Почему я против системы образования
ДетскаяМне кажется, ни один человек в здравом уме и трезвой памяти не скажет, что наша система образования хорошая, удобная, правильная или оправданная. Даже те, кто сам завязан в этой системе - воспитатели, заведующие детскими садами, директора школ, учителя - как правило понимают, что не совсем все огранизовано правильно и не всегда правильно поступают они сами.
Если задуматься, то в огранизации обучения сейчас все точно так же как было придумано пять веков назад, классно-урочную систему как вариант фронтального обучения "изобрел" Коменский в шестнадцатом веке. И, надо отдать ему должное, в его время эти идеи были революционными, оправданными и абсолютно востребованными, применительно к тем целям, под которые они и создавались - элементарное, базовое обучение широких масс молодежи. И я уверена, что не мне одной кажется, что сейчас подобная система организации обучения несколько неоправдана.
В образовании вообще много неоправданного, но при этом до ужаса незыблемого. Например, я часто об этом говорю, воспитатели в саду не звери, на садисты, не сами люди по себе такие уж гадкие и с детьми общаться не умеют, нет. Это система, в которой они вынуждены существовать очень неудобна и для детей, и для них. Всегда привожу этот пример: меня как-то на прогулке спросила воспитатель группы трехлеток, как нам не сложно одевать детей на прогулку в своей разновозрастной группе. Я ответила, что занимает все это дело от силы пятнадцать минут, в первые пять одеваются старшие дети, а в остальные десять помогают одеться малышам, и в свою очередь поинтересовалась, как одевают двадцать трехлеток они. Мой вопрос был искренним абсолютно, потому что я себе этого не представляю, точнее представляю как раз очень приближенно к ее ответу, но я бы так не смогла. Согласно правилам, все дети должны выйти из группы в сопровождении воспитателя парами, одевать трехлетки сами практически ничего не могут, воспитататель с нянечкой в четыре руки одевают несколько человек, которые становятся у двери парами, пока оденут остальных, первые уже потеют, плачут или, напротив, истерически смеются, бегают и мешаются под ногами. Далее все шествуют на прогулку, с которой, кстати, по правилам вернутся в группу пописать ребенок один не имеет права, равно как и воспитатель не имеет права оставить всех других детей без присмотра, чтобы сопроводить в группу желающего в туалет.
Я не говорю, что так везде, скорее всего, есть люди, одевающие детей другими методами или разумно игнорирующие правила. Но тем не менее, это явный пример того, что не мариванны дуры и злодейки, а система такова, что по-другому в ней нельзя. И воспитатель, кричащий на детей и их подавляющий, может со всей честностью заявить вам "с ними по-другому нельзя". Да, я не отрицаю, есть люди, которые умудряются и в этом бедламе сохранить человечески отношения с воспитанниками, и они всегда удивляются, почему же родители так настороженно относятся к десткому саду и воспитателям, предпочитают сидеть с детьми дома до школы и т.п.
Возрастные психологи в один голос поют, что дошкольник может сосредоточиться на чем-то (концентрация внимания) лишь от силы 15 минут, но ни в одном детском саду ни одно занятие 15 минут не длится. Многие родители, напротив, сообщают, что их дети способны заниматься чем-то и быть здорово этим увлечены чуть ли не по полчаса, однако речь идет о вещах, которые интересны ребенку и заниматься которыми он выбрал себе сам. Я лично присутствую уже на третьем круглом столе, конференции, форуме, где говорится о том, что в первую очередь нужно учитывать интересы детей, что информационный поток так быстр, что все, чему мы учим становится устаревшим уже через год, а в некоторых областях и через неделю. Все кивают, соглашаются, но не меняется ничего...
Мы говорим о готовности к школе, одним из немаловажных факторов которой является элементарная усидчивость ребенка, способность чисто физически успокоиться, сесть и внимательно следить за тем, что говорит и делает учитель, мы обсуждаем это, говоря о готовности ребенка к школе, а сами устраиваем занятия за партами в детских садах с детьми, которые как бы по определению не должны быть к этому готовы...
Да, к чему я это все? Просто к тому, что мы с вами - родители - должны понимать, что будет происходить с нашими детьми и либо просто принять это и не удивляться, либо отнестить критически и, в случае, если есть выбор, совершить это выбор - наилучший для вас и вашего ребенка. Да, можно аппелировать к "мы сами там были и ничего". Да, возможно и ничего, я лично помню массу живописных картин из своего детско-садовского прошлого, от которых у меня как воспитателя волосы бы на голове шевелились, но у меня как ребенка никаких необратимых изменений в психике не возникло. Но тут не надо забывать, что все мы разные, и то, что было как слону дробина для нас, для нашего ребенка может оказаться губительным, ведь и каждого из нас своя нервная система, свое восприятие, свои особенности характера.
Давайте трезво смотреть на вещи и оберегать своих детей хотя бы от того, от чего уберечь их полностью в наших силах.