Яна Зиниград о домашнем образовании
неШколаВыдержки из интервью с Яной Зиниград.
Полное интервью.
– Ваши дети не учатся в школе. Как это правильно сказать: «анскуллеры», «бесшкольники»?
– Думаю, слово «школа» здесь вообще можно не использовать. На иврите, например, есть слово, которое точно описывает такой подход к обучению. А вот в русском языке такого слова нет.
Знаете, раньше слово «урок» имело немного другое значение. Сейчас оно больше ассоциируется со школьным уроком, а в старину так на заводах называлась норма выработки. Воспитание без урока – это воспитание без каких-то заранее установленных общих норм. Кстати, слово «анскуллинг» мне не нравится – в нем заложено противопоставление. Зачем? Если говорить, например, о человеке, ведущем натуральный образ жизни, необязательно же использовать слово «химикаты» или употреблять выражение «жизнь без химикатов». Наши дети вообще не знают, что такое школа. Они видели ее только в хороших советских фильмах, где она показана с положительной стороны.
– Значит, в школу можно не ходить?
– Нужно выходить из рамок…
– С подобным подходом к образованию, воспитанию, к жизни в целом многие из нас познакомились уже тогда, когда наши дети пошли-таки в детские сады и школы. Как поменять ситуацию? Дети уже привыкли, схема работает, система налажена...
– Если бы я оказалась в подобной ситуации, то спросила бы у ребенка, что он думает об этом. Важно предоставить ему выбор и дать время на размышление.
В детстве я пропускала в школе последние уроки – уходила на час раньше моих одноклассников, не сдавала экзамены. У меня была язва желудка – болезнь, проявившаяся на нервной почве. Тогда моя бабушка взяла у врача справку о моем освобождении от занятий, и я сразу почувствовала себя свободнее своих сверстников. Вот тогда, наверное, где-то внутри у меня появилось ощущение, что все может быть и «по-другому», не так, как у всех.
Вот и ваш ребенок, возможно, ответит не сразу, но внутри у него появятся мысли о том, что в жизни все может быть и иначе.
– Что касается моих детей, то тут я просто уверена, что они не раздумывая согласятся в школу не ходить:-)
– Ну и отлично.
– А я, например, волнуюсь: как же учёба, знания? Я не смогу дать им знания в полной мере по разным предметам.
– Значит проблема в вас? А если он пастухом захочет быть, например? Вы же, по большому счёту, не знаете, что ему нужно в жизни? Какие знания, какие умения – никто не знает об этом кроме него самого.
Например, я думаю, что способ подачи точных наук в школе может скорее навредить ребенку, чем помочь в жизни. Вот мой муж объясняет детям все совершенно иначе, чем это принято делать в школах и институтах. Он делает это просто, наглядно. Вообще, родители всегда лучше, чем школьный учитель знают, как преподнести информацию своему ребенку. А если родители не знают ответ на какой-то вопрос – ребенок обязательно сам найдет способ его найти! Я убеждена, что ребенок сам должен идти к знаниям. А родители по возможности всегда помогут и объяснят что-то непонятное.
В наше время вообще вопрос получения знаний перестал быть проблемой. Благодаря Интернету, появились просто невероятные возможности для самообразования – раньше для этого нужно было часами сидеть в библиотеках. Так что я не вижу здесь никаких проблем – любые знания ребенок может получить самостоятельно.
– Но Интернет – это не только мощный источник знаний, это еще и глобальная мусорка второсортной, а порой и совершенно не предназначенной для детей информации…
– Ребенок способен сам себя контролировать. Конечно, наши дети тоже не в восторге, когда они ищут определённую информацию, а тут выскакивают «голые попы». Да, к сожалению, это проблема существует. И в большей мере именно в русскоязычной части Интернета.
– И, тем не менее, вы позволяете своим детям самостоятельно «фильтровать» весь этот информационный поток и не опасаетесь, что он окажет на них негативное влияние?
– На два стула нельзя сесть: или вы решаете, что ребёнок что-то собой представляет и способен самостоятельно принимать решения, или же полностью берете ситуацию в свои руки и сами решаете, как ему жить. Но тогда вы должны отдавать себе отчет, что вся ответственность за его жизнь лежит на вас.
Конечно, когда ребенок совсем маленький, мы отвечаем за его питание, безопасность. Но, по большому счёту, мы не может брать на себя миссию формировать за него его жизнь. Есть миллион дорог, по которым он может пойти, и мы не можете знать, какая из них его. Ребенок должен делать выбор сам – мы можем ему только помочь.
Например, я не настолько хорошо владею ивритом, чтобы помочь дочери изучить его для поступления в университет. Поэтому ей приходится готовиться самостоятельно.
Если дети просят о помощи – я всегда помогаю, если могу. А если они о помощи не просят, то и не нужна она. Тогда ребёнок начинает иначе воспринимать свою жизнь – он понимает, что делает ее сам. У него появляется ощущение, что он сам за все в ответе. Важно понимать, что такое отношение к жизни не появляется в один момент – ребенок растет, и вместе с ним растет его понимание этого.
– А если мы видим, что ребёнок делает плохой выбор. Например, день напролет смотрит второсортные, агрессивные мультфильмы?
– Мы не можем знать, какой он делает выбор в этот момент! Понимаете, однажды я поняла, что ребёнок всегда прав. Он лучше слышит свой внутренний голос, чем мы. Например, нам важно, что подумают о нас соседи, родственники, а ребёнку – нет.
Нужно просто решить для себя: или вы даёте право ему жить так, как он хочет, или вы его контролируете полностью. Важно выбрать стратегию и все время ее придерживаться – не кидаться из стороны в сторону. Иначе ребенок постоянно будет в напряжении – это плохо для него.
– Яна, у вас много детей, много работы по дому, много обязанностей, много, много, много… Бывают ситуации, когда усталость накапливается и хочется все бросить, отдохнуть?
– Это сложно объяснить… Я считаю, что шестеро детей – это не много. Это просто много родных людей, которые живут вместе со мной, поддерживают меня, помогают друг другу.
Самое главное – не напрягаться по пустякам. Например, беспорядок – ничего страшного! Дети здоровы – вот и прекрасно!
И потом, когда дети всегда рядом, дома – это очень экономит время и силы. Многим приходится каждый день отвозить детей в школу, забирать из школы, на собрания ходить. Вот и выходит, что у меня очень много времени для того, чтобы многое успевать:-)