12 лет

Забота о детях: почему раннее образование в этом не помощник?

Вот оно чё.... Оказывается даже уже сами "западники" начинают понимать что же они натворили с обществом, с темпом и ритмом, с качеством жизни. А первые звоночки - это дети.  И вот они наконец-то "вывели" породу свободных личностей, эрудированных и образованных. социализированных... Слов нет, как противно наблюдать общество, которое состоит из таких вот личностей! ( А ведь большинство сегодняшних взрослых и мам и пап (ох, простите, родителей 1 и родителей 2) и результат тех самых "социализаций". Запад уже не в состоянии остановить лавину и "приучить" жить в обществе без достойных кумиров и образцов для подражания, ибо почти у каждого публичного сейчас западного человека рыло в "пуху". И вот скажите мне, почему же дети мечтают быть дизайнерами, менеджерами, а не трактористами, животноводами и комбайнерами? А что им "предлагают" с детства такие же "несоциализированные" родители? Почему, если что-то модно, то это мнение навязаное различными способами (образованием, рекламой, сплетнями)  и оно уж точно не твое... И зачем в мире выпускается холодильников больше чем вообще жителей на планете, включая младенцев и стариков?  Родители должны быть достойным примером, они должны сами уметь жить в обществе и быть образцом для подражания ( а не бежать высунув язык, в бешеном темпе непонятно кем и когда придуманном, попутно гробя свое здоровье и изменяя своим принципам, тупо восхищаться тому, чему навязчиво "восхищается цивилизованное общество") и тогда, не важно будет ребенку кто и что ему говорит, сверстник или тетя-воспитатель, что ему навязывают, и необязательно он будет восхищаться Куршавелями и мечтать о яхте на Средиземноморье, а выберет свой путь.
10.06.2013
задело вас как! )
10.06.2013
Не задело, а надоело )) Переливать из пустого в порожнее и придумывать "проблемы" это хоть отбывляй, а вот реально, во плоти что-то сделать - пшик ... на 80% потуг. Нельзя проблему с образованием-воспитанием отрывать от картины в целом. Это не просто школа, детский сад, учительница... Это как по Брэдбери - эффект бабочки...
10.06.2013
я ни разу не психолог, но меня всегда смущало вот это самое "социализация", ведь реально чему дети могут научиться от детей? Они же подражатели, и я хочу быть для ребёнка примером, а не чтобы это были какие-то чужие тётки или, тем более, дети.
01.10.2012
я вот тоже не хочу, чтобы чужие люди воспитывали моего сына и навязывали ему свои картины миры
02.10.2012
Суперская статья. Действительно, полноценного общения в детском саду и школе не так уж и много. А правил, одергиваний, травли и т.п. очень много. Я сравниваю обычную школу, где училась с 5 класса, с домашней школой(несколько детей, которых учат на квартиру их родители), где училась с 4,5лет до 5 класса - качество общения отличается кардинально. В домашней школе мы общались без травли, умели спорить более-менее цивильно, обсуждали книги и фильмы, увлечения, вместе куда-то ездили и создавали разные проекты - все это постоянно. В обычной школе в принципе времени для общения стало сразу меньше - дурацкие домашние задания в нереальных количествах, маленькие перемены. очень много уроков, мало внеклассных событий + добавились почти беспочвенные конфликты и травля.
01.10.2012
почему ушла из домашней школы?
01.10.2012
Я не ушла. Просто она самоликвидировалась - одна семья переехала, в другой мама захотела цже полноценно выйти на работу ,в третьей посчитали, что уже пора ребенку в мир выходить - в общем в результате все пошли в школу обычную. Правда мама когда ее выбирала думала, что школа клевая, но там ее слегка обманули и оказалось не так. А поменять дальше ей силы воли не хватило - я-то боялась, что в новой еще хуже будет, и просила оставить в этой.
01.10.2012
ясно!
02.10.2012
Девочки, неужели так много школ или детских садиков, где есть эта самая "травля"? Или это эффект того, что те, у кого всё было благополучно в садах и школах, просто об этом не пишут, а те, кому не повезло, напротив, как раз описывают преимущества домашнего образования?
01.10.2012
В садах реже, все-таки возраст еще маловат - там обычно небольшие эпизоды и в основном у девочек, мальчики еще не доросли. В школах - да, почти во всех. В большей или меньшей степени. В моем классе было просто трое учеников(два сальчика и девочка), которых считали отстойными. С нимив принципе общаолись, но регулярно обзывали, регулярно всячески показывали ,что они хуже, зло подкалывали и т.п. До совсем страшного не доходило - были адекватные родители и классный руководитель. В параллельных классах были похуже ситуации. Моя мама учитель и успела поработать в 4 школах - говорит, что в той или иной форме есть в 90проц классов с 5 и старше.  Я тоже год проработала учителем в одной из самых элитных школ - в 2 классах из 4, которые я вела, травля была. В мягкой форме в основном, так как конечно учителя-психологи-родители не допускали жести и вели разностороннююю проработку этой проблемы. В западной литературе постоянно всплывает тема "булли" - как раз детей, которые травят других. Написано море различных произведений, от психологических до популярных, в кучу учебников всунуты душещипательные рассказы, призванные быть профилактикой травли, и т.п.  Травля - это не выдумка тревожных мамаш с неудачным детским опытом, это реальность. После 5 класса - почти везде. А у Вас в классе не было ребенка, над которым бы вечно прикалывались, считали не крутым, не звали на  многие тусовки? повспоминайте, может Вы просто не придавали значения? Со стороны это может выглядеть довольно мило, а вот жертвы могут и повеситься...
01.10.2012
Печально... Написала в посте выше Оле о своей школе, у нас всё совсем по-другому было. Не идеально, но по-другому. У меня мама тоже учитель, но она в гимназии работает с маленькими детками, и там у них всё здорово. Поэтому спросила, что не могу судить о других школах.  А можно тебя расспросить по поводу преподавания в школе о твоих впечатлениях? Какой предмет ты вела и нравилось ли тебе учить детей? Про травлю, по-моему, есть знаменитый фильм "Чучело", и он очень драматичный. Не представляю, какие ужасные переживания испытывает ребёнок в таких условиях! Мне кажется, если дело доходит до такой откровенной травли, ребёнка необходимо забрать из школы в любом случае. Вообще у меня много вопросов к нашей системе образования, но самое главное, я считаю, в школе должна быть дружелюбная атмосфера, без неё всё прочее значения уже не имеет. И если в 90% классов есть такие серьёзные конфликты, неудивительно, откуда потом столько взрослых людей с серьёзными психологическими проблемами!  Да, понятно, что недомолвки, ссоры и т.д. есть везде, но здесь очень важна форма и переживания ребёнка. Одно дело - пошутить, что кто-то "стормозил", например. Другое - устроить бойкот или начать целенаправленно унижать. У нас в классе тоже бывали разногласия, кто-то кого-то недолюбливал, порой все друг над другом подшучивали и нельзя сказать, что были все такими уж большими друзьями, но в целом была дружественная обстановка, благоприятная для обучения. Лично мне ещё всегда нравилось учиться, поэтому удовольствие было ещё и от того, что узнаёшь новое. У нас был хороший класс: ребята все по-своему интересные. И с основными учителями тоже повезло. 
03.10.2012
Ну у меня впечатления очень хорошие, мне крайне нравилось, так как это тоже была гимназия и с очень адекватными директором  и замдиректора, что и определяло всю школу. В целом атмосфера была хорошая, творческая и дружелюбная. Всяких бумажек и требований формальных был минимум, очень много возможностей было для своих проектов и авторских находок. Я поскольку по образованию переводчик, а не учитель - училась учить сама за 2мес до начала работы, ну и по ходу дела потом уже:) В общем поняла, что педагогическое образование российское многим людям у нас просто мешало скорее. Я собственно попала изначально в ту школу консультантом на детский проект по переводу и там первый раз и столкнулась с детьми в качестве преподавателя, мне очень понравилось. И потом меня позвали учителем уже - я очень боялась и была совершенно не уверена, что это мое.  Но пошла-таки и в общем через пару месяцев преподаания все устаканилось уже - я нашла примерно свой стиль, дети наконец боль-мень проверили границы и стало клево.  Я весьма неформально преподавала - учебнику следовали приблизительно, много пели и играли, смотрели видео, обсуждали темы важные, рисовали, смеялись и т.п.В качестве домашних заданий задавала решать кроссворды, делать журналы и т.п. При этом как ни странно все дети нормально сдали экзамены в конце года - то есть несмотря на то, что собственно по программе мы занимались меньше половины времени(хотя конечно все игрища-песни-видео с программой корреллировались, а не брались с потолка). Если будет возможность - еще поработаю с детьми непременно(пока со своим интереснее). Мне бы очень хотелось поработать в альтернативной школе - которая создана родителями-энтузиастами, где дети учатся 3-4 раза в неделю и программа максимально индивидуализирована. И оценки ставятся по итогам полугода, а не каждый день. в Москве уже появляются такие школы, но пока в других районах. Если к Олегиному семилетию не появятся у нас - возможно и сама организую, планы всякие есть:)))
03.10.2012
Как здорово, ты молодец!!! И планы у тебя очень замечательные! ;) Пусть всё лучшее сбудется!! :)
03.10.2012
У нас, в крутой английской школе. было резкое разделение на "крутых" и "не очень". Может, травли, как таковой и не было, но постоянный фон был и есть. Учителя могли сказать "каждой твари по паре", имея в виду детей и отметки. И до сих пор мне школа снится в страшных снах, хотя вот в принципе ничего страшного не было, но подспудно...
02.10.2012
Грустно, что "крутость" учебных заведений чем-то странным измеряется... У нас тоже была в общем-то "крутая" бесплатная гимназия, но такого учителя себе не позволяли. Да, какие-то грубые фразы могли быть, но не настолько. У нас была активная внеклассная деятельность, разные капустники и огоньки, даже на турслёты и в походы ходили. Тут, конечно, очень важен человеческий фактор: нам с учителями и с классом очень повезло, поэтому я лично своей школе благодарна. Пусть это было неидеально, не все предметы были одинаково интересны и далеко не всё мне нравилось, но в общем и целом я могу сказать, что всегда с радостью ходила в школу. Чего, например, не могу сказать о первых курсах института.  Правда, наша школа - похоже, "оазис"...  И это ещё раз говорит о том, как важно выбирать ту среду, в которой ребёнок будет расти. Только мне кажется, что в каждом из вариантов свои минусы. Выбирая супер замечательную школу, ребёнок практически не будет видеть другого мира, и столкнётся с ним, возможно, только в институте. И это будет немалым стрессом. То же самое при переходе от домашнего образования к институту. Может быть, ещё сильнее - потому что при домашнем образовании общения с другими детьми ещё меньше. Выбирая простую школу, ребёнок будет более осведомлён, более приспособлен к типичным проблемам общества, однако и общий уровень развития будет наравне с "дворовой компанией". Говоря о "другом мире", я имею в виду пьянки-гулянки, курение с младших классов, разговорная матерная речь и т.д.  Может быть, я напрасно виртуально делю общество на две части? Конечно, всё не так чёрно-бело, во всём есть свои плюсы и минусы, но пока я довольно часто гуляю в школьном дворе недалеко от дома и то, что вижу, меня очень огорчает... С одной стороны, невозможно бесконечно долго "ограждать" ребёнка, создавать ему благоприятные условия, выбирать компании. Но, может быть, как раз в возрасте до 7, а то и до 17 лет, в главный период формирования психики и мышления - как раз важно, чтобы среда, в которой дети растут, была комфортной?  Оля, что ты думаешь по этому поводу? 
03.10.2012
Я думаю, что, находясь в семье, в окружении близких людей, ребёнок впитывает их ценности и жизненные установки и принципы. Находясь в окружении людей, которые воспитывают ребёнка (то есть когда родители снимают с себя ответственность), дети впитывают ценности этих воспитателей и учителей, которые, возможно, сильны в теории, но на практике работают за нищенскую зарплату. Пусть ребёнку будет комфортно в семье, пусть он напитается этими важными вещами, чтобы, выходя в мир, он знал, как быть в каких ситуациях. Чтобы он был цельной личностью и индивидуальностью, чтобы его никто под себя не прогнул. А ведь жизнь научит, в любом случае научит.  Вот у нас большая семья, сного деток (у моих мамы и папы — 7 внуков), и дети все разные. Сава может стукнуть, а Саша должен знать, как реагировать. То есть уже учёба идёт полным ходом!
03.10.2012
Согласна. К счастью, есть ещё учителя, которые от Бога, по призванию. Правда, таких немного.  Про "прогибание" - но ведь бывает, что родителям необходимо убедить ребёнка, что есть вещи опасные, чего делать нельзя. И далеко не всегда удаётся логическими рассуждениями доказать что-то, порой какие-то вещи делаются просто в командном порядке. Так что получается в определённой степени это есть и дома. Или, например, режим дня. Убеждена, что детям (да и взрослым тоже) он необходим. С родителями не всегда такой режим соблюдается, а в группе "за компанию" он устанавливается сам собой. Не думаю, что дети могут многому научить друг друга в таком малом возрасте, но зато они учатся взаимодействовать и, глядя на других, быстрее учатся кушать, одеваться самостоятельно и т.д. То есть срабатывает эффект коллективного разума, что, думаю, не всегда так уж плохо. Плохо, когда ребёнок не готов к садику, а его всеми силами туда пихают. Или когда ребёнок не уживается в коллективе, его обижают.  Как ты думаешь, когда пора ребёнку "выходить в мир"? Уже на этапе института или школы?  Здорово, что ребята уже учатся общаться! В больших семьях детишки быстро всему учатся. Вообще большая дружная семья - это здорово!! :) 
03.10.2012
А что значит для тебя — выходить в мир? ))) Я вот думаю, что дети быстрее учатся, когда есть кто-то старший, кто больше всего уже умеет. Вот таие ситуации я с удовольствием создаю для Саньки.
04.10.2012
В данном случае я имела в виду переход от домашнего обучения к общему (в садике, школе, институте). То есть общение с другими детьми, преимущественно ровесниками, без присутствия взрослых. В садике, например, получается, что воспитатель постоянно находится в группе и чем меньше детишек, тем больше он наблюдает за ними, больше внимания уделяет и может грамотно разрешить конфликт. Естественно, домашнее обучение является более щадящим для ребёнка, больше учитывает его интересы. Если малыш дома, конфликтов чаще всего не возникает (если нет младших или старших братьев-сестёр) или возникает очень мало. Таким образом, это оберегает малыша от дополнительных стрессов. Но разве без стрессов возможно развитие?  В школе ребёнок уже наделён большей самостоятельностью и меньшей степенью опеки со стороны взрослых. Классный руководитель чаще всего просто физически не может постоянно контролировать атмосферу в классе, регулировать конфликты. Человек в классе уже точно не меньше 30, а при таком количестве об индивидуальном внимании говорить не приходится. При домашнем образовании, естественно, внимания к каждому намного больше, даже если это домашняя школа с несколькими ребятами. Таким образом, получается, снова создаётся определённая среда - более или менее благоприятная, но на этом этапе (после 7 лет) ребёнок уже более сознательный, у него больше ресурсов для решения возникающих проблем и задач.  В институте, естественно, степень свободы ещё больше, и здесь уже практически никакого внимания со стороны преподавателей ожидать не приходится. Каждый решает за себя, идти ли на лекции, учить ли материалы. Подростку на этом этапе уже 17 лет, и, вероятно, его можно назвать почти сформировавшейся личностью. Никто - ни учителя, ни родители - уже не проверяют его домашние задания, и чаще всего не переживают или переживают совсем немного, если студент не сдаёт сессию или прогуливает. То есть учёба (да и не только) становится заботой студента, а не кого-то ещё. Тем не менее, ему в определённой степени необходима поддержка и понимание.  Если на этапе самоопределения и окончания института уже довольно взрослый человек не привыкает принимать самостоятельные решения, ему очень трудно преуспеть в дальнейшем. То есть, наверное, говоря, "выходить мир" в данном случае я подразумеваю не только общение со сверстниками в целом, но и умение сознательно принимать решения, отличать хорошее от плохого, иметь собственное мнение, уметь его отстаивать, быть в определённой степени независимым, не идти за толпой просто потому, что "все так делают", и не искать ответов на собственные вопросы у других, а находить их в себе самом. Оля, как ты считаешь, когда домашнее обучение должно переходить к общему? Можно не водить малыша в садик, не ходить в школу, но ведь потом всё равно будет институт (или нет?) и дальше работа. Как бы ты организовала обучение детей, если бы выбирала всё сама? Конечно, здорово, когда есть старшие товарищи, на которых можно равняться, у которых можно многому научиться. В принципе то же самое может происходить и в саду, и в школе, и в институте: чаще всего те, кто слабее, тянутся к тем, кто сильнее, умнее, учатся у них. На мой взгляд, мы как родители можем выбирать среду обучения или хотя бы наблюдать за тем, как это обучение проходит, чем учится ребёнок, какие манеры перенимает. И если что-то кажется нам неправильным и недопустимым, мы в силах объяснить ребёнку, почему это так. При доверительных отношениях родители всегда будут для детей авторитетом. Да, я допускаю, что порой влияние коллектива на ребёнка может быть весьма значительным, но самое главное он всё же перенимает из семьи. 
06.10.2012
Саша, у нас с тобой такая переписка уже объёмная )))  Слушай, я сейчас организовываю общение Сашке с ровесниками и детками постарше без моего присутствия. Почему ты думаешь, что только школа-сад-институт дают свободу в общении? ))) Про стрессы: я, к сожалению, или к счастью, понимаю, что я сама создаю стрессы своему ребёнку частенько, и Саша тоже, как строгий (временами) папа. И это нормально! Жизнь — разная, мы не скрываем, что мы ругаемся, расстраиваемся, ссоримся. Но мы и миримся. И сын это всё видит. Вот это: "умение сознательно принимать решения, отличать хорошее от плохого, иметь собственное мнение, уметь его отстаивать, быть в определённой степени независимым, не идти за толпой просто потому, что "все так делают", и не искать ответов на собственные вопросы у других, а находить их в себе самом." Разве для этого нужна школа? Институт? Не нужны, правда. Как я отношусь к институту? Негативно )) Я четыре раза училась на первом курсе в разных ВУЗАХ ) Везде отлично )))Просто мне очень быстро становилось скучно: часто я приходила на лекцию, а там читали по ниге, которую я уже читала. Или же профессор по экономике рассказывал скучные лекции, а я ему НЕ ВЕРИЛА. Понимаешь? Хочется учится не у теоретиков, а у практиков. В то же время я организовывала свой бизнес, работала на радил, и всё это никак не хотелось сочетаться. Поэтому я пошла всё делать сама и набивать шишки. Ну кому нужны эти дипломы, скажи? Пока студенты учатся, в современном мире с его скоростями вся информация, которую они узнают, безнадёжно устаревает. И их переучивают потом всё равно. Зачем терять пять лет жизни? Чаще всего по наводке родителей, потому что не все определяются к этому моменту, с тем, чего они хотят. О, это обширнейшая тема ))) Достойная отдельного обсуждения. Но это у меня мозги набекрень ) Вполне допускаю. Я учусь тому, что мне интересно: курсы теле-и радио-ведущих, курсы графического дизайна, тренинги личностного роста, коучинг наконец. И ещё куча всего посередине. И такой подход мне нравится!
06.10.2012
О, да! На айпаде оценила объём :))) Да нет, не думаю, что только сад-школа-институт дают свободу в общении, просто это наиболее популярные места и там дети проводят много времени. А так в принципе это могут быть и кружки, и секции, и клубы, и даже просто общение с друзьями и родственниками.  Возможно, не нужны. Пожалуй даже, это больше походит на проверку на прочность. Это как обучение плаванию методом бросания в воду. Но где-то вода будет тёплой и приятной для купания, а дно - вот оно, под ногами, а где-то - напротив, и вода чрезмерно холодна, и дна не видно. Наверное, тут как и везде важен баланс, гармония...  Ух ты, здорово! Если не секрет - в каких вузах? Согласна, что у нас образование излишне теоретизировано, но в этом есть и плюсы - широкий кругозор. Плохо то, что реальной практики мало, и, оканчивая обучение в вузе, молодые специалисты могут быть совершенно не подготовлены к реальной работе. И информация устаревает, конечно, но тем не менее "база" - остаётся. То есть я не верю, что, скажем, врач может быть хорошим специалистом, не зная анатомии. Конечно, он может изучить всё самостоятельно, побывать на мастер-классах, учиться у других опытных и знаменитых врачей, но кто даст ему работу, если у него не будет той самой пресловутой корочки?  О пяти годах жизни... К сожалению, действительно многие ребята по окончании школы не знают, чем будут заниматься, кем хотели бы работать. Но здесь, мне кажется, важно выбрать верное направление. Возможно, пройти профориентационные тесты, беседы с психологом, собрать максимум информации о предполагаемой профессии. Здорово, когда дети с пелёнок имеют ярко выраженную любовь или таланты в чём-то, тогда они чаще всего являются определяющими. Если нет - важны интересы, способности, общее направление... Более того, я бы сказала, что далеко не все определяются с тем, чего они хотят, даже к зрелому возрасту! Поэтому иногда просто выбирается то, что проще, иногда - то, что ближе, иногда - то, что кажется более перспективным. В любом случае студенты учатся, но все по-разному :) Почему у тебя мозги набекрень? :)) За что ты их так? :)))))  Курсы - это великолепно! За свою жизнь я тоже на каких только курсах не была и чем только не занималась :)) Но в большинстве своём это были занятия-хобби, не работа. Прекрасно, когда получается совмещать это вместе! Но чаще всего, к сожалению, одного желания и одних знаний недостаточно, необходима та самая "бумажка".   
07.10.2012
Уже даже отвечать тут неудобно, не вижу начала твоего сообщения даже на ноутбуке )) ПРО ВУЗЫ: 1. я училась в Санкт-Петербургском Институте Внешнеэкономических Связей, Экономики и Права (филиал в Перми), на экономе, даже ездила на конференцию в Питер и взяла там первое место. 2.  Пермский Государственный Университет: кибернетика жкономического факультета; потом физический факультет, там же. 3. Пермский Государственный Технический Универститет: связи с общественностью. Как-то так )) А какая "база" даётся в ВУЗе, расскажи? Философия? Политология? Какие там обязательные общие предметы, я уже забыла )Конечно, врачом не станешь без образования. Хотя опять же, сколько лишнего врачам в голову вбивают? Самое страшное - отношение ко всем, как к больным. Ух, обширная дискуссия какая ))) 
07.10.2012
Да :))))) В принципе получается, что все вузы схожей направленности. То есть тебе просто не понравилось то, что слишком много теории и много лишнего? Когда я выбирала после школы, куда пойти, это был выбор вообще скорее не мой, больше по принципу "какие экзамены я реально смогу сдать". Поступила в три вуза, выбрала наиболее престижный. В течение обучения у меня тоже не раз возникало желание поступать в другой вуз (при том, что мой считался одним из самых крутых), но совсем по другому направлению. И ещё курсе на третьем была идея перейти на другую специальность. В итоге у нас на факультете открылась новая специальность и собралась очень хорошая и сильная группа. Из-за этого, пожалуй, я и осталась. Так и окончила вуз. А вот сейчас я всерьёз думаю о втором высшем образовании, потому как для того, что мне интересно, оно необходимо. В вузах обычно на первых курсах примерно одинаковые предметы. Да, философия, иностранный язык и много всего ещё. Не скажу, чтобы мне очень нравились всякие там "концепции современного естествознания" или "статистика", но, например, риторику и культурологию я очень любила. В общем, на мой взгляд, более реальные знания непосредственно по специальности уже дают на последних курсах.   Лишнего - правда, много, очень много! Про врачей точно сказать не могу, но у нас точно было. И ещё очень многое зависит от преподавателей, конечно. Тут, как и в школе, - есть люди, которые любят преподавать и это их призвание, а есть те, кто просто "высиживают". Конечно, согласна полностью, что зачастую курсы могут дать больше знаний. Ещё больше - опыт :)  
08.10.2012
Благодарю за интересную дискуссию )))))))))))
08.10.2012
И тебе спасибо!   
09.10.2012
Ольга, Вы все правильно говорите, но опять таки в семье. Сава - это "свой" и ему нельзя "съездить" по лицу, когда он слишком уж настойчиво доказывает свою правоту, а на улице так церемонится не будут, и при всей подготовке только в семье - результат может быть плачевней, чем если ребенок с детства привыкнет каждую минуту быть "начеку"
10.06.2013
Подспудно можно перенести, не нарочно свое восприятие школы на детей, а в этой конкретно школе может быть по-другому и мы, как уже взрослые люди судим исключительно со стороны собственного опыта и впечатлений. У ребенка выбор должен быть сильно ограниченный, строго в рамках, но пробовать стоит. Стоит пойти в школу и наблюдать первые месяцы, в какую сторону "тянет" что приобрели что потерял - и вот потом делать выводы. Огульно - типа "мне не нравится, ИМХО и пр." на детей переносить не стоит.  Ольга, а сколько лет старшему ребенку в Вашей семье?
10.06.2013
Уроки в интернете Учиться дома и с удовольствием