Школа отбивает естественное стремление человека к знаниям (любознательность), подменяя его дисциплиной и стремлением получать хорошие отметки.[2]
В школе не происходит нормальная социализация, так как школьное сообщество не построено так, как построено нормальное сообщество. Социализация подменяется «социальным дарвинизмом» («выживает сильнейший») либо дисциплиной учителей. Также школьники не могут дозировать количества общения, так как постоянно находятся в обществе других детей.[2]
Постоянное принуждение к учёбе отбивает не только желание, но и умение самостоятельно учиться, ставить себе задачи и решать их, даже при желании это делать. Это затрудняет обучение в институтах, а выпускникам школ — научную работу.[3]
Школа унифицирует детей, сглаживает индивидуальность.
Школа ограничивает познавательный интерес ребёнка в ситуации «здесь и сейчас», заменяя его необходимостью следовать школьной программе.
Школа не нацелена на интересы данного конкретного ребёнка. При несовпадении интересов ребёнка и интересов школы, как исполнителя школьной программы, ущемляются права ребёнка, но не изменяется программа.
Школьная программа нацелена на получение каждым школьником единых, стандартных знаний, умений и навыков, не принимая в расчет врождённые способности и желание каждого конкретного ребёнка, в том числе желание ограничить или углубить изучаемую область знаний, получение тех или иных навыков.
Школа занимает очень много времени (6-10 часов в день, 5-6 дней в неделю, с 6-7 до 17-18 лет), практически лишая детей детства. Особенно актуально это для младших школьников, для которых главным методом познания мира является образный, а не логически-рациональный [4]
Школа ежедневно ограничивает и самостоятельность ребёнка, даёт ему крайне ограниченное право выбора распоряжаться своим свободным от школы временем (например, обязанность выполнять домашние задания), выбора социального окружения, выбора способа взаимодействия с окружающим миром, воспитывает несамостоятельность суждений и поступков.
Ограничение подвижности детей, длительное время, проводимое за партой и книгами, общение с большим количеством детей провоцируют медицинские проблемы: нарушения осанки, зрения, стресс, частые простуды и другие.
школа это открытый канал прямой передачи умопомрачений от ума непросветленных учителей в ум детей. И тут уже даже не так важны знания, которые при этом передаются!
(Анонимно)
Смысл школьного образования ТОЛЬКО в одном - обтесать ребенка до состояния, когда он будет хорошим "винтиком". Никакой другой цели школьное образование не преследует. Все пытаются дать своим детям хоть какое-то образование, не думая при этом, а зачем это вообще, руководствуясь только вбитым в голову стереотипам типа "Нуу, ээээ, а как же без школы", и "все ведь так делают, не?".
Со своей стороны могу сказать, что все мое распрекрасное образование - одна большая куча хлама. ВСЕ знания, которые я реально использую (и успешно притом) - я получил исключительно САМ в порядке самообразования уже после школы. Языки, практические навыки, и прочее. Все, что осталось со школы - это базовая математика..
Далее. Стереотипы "детям нужна школа" исходят из трех прогнивших на сквозь и лживых парадигм1. Детям нужно социализироваться, иначе они потом будут неспособны влиться. Ну вы как круизеры, прекрасно знаете цену этой чуши, и знаете, что реальная социализация представляет собой не погружение в среду таких же неопытных юнцов, а общение с самыми разными слоями общества, и прямой пример родителей или старших опекунов. Дети растут ТОЛЬКО при условии их соприкосновения с более опытными, поэтому школьная социализация по определению убога, ущербна и не дает никаких уроков для жизни в обществе, КРОМЕ уроков прятаться, не высовываться и нападать на более слабого. Оно нам надо?
2. "А как же институт и так далее?" - а он им нужен? Зачем? Просто потому что так делают все? Потому что в головах у людей засела идиотская схема "учеба-работа-карьера-пенсия"? Но это не более чем схема, просто узость мышления, не представляющая альтернатив. А как же варианты самозанятости, предпринимательства, бизнеса? Для этого нужны знания? Нет, чушь. Для этого нужно неизуродованное сознание, умение мыслить нешаблонно, не идти на поводу у толпы, решимость и прочее. Все это как раз то, что школа успешно убивает. Позвольте сказать так: путей развития человека масса, и путь "учеба-работа" - это только один из. Да, самый распространенный. Но есть еще множество других, намного более интересный, и образование там НЕ требуется.
3. "Без знаний человек будет несчастен". Очередная чушь. Знания НЕ дают счастья. Посмотрите вокруг. Вы живете в Латамерике, посмотрите на этих людей. Они неграмотны, но они обычно счастливы. Потому что "счастье" - это категория иного порядка, чем "знания", и набивать голову всякими фактами и кусками информации - не значит обеспечивать счастливую жизнь, скорее совсем наоборот.
Посему, оптимальным подходом будет подход анскулера. Ребенок "изучает" то, что ему в данный момент интересно, в своем темпе и форме. Результаты не сравнятся ни с какими самыми лучшими школами. Хотя, анскулерам намного труднее в сумасшедшем обществе состоящем из идиотов - но значит ли это, что надо ребенка с самого начала превратить в идиота, чтобы ему было легче общаться с другими идиотами??? Авессалом Подводный большой шутник, но Вы же понимаете, что он имел в виду, и тем не менее, делаете это?
Послушайте своего мужа, человек говорит дело. Вами движут ТОЛЬКО стереотипы и страхи, никакой другой почвы под Вашей позицией нет. У вас есть прекрасная платформа для того, чтобы вырастить детей счастливыми, открытыми и свободными - круизинг. Зачем в этой бочке меда ведро дегтя школьной программы? А может ваши дети вообще никогда не будут учиться в России, что вам до эге и прочих аттестаций? :) И кстати раз уж об аттестациях. Факты таковы: анскулеры ЛЕГКО проходят аттестации если решают идти в школу. Они просто на голову развитее своих "школьных" коллег. Да, это может быть проблематично в России, но... Зачем туда возвращаться когда перед вами лежит раскрытый весь огромный мир????
Странные люди, чес слово. :)
(Анонимно) 17 мар, 2013 13:42 (местное)... часть 2:
Повторюсь. У меня прекрасное образование, но оно мне ничего не дало. Все, что реально нужно - все это либо самые базовые знания полученные в школе в течение первых пары тройки лет, либо результаты самообразования. Аккуратность... Вы всерьез думаете, что она делает человека успешным и счастливым? :)
ЗЫ Роману Коновалову. Я не сижу на диване, у меня самого дети, и именно круизинг и анскулинг мы осознанно решили использовать в жизни. Ваши слова что школа "однозначно" нужна - это не "однозначно", а просто Ваши личные представления. Ничего "однозначного" тут нет. А я вот например, как психолог, утверждаю, что школа детям НЕ нужна вообще, и что она уродует их. Вы мне свое мнение - а я вам 25-летний профессиональный опыт...
Maria Morozova - я не знаю о какой матрице идет речь, я ничего о матрице не писал, спрашивайте автора (владелицу ЖЖ), это она тут матрицу прилепила :)
Про социальную адаптацию... Меня сейчас вырвет. НЕТУ в школьном образовании никакой социальной адаптации! Есть адаптация к стаду идиотов, именно ЭТО представляет собой герметичное искусственное детское общество. Социальная адаптация происходит от слова "социум", это адаптация в обществе, а общество - это РАЗНЫЕ люди разных возрастов, рас, профессий итп. Причем, в детстве эта адаптация идет ПРАВИЛЬНО только при наличии крепких тылов в виде сильной семейной связи, и старших, способных ребенка ориентировать. ВСЕ иные методы адаптации, к сожалению, дают не адаптацию, а "прогибание под стадо"... Народ, который пишет про адаптацию, он реально не понимает, что говорит. Ну почитайте вы наконец того же Ньюфилда, чтобы понять, как вообще работает психический механизм социализации, а не пишите чушь.
В общем, я не настаиваю на анскулинге или там еще чем, естественно это ваше дело, что вы там делаете со своими детьми, но подумайте вот о чем. Ваши страхи - это тормоз развития ваших детей. Вы пишете об ответственности, что мол страшитесь "не дать ребенку нужное" что якобы дает школа, но почему вы не пишите об ответственности за то, чтобы НЕ ДАТЬ ребенку того, что он реально мог бы получить??? Сделать еще одного "дрона" - большого ума не надо, да и не трудно, привычно и народ (как показывают комменты тут) поддержит, но... Поймите, придет старость, придет смерть, а вместе с ней - горькое сожаление о том, что вы из-за глупых страхов и предубеждений профукали то, что МОГЛИ бы сделать... Это - самое страшное, на пороге смерти плакать о том, чего не сделал когда-то для себя и своих детей.
Спасибо за дискуссию, дальше писать смысла не вижу, все уже ясно :) До встречи на Карибах (да да, и мы туда же! Пока готовимся, через годик приплывем ) :)
(Анонимно) 17 мар, 2013 13:45 (местное)ЖЖ почему-то сжевал первую часть, обозначив ее как спам, на всякий случай перепощиваею, если дубликат - сотрите.
Я тот самый аноним.
Ну видите, Вы сами прекрасно видите откуда растут ноги у Вашей позиции. Дайте я еще подолью масла в огонь. Еще одна, неохваченная мною ранее, причина, по которой детей отдают в школу - это желание спихнуть ребенка подальше. Сначала на детский сад, потом на школу и так далее. Лишь бы не отсвечивал, не ныл, не скули, не стоял над душой и не мешал жить. Потому что и так намучились с ним пока был маленький, хочется все же и своей жизнью пожить. Вы можете это не признавать, отрицать итп, но я знаю, как оно на самом деле (я практикующий психолог, специализация - травмы раннего детского периода). НО! Этот путь ущербен по определению, потому что создает больше проблем чем решает. Надо стремиться не к отделению ребенка, а к созданию тесной мощной связи, тогда большинство "проблем" в поведении детей просто не будут существовать. Или будут в минимальном, по сравнению с массой ориентированных на сверстников детей из школ, количестве. Прочитайте Ньюфилда "не упускайте своих детей" - вы поймете, о чем я вообще говорю, и какого рода деготь в ведре школьного образования. Вот тут оно лежит: http://lib.rus.ec/b/403941
Вы пишете, что вы не готовы "покласть свою жизнь на алтарь образования и воспитания ребенка" (это насчет анскулинга). Но Вы судя по всему не понимаете смысла этого самого анскулинга (как и karmoputnik - реально не понимает смысла анскулинга и пишет про какие-то там "программы"). Анскулинг в разы ЛЕГЧЕ любого обычного школьного образования и любого хоумскулинга. Потому что в анскулинге вам не надо ничему УЧИТЬ ребенка. Не нужны программы, не нужны уроки, не надо ничего подбирать и готовить для ребенка чтобы он мог учиться. Вы только способствуете тому что он сам учится, а если надо что-то объяснять - вам самим для себя это узнать и понять будет интересно. Анскулинг вообще не предусматривает никакого ОБУЧЕНИЯ, потому что сама жизнь - лучшее обучение. Просто ваша ежедневная жизнь, ваши работы по яхте, приливы, отливы, дождь, пойманная и распотрошенная рыба, другие люди и языки вокруг, растения, животные, рыбы, звезды на небе, луна и солнце, вся история и прошлое не на картинке а "ногами" и с ощупыванием личными своими руками - вот это анскулинг. Вы все равно ходите с детьми по магазинам и на разные мероприятия и встречаетесь с другими людьми и видите разные интересные места - ЭТО и есть анскулинг, и он не подразумевает никакой академической добавки ЕСЛИ только ребенок не захочет углубления, в коем случае ВЫ можете ему это дать. Честно говоря, меня всегда удивляет, когда люди говорят что анскулинг трудно. А сидеть решать идиотские задания и пытаться ребенку вбить школьную программу которую сам не понимаешь - ЭТО не трудно? Где логика? В общем, как всегда - страхи, стереотипы....
Насчет писать. Да, может им и не надо писать. Я практически не пишу, а если и пишу, то почерк мой превратился из когда-то хорошего, в корявый и весь кривой-косой. Потому что реально НЕ нужно. Ну не нужно сейчас писать. Но, тем не менее, научить письму можно и нужно, так как это развивает определенные системы в мозгу, но никакого отношения к аккуратности это все не имеет. Ваши желания привить аккуратность... Ну это не более чем опять таки ваши стереотипы и представления "как надо", не более того. И ВАШИ страхи как оно будет если не сделать это. Поймите - ребенок растет копируя. ребенок - это ксероск, он копирует ВАС. Как бы вы не пытались ему что-то там дать или приучить, если у ВАС бардак - у него будет то же самое. Хотите приучить к порядку - начните с себя. А не приучится к порядку - а в чем проблема? Да только в том, что не будет отвечать ВАШИМ представлениям о том каким он якобы должен быть. :)
очень интересно! хотя анскулинг более пугающе и неизведанно звучит, чем хоумскулинг )) изучаю такую информацию, актуально для индивидуального гармоничного развития ребенка. знаю, что если дочка будет интересоваться "художеством" - вряд ли отдам на стандартные занятия в художественной школе - они способны своими уравняловками убить весь талант...
Я против. Детский коллектив дает очень многое, здоровый дух соперничества, например. Мои мальчишки любят быть первыми - это их главная мотивация, а как ее дома создать, когда он только один?
Школы есть разные и родители тоже. Пдавляющее большинство не может обучать детей дома.
Жанна, а ведь можно создавать эту мотивирующую конкуренцию, если она так нужна вам, не только в школе и саду. Неужели это единственный доступный вариант? И конечно, анскулинг подходит не всем. Я всех и не зову ;-)
Очень все верно и интересно. Подскажите Ваш взгляд на то, как получать аттестацию в школе, занимаясь дома по своей программе? Ведь если уйти из школы, то все равно остаешься подвязанным на всех этих тестах, объеме знаний и прочих требованиях.
Я не знаю. Я сама задаюсь вопросом, кто "считает" наших детей. И откуда и кто может прийти ко мне, если сын мой ни в садах, ни в школах не был, найти меня на съёмной квартире и велеть отправить ребёнка в школу.
Поэтому мне всё равно на сертификаты и прочие аттестаты. У меня нет высшего образования. И не то чтобы я гордилась этим, но я рада, что это так. Потому что оно мне не нужно совсем.
А разных сообществ для родителей, где они обсуждают, как "подогнать" хоумскулера на школьную программу, много. Но я не хочу ориентироваться на школьную программу.
просто родитель обязан дать общее образование ребенку (эта обязанность прописана в законе об образовании). Если этого не делать...точнее делать, но без документального подтверждения (аттестации), то за это может быть, например, административная ответственность (со штрафом от 100 до 500 р...количество повторений привлечения к ответственности неограничено, хоть каждый день штрафуй). Кто может информацию предоставить? Соседи, знакомые, ровесники, да и вы сами (сейчас почти во всех доп кружках, секциях, бассейнах государственных просят в т.ч. инфу о школе, которую посещает ребенок). Как-то так...
Просто вот привязь иметь к этой долбаной школьной программе вообще не хочется...
У нас в школе наидебильнейшая программа "Гармония" в началке. В средней школе вообще бардак начнется. Каждый учитель вправе сам выбирать учебники из списка разрешенных. Встает вопрос: начали по одному учебнику...учитель ушел...пришел другой и выбрал другое или учит через пень колоду по нелюбимому учебнику...
Меня все это начинает утомлять... Много и хорошего есть в нашей школе, но всем этим можно пользоваться и домашникам, а подходы к обучению, как и само обучение, конструировать дома самим.
Мда. Ну ясно. Можно вообще путешествовать — тогда кто кого найдёт? Ну или дать информацию в школе, что переехали....Враньё это всё, тоже не вариант, конечно.
У меня есть несколько лет в запасе, подумать и найти варианты. Может, законодательство изменится к тому времени.
Кстати, ведь без разницы, когда и как сдавать аттестацию — хоть разом в конце "общеобразовательного" срока обучения. К тому времени ребёнок уже подрастёт и освоит нужные хнания. а то и больше. Хотя...мне вот химия с физикой вообще не пригождаются, а зачем ребёнка этому учить, для корочки?...
Для меня это тоже загадка. Я активно пользуюсь только тем, что мне дала начальная школа...ну русский, может, класса до 7. Остальное как-то вон вышло из памяти в большинстве своем или осталось, но лежит мертвым грузом неприменимо.
про аттестацию почитаю, точно не знаю..мне кажется не разом...там по весне вроде бы каждый год, но можно экстерном сдавать сразу за несколько классов. Нужно уточнять, я не знаю. Я только-только погрузилась в эту тему. По новому закону об образовании много чего отдано на откуп локальных актов (то есть школы сами могут прописывать в этих актах, как, когда и в какой форме)
Ольга, можно вопрос про вас? Не иметь ВО было целью или так вышло?
Я совсем недавно задумалась о домашнем (семейном) образовании, но, понимаю, что анскулинг - это еще выше ступень. Или просто лестница в другую сторону даже...
PS Про социализацию с теме поста хорошо написано, спасибо.
А интересно, кто из знаменитых людей а анскулинге обучался? Есто где то такая информация? И что же анскулинге и хомескулинг это две разные вещи? При анскулинге вообще не надо экзамены в школе сдавать и аттестата на будет, а при хомескулинге - обучаются дома, сж
Дают экзамены в школе и все же получают аттестат? Правильно я понимаю?
недавно читала, но имена не вспомню сейчас, найти не сложно. великие русские философы и мыслители, художники и т.д.
анскулинг и домащнее образование разные, да
в этой категории я переводила статьби Лео Бабауты, там подробнее
Оль, я так понимаю ты активно этим интересуешься?
Не думаешь что это очень тяжело, это ведь постоянно надо быть нс ребенком и обучать его. Ну к тому же сдавать аттестацию, ибо корочка о среднем образовании всё же нужна.
Я немного задумываюсь, но страшно - потяну ли. ДА и давление обещства: ТЫ что с ума сошла? Немного пугает
Мне была нужна в 14 лет, чтоб поступить в профильную гимназию... Моему мужу - за тем же. Те предметы к которым была склонность - программа была просто фантастическая, авторская, преподаватели из ВУЗов вели, побочные предметы - просто проставлялись... У мужа - это было ярче выражено - литература - полный ноль, у мнея - я все таки больше училась, чем на халяву получала.
Не морчьте себе голову - потому как деть еще маленький - через год-два - он спокойно пойдет в детсад, потом в школу. Давать знания - будете вы или нанятые вами репетиторы - никакая начальная школа этого не даст. Школа дает то что она дает - коллектив, общение, общее дело, систему знаний, совместные походы, возможность дружить с ровестником, влюбится в девочку с соседней парты и честно страдать, нести портфель до дома и носится на переменках, разбить окно в кабинете физики и смеятся над трудовиком и т.д. Посмотреть и послушать много учителей, понять - что тебе на самом деле интересно, учиться у интересных людей, болеющих предметом и т.д.
Идея всеобщего образования - утопична, но в ней плюсов столько же сколько и минусов. Личность - она не сломает, подонком подонка не сделает. Но иногда корочки играют решающую роль - например, мой муж выиграл конкурс на должность в кипрском филиале организации только потому что у него есть корочка кандидата наук...
Я просто хотела съекономить ваше время - я тоже была против школы и думала серьезно о домашнем обучении - но потом сам ребенок все поставил на свои места. И я просто поняла - что это время можно было потратить по другому. Я найду пост у Даниловой про экспериментальный класс - если еще не удалили - под давлением - несколько раз закрывали - это на самом деле интересно. Но сто лет уже как школа стала обязательной. Как одаренный человек - я очень страдала из-за школы, но в какой-то момент я поняла что получать-давать знания - и школа - это не взаимоисключающие вещи - это дополняющие... Я очень общительная, я могу подойти на улице к любому человеку - даже машину остановить- и начать разговор, мой муж ( чьими грамотами о выиграше в общем и командном зачете от уровня города до международного можно обклеить обычный туалет в 2 кв) - этого не может и я думаю не сможет никогда. Но именно школа с уклоном в обычность научила меня разговаривать с незнакомыми людьми...Мы уже не живем в эпоху где все в деревне друг друга знают, где слои очень разобщены - мы перемешены до безобразия.И очень умных так и не любит до сих пор никто, и в успешности - важны не знания - а умение манипулировать другими людьми... Вам - удачного выбора!
Ну во-первых анскулер может ее получить, во-вторых, мне ВУЗ не пригодился как-то в жизни. Зато у меня есть диплом международного эриксоновского университета :) и сейчас множество колледжей обучают он-лайн, так что ...