1️⃣7️⃣ месяцев, пост о развитии и книжках
Отчеты по месяцамЗа месяц Илья подрос физически и интеллектуально, стал ещё лучше говорить. Также кажется что набрал вес, округлились щечки.
UPD: 19.02 сходили к педиатру, поставили V2 «Клещ-Э-вак» и взвесились - ровно 12 килограмм (+150 грамм за месяц).
🌓Режим
Подъем в 9:00, дневной сон на полтора часа с ~13:30. Увеличилось первое время бодрствования, а я долго этого не понимала и укладывала через 3,5 часа, из-за чего второе ВБ было очень большим и перегружало нервную систему и давало проблемы со сном.
Теперь отдалился режим, спит до 15:00, в ночь до 22:00.
🥣Ест хорошо, но стал ожидаемо чуть более избирательный в еде - после года дети уже сами решают что им нравится, а что нет, и едят по настроению. Любимое блюдо - (классика тодлерства!) макароны с сыром. Ест фрукты и овощи, крупы, выпечку, хлеб, супы, молочные продукты. Стал плохо есть мясо, даже курицу, которую ел до этого. Налегает на углеводы и клетчатку. Лучше пьёт воду - за день 200 мл выпивает. Плюс ГВ.
🦷Немного беспокоят зубы в последние пять дней - даём на ночь парацетамол, спит хорошо. С 23 до 5 утра одно кормление в последнее время. А днём на зубы слюнотечение, кусить нас может, ноет. Клыки похоже стали расти.
У нас уже месяц холода, гуляем мало, в основном один раз идём на часик или на санках покататься или походить без коляски во двор.
Может по пол часа смотреть как трактор чистит двор от снега:
Стали больше дома сидеть, чаще в игры играть и поэтому наверное много нового выучили.
🍴Ест сам вилкой и ложкой, продолжает развивать этот навык. Хорошо так уже получается. Я даже решила на полтора годика подарить ему набор настоящих детских столовых приборов, пора заменить ему пластиковые малышковые приборы.
🪑Научился залезать на стулья.
🚪 Научился открывать двери в комнаты.
🎨Учится рисовать круги на бумаге. Также научился кружиться вокруг себя.
Смешные слова:
«Диняняо» - динозавры
«Пимоморы» - помидоры
Ёсь - ёж
Про речь был ниже отдельный пост. В целом - усложняются слова, уже не из одного слога а из нескольких слогов. Некоторые говорит вообще хорошо - Киса, гусь.
Научился катать колбаски из теста для лепки. Правда говорит что это пельмень. Бабушка лепила пельмени, вот он насмотрелся и теперь тоже лепит. Вообще с плей-до стали активно играть, я на полтора годика приготовила в подарок набор «Текстуры», как раз попадает в нынешнюю сферу интересов ребёнка - будем расширять наши умения давить мять и влеплять что-то в тесто.
Понимает понятия больше - меньше, вверх и вниз. Различает руку левую и правую (я не уверенна, но когда говорю дай левую руку или просунь руку в рукав то делает).
Знает названия всех частей тела (ноги, руки, тело, пузо, пупок) - называет их вслух, показывает. Знает всё что на лице - брови, лоб, глаза, нос, губы, зубы, щеки, уши. Все называет.
Знает как зовут папу - кричит, повторяя за мной «Сясяя». Один раз я крикнула «папаа», а Илья крикнул следом «Сясяяя» 😂 мы смеялись.
Говорит «пасиба» когда ему что-то дают в руки.
На площадке говорит «пивет» другим детям.
В коридоре возле двери всегда говорит «гяяязь», потому что папа постоянно повторяет чтобы Илья там не топтался, так как там грязь от ботинок.
Понравилась книжка с наклейками, которую нам подарила Валентина. Теперь я ищу «ищо» наклеек, чтобы удовлетворить его интерес. Он так и не понял до конца принцип как они клеятся, поэтому хочет бесконечно повторять процесс приклеивания. Хорошо в гипермаркетах выдают какие-то наклейки для акций, вот я их пускаю в расход для приклеивания.
Понимает что означает «закончилось, нет» - разводит ладонями вверх. «Ещё» - ещё гулять, ещё дать кусочек еды, ещё грудь, ещё показать что-то. Главное слово месяца это его «ищо».
Научился по моей команде снимать подгузник. Когда я набираю ванну, то говорю «Илья, снимай подгузник», и он стягивает его до колен, потом садится на попу и снимает с ног до конца. Хлопает сам себе в конце и говорит «маадец»😄
🪥Чистит себе сам зубы. Сжевал уже две щетки. Утром и вечером чистим, сидя в ванне.
Купила ему новую щетку, видимо наконец удобная для его руки, и паста жутко вкусная с ароматом айвы. Отобрать теперь сложно 🙈с щеткой во рту выходит из ванны и не отдаёт. Наглаживает ее и говорит «касивая, маааинькая».
Выучил за месяц понятия большой - маленький и горячо - холодно.
Большой-маленький учили на рамке вкладыше «Мышы» - там есть маленькие и большие мышки и мы определяли какая мышь какая и искали ей большой или маленький домик. Потом стали все остальное определять на размер.
Также в книжке с наклейками разбирались какая наклейка для задания большая, а какая маленькая. Теперь говорит «бофоой» и «маиинький» и определяет окружающие предметы, большие они или маленькие.
С горячо-холодно веселее - учил по батарее)) прикосался и говорил «гоячее», а потом стена рядом «хооное». Теперь может дать понять что еда горячая или вода в душе, говорит что горячее чтобы сделали поменьше.
Стал говорить «не попал» когда что-то кладёшь или кидаешь и оно не попадает на место. Например мы заходим домой и я от порога кидаю перчатки на полку, и если они не долетели и упали то Илья говорит «не попал». Это очень забавно.
Стал играть с удовольствием в сортер. Научился рассовывать животных по цветам в их отверстия и сверху и сбоку возле дверок.
🧸Игры
Начались ролевые игры! 🥳
Он придумывает сюжеты, собирает игрушки и сам что-то с ними делает. Папа тут собрал ему из Лего экскаватор, так он им сгребал все что видел - и крошки и кубики Лего и даже помпоны.
Играет вместе с мальчиками с нашего двора вместе в одну общую игру. Тут я им придумала что надо засыпать снегом клумбу. Вот они в три лопаты копали снег 😄 Вадик, Ерема и Илья.
Сам собирает рельсы от дороги Лего дупло, запускает паровоз. Страх вначале сменился любовью.
Учится прыгать на прыгунах.
📚О книгах.
Стали очень много читать, особенно перед снами.
Раньше Илью хватало на чтение одной книги и он просил ее читать подряд несколько раз (мы так зачитали «Ламу красную пижаму» до тошноты), потом неожиданно все поменялось. У детей все быстро меняется и это правда.
Уже к концу января Илья стал просить читать что-то ещё кроме Ламы. Я стала добавлять простые книжки картонки. Потом был период около недели, когда мы читали книги, и когда уже укладывались в кровать и выключали свет, мне надо было наизусть читать ему раза 3-4 подряд весь стих про Лукоморье Пушкина. Я была так удивлена что ему нравится этот длинный и сложный по сюжету стих (после простой Ламы то!), но читала. До Лукоморья был такой же период чтения Репки наизусть.
После Лукоморье наконец-то надоело, и мы перешли к чтению новых книг.
Раньше было безумно сложно добавить новую книгу к привычному чтению. Илья соглашался послушать первую страницу, и сразу же закрывал книгу у меня в руках. А теперь он старается выслушивать и дает книге ещё шанс.
Так в наше чтение вписалось множество новых книг и теперь я перед сном читаю около 20 книг!🙈
Вот они все, жильцы прикроватной тумбочки:
если я хоть одну забуду, то Илья обязательно вскочит с кровати и пойдёт ее искать, или будет показывать пальцем на книжный шкаф и голосить «ищо ищо».
Кстати, опять же, в новые книжки попали лишь те, что отвечают возрастной психологии детей полутора лет. Эти книги: с небольшим количеством рифмованного текста на странице, простым, легко отслеживаемым сюжетом, крупными яркими иллюстрациями на белом фоне и не очень длинные по содержанию.
Например, теперь ему нравится «Есть такие мальчики» Барто.
Появились новые любимые книги.
Вот эта мини энциклопедия с окошками на этой неделе любимица.
По ней выучил что умеют делать малыши:
И называет правильно пару эмоций (радость, печаль, обида)
Вообще, я тут новых книжек накупила (опять).
Достался мне чудесный «Пожар» Маршака на более старший возраст:
Издательство «Мелик-Пашаев» молодцы, я их очень люблю за отличные переиздания наших советских детских книг. Сейчас прошлась по полке - а у меня половина книг для Ильи от этого издательства.
Купила ещё одну Фадееву, небольшую историю про пса Чайку и море. Иллюстрации у автора интересные, акварель но в разной технике:
Также я начала собирать серию тонких энциклопедий для пятилеток от издательства «Настя и Никита». Не знаю кто они такие, но книжечки у них неплохие, и по цене и по формату. Можно брать с собой, удобно читать перед сном, интересно собирать по темам.
Все иллюстрации рисованные живой рукой, тексты примитивные и очень поверхностные, но для пятилеток, чтобы начать знакомиться с темой, да за сто рублей это неплохие издания.
Напишу потом отдельно пост о них.
Ещё немного новых книг.
«Хамелеон» Л.Лионни хорошая колористическая история для двухлетних.
Опять же разные переиздания советских книг - «Лесные сказки», «По щучьему велению, «Для малышей» - стишки с иллюстрациями Васнецова. На старший возраст: «Ухти-Тухти», «Крошка Енот и тот кто сидит в пруду», «Веселый Новый год» - всё «Мелик Пашаев». «Сказка о потерянном времени» я очень любила в детстве, решила что с хорошим иллюстрациями она мне нужна в коллекцию.
Две сказки Пушкина это мои приятные находки: «О царе Салтане» с иллюстрациями Билибина и репринт «Сказки о золотом петушке» с илл.Васнецова.
Считаю, это самые подходящие иллюстрации к Пушкину, в отличие от современных художников, Билибин и Васнецов учитывали фольклорную специфику текста сказок, что смогли передать в своих рисунках. Надеюсь, Илье они тоже понравятся.
✳️О походе в зоопарк
Совсем забыла.
Мы тут ходили в мини зоопарк.
Я не очень люблю такие заведения, но нам надо было сбежать куда-то от шума ремонта соседей; на улице в -15 особо не погуляешь и вот мы пошли смотреть на животных.
Там живут козы, еноты, сурикаты, дикобраз, лиса, морские свинки, ёжики, кролики, баран, маранги, обезьянки игрунки, белка, сова, курицы петухи индюки, попугаи, террариумы со змеей и ящерицами, и даже прудик с карпами имелся. А также два страуса Эму и один старый кенгуру на пенсии. Вот этих товарищей мне особо жалко, так как им разгуляться негде в своих тесных клетках.
Илья посмотрел на всех животных, покормил енотов вафлей, свинок и козу капустой, потрогал кого было можно и остался в восторге от.. фонтана в пруду у карпов! 🙈 просил ещё и ещё его поднести к нему. Ну и ежи очень понравились.
Большой мой мальчик! Все понимает, говорит, шутит, балуется, сам придумывает игры, помогает по дому, хорошо себя ведёт и слушается маму. Обожаю его.