс, желание, занять и отвлечь себя - одна из составляющих высокого эмоционального интеллекта и гарантия успеха в будущем. Гуглим на эту тему «Гарвардский эксперимент с маршмеллоу».
7. Задавать вопросы. Вопросы дети задают чуть ли ни с рождения, вот только взрослые не всегда имеют желание отвечать на них или учить ребенка рассуждать и самому находить нужную информацию. Любую проблему можно сформулировать в виде правильного вопроса. Если вопрос задан, на него можно найти ответ. Уметь видеть в любом препятствии задачу, которую можно решить - крайне важный для обучения навык.
8. Договариваться со сверстниками. Еще один кивок в сторону эмоционального интеллекта. Обучение - это не только про русский и математику, мы учимся взаимодействовать с другими, находить компромиссы, решать конфликтные ситуации, сотрудничать - именно эти качества в нынешнем мире ценятся гораздо выше, нежели вечное сияние чистого разума.
9. Принимать помощь. Истинное обучение всегда творится в зоне ближайшего развития (зона тех умений, где ребенок уже может что-то делать, но с помощью взрослого). Не нужно ждать, пока ребенок полностью сам, без Вашего участия научится чему-то. Сам процесс созревания того или иного умения происходит во взаимодействии с мамой (или папой), когда мы пробуем делать то, что пока не получается. Это мы, взрослые, и сама среда - то пространство, в котором проявляются лучшие качества и способности наших детей. Что это значит? Задача, которую ребенок решает сегодня, должна быть всегда вызовом для него - сначала таким, чтобы от нас требовалась помощь - направить внимание, очертить границы, придать направление. Потом - просто посидеть рядом, подсказать, скорректировать. Далее ребенок постепенно начинает выполнять задачу сам. В этот момент мы можем отходить. Итак, для родителя важно быть рядом там, где ребенок ПОКА не может, и отойти там, где ребенок УЖЕ может. Тот самый баланс свободы и безопасности, только в обучении. Для ребенка должно быть естественным - приходить к взрослому за помощью, а главное - получать ее в том объеме, в котором это необходимо.
10. Верить в свои силы. Нам родителям, следует предлагать ребенку такие жизненные задачи, которые он решить в состоянии, но пока не полностью самостоятельно или не идеально. Речь идет о постоянном микро-вызове, микро-усложнении. Именно это поступательное движение навстречу сложному, но интересному и питает мотивацию "я могу", "я смогу". Самое трудное, пожалуй - взрастить в ребенке уверенность в том, что нет ничего невозможного, если ты готов приложить силы и уделить этому время. Создание таких «историй успеха» в жизненном опыте ребенка зависит в большей степени от нас.
Заметьте, здесь нет почти ничего про обучение письму и чтению. Почему? Для меня все это может служить отличным средством, но не самоцелью. Да, если ребенок познает мир символов, тянется к книге, спрашивает, как написать то или иное слово - используйте его живой интерес для создания удивительного опыта совместных открытий, близости, поддержки, работы с трудностями. Поверьте, для того, чтобы научить ребенка всему, что описано выше, Вы все равно будете творить ту или иную среду - питательную и развивающую, отталкиваясь от задач возраста и склонностей дошкольника. И будет это музыка или живопись, театр или спорт, или то же самое чтение - по сути, не так важно.
Анна Высоцкая