Одно из самого важного
От души- Мама, я не хочу с ним гулять, он меня бесит и дерётся!( Лили)
- Лейла, ну ты понимаешь, когда ты говоришь мне плохие слова, моя злость увеличивается и мне хочется ее применить! ( Тимур)
В такие моменты я радуюсь, что наши разговоры не проходят зря. Я радуюсь, что дети учатся проговаривать свои чувства и эмоции, верно их подмечать. Так мы можем видеть проблему и открыть ее для них. А видя проблему - мы можем находить пути ее решения. Мы можем показать им, что мало развивать внешнюю силу- параллельно нужно развивать и внутреннюю. Мы можем научить их экологично проживать свои эмоции и осознанно реагировать в любых ситуациях. Мы можем научить их не идти на поводу у эмоций, а замечать их в моменте, проговаривать их и управлять ими.
Помню когда то позвонила маме и стала жаловаться, что дети меня не слышат и я повторяю одно по одному, но они все равно ничего не усваивают. И тогда мама сказала мне: «Если ты сказала 100 раз и они не запомнили, тогда скажи в 101-ый, 200 раз, 300, миллион... И в миллион первый раз они усвоят и запомнят.» Недавно стояла у пешеходного перехода и думала о том, как в детстве мама говорила, что нельзя стоять на «островке безопасности» близко к дороге, пешеходы всегда думают, что это безопасно, но наезд на пешеходов на «островке безопасности» очень распространённый случай. Этот участок неогражденный, люди торопятся, ждут сигнал светофора, некоторые встают чуть ли не на дорогу, а в итоге происходит то, что происходит. И вот, мне уже 33, но до сих пор я помню мамины слова, подходя к пешеходу.
Иногда нам кажется, что дети нас не слышат, не запоминают наши слова, что мы бесполезно сотрясаем воздух. Но это не так. Они впитывают все как губки. Они учатся, они делают ошибки, им кажется, что все это не нужно и родители слишком беспокойные и занудливые. Пройдёт немало дней, пока внутри они услышат знакомые интонации. Но они их услышат, поверьте. А пока важно говорить с детьми обо всем и набраться терпения. Важно учиться самому постоянно, чтобы не забивать маленькие головки ограниченными установками и убеждениями, типа «девочка должна быть хозяйственной», а «мальчик не должен плакать». Знание даёт нам силу и понимание, а понимание даёт нам свободу духа и умение управлять собой.
Каждый день важно какую среду мы создаём для наших детей: информационную, познавательную, среду общения, трудовую, игровую и т.д. Из всех этих мельчайших, незаметных, окружающих «частиц», ежедневно окружающих ребёнка, выйдет человек во взрослую жизнь. И он начнёт ее строить, окружать себя какими то людьми, выбирать увлечения, профессию, убеждения, влюбляться и строить семью на том фундаменте, что заложили его родители когда то.