Шесть месяцев
Статьи о развитииМир ребенка
Родители замечают появление новых особенностей в поведении и характере ребенка. Ласковый, открыто проявляющий свои чувства малыш вдруг начинает с опаской относиться к незнакомым людям. При появлении гостя он уже не так охотно улыбается и выражает свою радость. Даже бабушка, которая постоянно навещает внука, рискует получить отпор, пытаясь взять его на руки. К счастью, первоначальная робость малыша быстро проходит. Чтобы ребенок
преодолел смущение, взрослым достаточно поговорить с ним или подарить игрушку, и они снова станут добрыми друзьями.
Почему так происходит? Неужели ребенок действительно утратил свой мягкий, добрый нрав? Нет. Просто единственные люди, с которыми он всегда готов общаться и которым доверяет, -- это его родители. В сознании малыша мама и папа ассоциируются с ощущением безопасности и комфорта, с едой и удовольствием, и он не принимает никакой замены. Появление нового лица может грозить ему разлукой с родителями.
Как только малыш привыкает к незнакомому человеку, он сразу становится веселым и ведет себя естественно. Шестимесячный ребенок начинает осознавать свое "я" и то влияние, которое он оказывает на окружающих. Малыш любит покривляться и подурачиться, и если его гримасы вызывают одобрение взрослых, он начинает делать это еще с большим энтузиазмом.
В возрасте шести месяцев многие дети способны самостоятельно садиться,
вытянув руки вперед, а чтобы сохранить равновесие, крепко упираются ими в
пол. Находясь в сидячем положении, они видят мир совсем по-другому. Возьмите
малыша с собой в магазин за покупками. Катаясь в тележке по магазину, он
ощутит себя в центре волшебного мира, полного ярких красок и всевозможных
звуков.
Многие шестимесячные дети уже вполне способны самостоятельно
передвигаться. Одни ползают, лежа на животе и отталкиваясь руками и ногами.
Другие перемещаются, упираясь коленями. Кроме того, случается, что некоторые
малыши, будучи достаточно развитыми, не могут сдвинуться с места. Если перед
таким ребенком положить игрушку, он будет стремиться достать ее. Однако его
попытки продвинуться вперед, изо всех сил отталкиваясь ногами, остаются
безуспешными, и в конце концов он даже отодвигается назад от цели. Часто мы
замечаем, что ребенок, который способен долго и устойчиво сидеть, не любит
двигаться.
В этом возрасте малыш уже хорошо умеет дотягиваться и хватать предметы.
Его движения точны и уверенны. Он берет игрушку одной рукой, перекладывает
ее в другую, затем снова протягивает свободную руку и хватает следующую.
Однако если вы предложите ребенку взять третий предмет, когда обе его руки
заняты, вы поставите его в затруднительное положение. Ему хочется схватить
новую вещь, но он не понимает, что его руки не свободны. Скорее всего малыш
потянется за третьей игрушкой и случайно выронит вторую. Пройдет некоторое
время, пока он поймет, что прежде чем взять новую игрушку, он должен
куда-нибудь положить ту, которую держит.
Теперь малыш осознанно стремится достичь цели, кроме того, он с успехом
подбирает мелкие предметы с пола. По-видимому, этому способствуют два
обстоятельства: во-первых, ребенок стал лучше владеть пальцами и крепче
держать предметы; во-вторых, глазные мышцы становятся более развитыми,
что позволяет малышу воспринимать изображение на расстоянии. Теперь он будет
изо всех сил стараться схватить хлебную крошку, пылинку или даже узор на
простыне.
В этом возрасте ребенок начинает разбираться в сложных ситуациях и
принимать решения. Обратимся к классическому примеру из психологии, когда
шестимесячный малыш, видя (по условиям эксперимента), что может упасть,
отказывается ползти к матери через мост. В реальной жизни ребенок скорее
всего остановится, приближаясь к краю кровати или к верхней ступеньке
лестницы. К сожалению, нет никакой гарантии, что он всегда будет вести себя
осторожно, поэтому родители должны постоянно присматривать за ним. Итак, в
этом возрасте у ребенка формируется пространственное восприятие, которое
отражает сложные физиологические процессы, происходящие в его нервной
системе.
Часто родители стремятся обучить шестимесячных детей плавать. Смысл
заключается в том, что движения плывущего человека напоминают движения
ползущего, и если ваш ребенок уже умеет ползать, то без труда научится и
плавать. В действительности, если малыша обучают заботливые родители или
опытный тренер, он может задерживать дыхание и перемещаться в воде на
короткое расстояние. Очень немногим детям удается поднять голову над водой,
чтобы перевести дыхание, и почти никто из них не в состоянии целенаправленно
проплыть из одного места в другое. Плавание - прекрасное занятие для
взрослых и детей. Однако если ребенка обучать слишком рьяно, он может начать
бояться воды, и этот страх будет трудно преодолеть.
Способность видеть, слышать, чувствовать
Для ребенка открывается новый мир звуков и образов. Его внимание
начинают привлекать незаметные на первый
взгляд детали, и он всегда знает, когда вы радуетесь или грустите.
Малышу нравится играть одновременно с несколькими предметами, особенно с
теми, которые приятно видеть и трогать. Теперь его любимые игрушки -- это
мячик, сшитый из разных по текстуре и цвету кусочков ткани, мягкая резиновая
зверюшка, издающая громкий писк, звенящие кубики, ключи, ложки, кухонная
посуда, яркие прищепки для белья.
Итак, ребенок свободно сидит, опираясь на что-либо, занимается
игрушками и получает от этого большое удовольствие. Как правило, внимание
малыша приковано только к одному предмету, с которым ему нравится играть.
Взяв в руку погремушку, ребенок сначала внимательно рассматривает ее.
Две-три секунды спустя он начинает энергично трясти ею, затем перекладывает
в другую руку, сильно ударяет погремушкой, некоторое время держит ее во рту,
снова трясет и наконец роняет. Через какое-то время малыш может обратить
внимание на другой предмет и поступить с ним таким же образом.
Ребенка привлекает шуршание оберточной бумаги. Ему правится мять руками
тонкую папиросную бумагу или мягкую фольгу. Поскольку во время игры малыш
может затащить ее в рот, необходимо особенно внимательно наблюдать за ним.
Не позволяйте ему брать в рот кусочки газеты или журнала. Типографская
краска может повредить здоровью малыша.
На этом этапе развития ребенок начинает узнавать знакомые предметы,
даже если они чем-нибудь прикрыты. Погремушка, частично прикрытая материей,
вызывает особый интерес ребенка. По-видимому, он начинает понимать, что
предметы существуют, даже если их не видно полностью. Однако в этом возрасте
ребенок вряд ли станет искать игрушку, если она закрыта полностью. Это можно
объяснить, во-первых, тем, что пока ребенок еще не осознает, что лежащий
рядом предмет продолжает существовать, даже когда его не видно или если он
куда-нибудь закатился. Во-вторых, малыш не знает, что вещи могут быть не
видны, если они спрятаны внутри другого предмета, закрыты чем-нибудь или
заслонены.
Несмотря на настороженное отношение шестимесячного ребенка к незнакомым
людям, ему необходимо человеческое общение. Он любит играть с братьями и
сестрами и рад появлению других детей. Если два шестимесячных малыша
находятся рядом, они сразу замечают действия друг друга и начинают их
повторять. Стоит одному рассмеяться, тут же заливается смехом второй. Если
кто-то из них закричит, другой сразу же следует его примеру. Создается
впечатление, что каждый малыш полностью отождествляет себя со своим
партнером по игре.
Одна из самых любимых игрушек ребенка -- зеркало. Он может подолгу
сидеть перед ним, разговаривать со своим отражением и даже целовать его.
Если зеркало в ответ молчит, ребенок способен ударить по нему, словно
пытаясь выяснить, в чем дело.
По мере того как мир образов и звуков становится богаче, игры, в
которые играет малыш, приобретают более сложный характер. Он с удовольствием
предвкушает момент, когда "придет коза-рогатая" и "забодает" его, и уже
заранее смеется, ожидая щекотку. Малыша привлекают движения взад и вперед, а
если папа прячется за дверь, а затем выглядывает, это вызывает у него бурю
восторга. Когда взрослый устает от постоянного движения, ребенок пытается
изменить правила игры. Если папе надоедает трясти его на коленях и петь,
малыш начинает подпрыгивать самостоятельно в надежде продлить удовольствие.
Стремление ребенка заставить взрослого выполнять свои желания наводит
на мысль о том, что он осознает разницу между людьми и неодушевленными
предметами. Ему кажется, что люди, а не вещи являются причиной того, что
происходит вокруг. Малыш "разговаривает" с игрушками, не требуя от них
ответа. Однако когда он общается с людьми, его лепет звучит намного
выразительнее и может означать вопрос, ответ, замечание или команду. Если
папа пытается спустить ребенка с рук, а тому не нравится это, в голосе
малыша появляются повелительные интонации.
Шестимесячный ребенок старается подражать произношению, характерному
для языка, на котором говорят взрослые. Его лепет становится более
различимым, даже если он сам этого не осознает. Маленький китаец будет "гулить", подражая китайскому языку, кубинец -- испанскому, американец --английскому, а лишенный слуха ребенок будет говорить все меньше и меньше. У малыша проявляется все большая способность подражать поведению окружающих.
Раньше это относилось только к мимике лица и к голосу. Теперь мы видим, что ребенок старается повторять и жесты. Однако