Веками складывавшаяся система образования
Свалка педагогических идейНе секрет, что я на традиционную систему образования ругаюсь, не люблю её, этого не скрываю и часто об этом говорю. Ну ладно, не так уж и часто :) Но это от того, что мое мнение мне дорого и оно обосновано, как и защитникам традиционной школы дорого их мнение и оно для них тоже обосновано. И чаще всего выходит так, что у нас не позиции разные, а разные системы ценностей. Так что и спорить становится бесполезно.
Но сейчас я не об этом. Я о постоянно приводимом мне аргументе, мол, неужели система образования, которая складывалась веками и, так сказать, прошла проверку временем, может быть при этом какашкой. Я всегда отвечаю - да, может. Хотя речь даже не об этом, а о том, что современная система образования никакими веками не складывалась. Она один раз сложилась в 16 веке и дошла до нас сквозь века практически неизменной. Ну за исключением некоторой конкретики, например, иногда в школах было нужно бить детей розгами, иногда можно по усмотрению учителя, а иногда жёстко запрещено. Но суть дела всегда была одна и та же - классно-урочную систему придумал (как я уже говорила выше в 16 веке) замечательный человек Ян Амос Коменский.
Он правда был замечательным, я нисколько не иронизирую, его идеи были революционными, но заработали реально хорошо. Идеи Коменского родились под конкретные задачи - сделать обучение доступным всем и, как следствие, массовым. Сделать материал универсальным, урок стандартным, ученика усредненным. Коменский придумал учебный год, парты, классы как помещения, классы как группы учеников, и классы как ступени обучения, одного учителя на десятки учеников, дисциплину и запреты пропускать уроки, учебные планы, учебники по классам, кучу авторских дидактических материалов. Большая часть из перечисленного реально выглядит сейчас также, как и пять веков назад. И вот парадокс, это, блин, не потому, что система такая крутая :)
На самом деле, она и придумана-то была не от хорошей жизни. Кто мог и так прекрасно учил своих детей, к одному ребенку в семью приходили несколько учителей, а не наоборот. А те, кто не мог учить детей дома, те и не учили их вообще. Классно-урочная система должна была заменить индивидуальную, и собственно, отлично справилась. Нам с вами теперь и в голову не приходит, что учиться можно как-то по-другому, только в школе. Бабушки наши там учились, мамы и папы, мы учились ("и ничего"), и дети наши будут учиться в школе. Потому что то, что работает веками, как мы помним, плохим быть не может.
И я, на всякий случай уточню, даже не призываю учить всех индивидуально как в старые добрые времена. Я призываю лишь задуматься, а нет ли других вариантов сделать образование доступным и всеобщим, но не унифицированным при этом... Хотя, признаюсь честно, я и сама не верю, что что-то изменится, Коменский придумал на удивление живучую штуку, штуку очень скрипучую и тугоподвижную... Даже не знаю, есть ли на свете что-то еще более ригидное, чем система образования...