Марафон для дошкольников - день 7. Развитие речи.
Марафон1. Загадки. Отгадайте загадки, а потом попросите ребенка придумать свои загадки про этих животных.
1. То эволюции игрушка,
Яйцекладущая зверушка,
В иголках вся, но безобидна.
В Австралии живет ... (ехидна)
2. Мишка белый - к полюсу, Мишка бурый - по лесу.
Этот сел на эвкалипт, листья ест и много спит. (Коала)
3. В австралийских водоемах чувствует себя как дома.
Плоский хвост и нос утиный,
пищу ищет себе в тине.
Мне ответьте на вопрос,
это дети ... (утконос)
4. Я в Австралии живу,
Прыгать далеко могу.
Сумку впереди ношу,
На двух лапах я стою. (Кенгуру)
5. Какая птица носит название фрукта? (Киви)
6. Плавает в реке давно,
И похож он на бревно,
Пасть, как у акулы есть,
И зубов не перечесть. (Аллигатор)
7. Живу я в дупле, я болтливая птица,
Ношу хохолок и люблю порезвиться,
Я всех вас в лесистой Австралии жду,
А как называют меня? (Какаду)
2. Игра "Хорошо-плохо". Эта игра заставляет дошкольника находить в одном и том же предмете, действие хорошие и плохие стороны. Такая игра подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире. Плюс развивает мышление и учит правильно формулировать свои мысли.
Сначала предложите ребенку найти что-то хорошее и плохое в нейтральных предметах.
Книга, лампа, карандаш.
Например : настольная лампа.
Удобно - можно поставить на стол и на пол,
Неудобно - нельзя повесить на стену.
Хорошо, что стеклянная много света.
Плохо - может разбиться.
Потом предложите ребенку, что-то что заранее вызывает хорошие или негативные эмоции.
Например стоматолог, прививка, новый год, день рождения и тд.
И третий этап. Предложите ребенку представить одну и ту же ситуацию, но когда может быть хорошо, а когда плохо.
Например- мороз.
Плохо- когда на улице мороз, а ты стоишь на улице и долго ждёшь трамвай.
Хорошо - когда сидишь дома у печки.
3. Игра с мячом в антонимы. Бросаем друг - другу мяч, мама называет слово, а ребенок антоним к нему. То есть зной - прохлада, мокро - сухо, жарко - холодно, пишет - стирает, кисло - сладко, свет - тьма, тихо - громко и тд.
4. "Бином фантазий". Замечательное упражнение не только на развитие речи, но и для пред умывания завязки сказок. А само упражнение придумал Джанни Родари.
Предупреждение: если вы очень серьёзный человек, или считаете, что учёба это ни хиханьки - хаханьки, а серьёзное занятие, или вы просто не умеете вместе со своим ребенком придумывать ерунду и смеяться над этим вместе, то это упражнения пропускайте.
Подбираем карточки: 5 карточек с животными и 5 с предметами. Ребенок вытягивает по одной карточки из каждой стопки.
Допустим он вытащил ванна и слон.
Сначала мы составляем словосочетания используя разные предлоги.
Слон в ванной
Слон под ванной
Ванна на слоне и тд.
А дальше нам надо рассказать почему же так случилось.
Например: Слон залез в ванну потому что увидел там душ и решил, что это хобот другого слона.
Слон увидел мышь и с перепугу залез под ванну.
Слон решил , что ему надоело мыться из хобота, пошел купил ванну и теперь гордый несёт её домой.
Или попался пёс и шкаф.
Пес со шкафом. По улице бежит пес со шкафом на спине. Ничего особенного, он всегда так бегает, носит свой шкаф как улитка раковину.
Шкаф пса. Это такой шкаф для хранения поводов, намордников, косточек, резиновых куриц и комбинизончиков с помпончиками.
Пес в шкафу. Лезет как-то хозяин в шкаф, а там сидит пес. Тут вообще можно придумать много : а какой именно пес, хозяйский или уличный? А какой породы? А зачем он залез в шкаф?
5. Сегодня мы будем тренировать рассказ повествование.
Попросите ребенка рассказать как он провёл лето.
Возможно стоит взять какую-нибудь игрушку и просить от ее лица рассказать ей. Сначала рассказать за игрушку, как она провела лето, а потом пусть пробует ребенок.
Можно попросить ребенка нарисовать картинку или серию картинок на тему лета, а потом уже по ним рассказать.
Можно попробовать с наводящими вопросами.
Тебе понравилось как ты провел лето? А что тебе понравилось больше всего? А где ты еще был? Ты куда-нибудь ездил? Что тебе там понравилось и тд.
6. Знакомство со стихотворением С. Городецкого "Котёнок". Прочитать стихотворение ребенку. Спросить о чем оно. Кто главные действующие лица (котёнок и девочка(автор) и второстепенные (кукла). Спросить с какой интонацией говорит автор и с какой котенок, какие они испытывают эмоции. Предложить ребенку повторить слова героев с нужной интонацией и мимикой.
Попробовать выучить это стихотворение. Можно послушать как его читают другие дети. На ютуб полно видео.
Ты зачем, шалун-котенок,
Куклу в поле утащил?
Простудиться мог ребенок,
На ветру совсем застыл!
Утро целое искала
В детской куколку свою,
А тебе и горя мало!
Слышишь, что я говорю?»
Улыбаясь виновато,
Ей в ответ котенок-плут:
«Кукле в детской скучновато,
Я играл с ней там и тут.
Кукла, глазки закрывая,
Все мяукала со мной.
Думал я: она живая,
Прибежит сама домой!»
7.
Подготовка руки к письму. Кто как хочет, кто-то прописи может писать, кто хочет может лабиринты проходить, или обводить по контуру.