Показатели развития функции движения у детей 1-го года жизни
Полезности из инетаКоординация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки — случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.
При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус — тянет в рот.
С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.
Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.
Возраст, мес. - Двигательные умения
1
Множественные беспорядочные движения конечностями, приведенными к телу, с повышенным тонусом сгибателей; захватывание одной руки другой. В вертикальном положении голову не удерживает, в горизонтальном — не поднимает
2—2,5
В вертикальном положении удерживает голову, лежа на животе поднимает ее
3—3,5
В положении лежа на животе приподнимает туловище, опираясь на предплечья; стоит при поддержке под мышки
4
Поворачивается со спины на бок, сидит при поддержке за руки
5—5,5
Поворачивается со спины на живот, в положении лежа на животе приподнимает туловище, опираясь на выпрямленные руки; сидит при поддержке за руку; стоит при поддержке за обе руки; переступает при поддержке под мышки
6
Поворачивается самостоятельно с живота на спину
7
Встает на четвереньки
8—8,5
Сидит без поддержки, ползает, переступает при поддержке за руки, садится из положения лежа, ложится из положения сидя; встает на ноги, держась руками за неподвижную опору (барьер), самостоятельно садится
9
Стоит при поддержке за руку; переступает, держась двумя руками за неподвижную опору; влезает и опускается на четвереньки по ступенькам лесенки-горки
10
Переступает, держась обеими руками за подвижную опору (каталку)
11 —12
Стоит без поддержки, переступает с поддержкой за руку
12—13
Приседает, встает и переступает без опоры (начальная ходьба)
по 3. С. Уваровой, 1966