Пришло время все вам рассказать
Метод ШичидыЕще будучи беременной, я прочитала книгу Масару Ибуки «После трех уже поздно», которую посоветовал для прочтения всем известный Артемий Лебедев у себя в блоге. Книга произвела на меня огромное впечатление и подтвердила мои догадки о том, что с ребенком надо заниматься с самого рождения.
Но после знакомства с книгой у меня возникло множество вопросов: как и чем все-таки заниматься? Неужели не существует не обобщенных рекомендаций, а четких указаний и методик, ведь книга написана почти полвека назад? Не может быть, чтобы японцы, так трепетно относящиеся к детскому воспитанию и развитию, не пошли дальше и не развили эту тему в целую систему.
На всякий случай, поясню. В книге Масару Ибуки, одного из основателей корпорации Sony, говорится о том, что в первые три года жизни закладываются основы личности ребенка. Маленькие дети обучаются всему намного быстрее, и задача родителей – создать условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности. В воспитании необходимо следовать следующим принципам: стимулировать познание через возбуждение интереса малыша, воспитывать характер, способствовать развитию творчества и различных навыков. При этом ставится задача не вырастить гения, а дать ребенку такое образование, чтобы «он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым».
И я не ошиблась. Японцы действительно одни из первых начали говорить о необходимости раннего развития. В Японии, Малайзии и Сингапуре уже несколько десятилетий популярна методика профессора Макото Шичиды, открыто более 400 школ, а у нас не найти даже грамотной статьи с разъяснениями, не говоря уже о книгах.
Макото Шичида посвятил исследованиям головного мозга более сорока лет и пришел к удивительным результатам. Он говорит о том, что правое и левое полушарие мозга имеют различные возможности. Правое полушарие – как архив информации, оно запоминает все, что когда-либо хоть краем глаза видел или чувствовал человек, и воспроизводит это в картинках – зрительных образах. Левое полушарие, напротив, имеет краткосрочную память и постоянно стирает лишнюю информацию, однако оно способно обрабатывать информацию с огромной скоростью. Левое полушарие – это аналитическое полушарие. Для занесения информации в правое полушарие необходимо мелькание, быстрая демонстрация нового материала. Левое же полушарие требует медленного многократного повторения.
Любая информация, которая хоть раз была занесена в правое полушарие, или как его еще называют, в правый мозг, остается там навсегда. И задача левого мозга лишь извлечь ее оттуда. Но, как выяснилось, чем старше ребенок, тем меньше связей между левым и правым полушарием у него остается. В первые годы жизни количество связей в мозгу ребенка в два раза превышает количество связей у взрослого человека. Если в первые три года жизни эти связи не задействуются, то они просто исчезают. Поэтому отсутствие стимуляции мозга в первые месяцы и годы жизни приводит к необратимому снижению потенциала мозга. Это значит, что эффект от занятий с трехлетним ребенком будет значительно выше, чем от занятия с взрослым человеком.
Поэтому Макото Шичида предлагает обеспечить малыша до трех лет всем необходимым, чтобы приостановить процесс разрушения связей между левым и правым полушарием и закрепить их.
Ребенку с развитым правым полушарием подвластны такие способности как:
- Запоминание любых объемов информации с помощью образов (фотопамять);
- Уникальные вычислительные способности;
- Скорочтение;
- Лингвистические способности;
- Музыкальный слух;
- Интуиция и телепатия;
В будущем такие дети смогут с легкостью запоминать огромные объемы информации, будут уметь извлекать из них необходимую толику знаний, вспоминать прочитанное или увиденное давным-давно в мельчайших деталях, обладать фотографической памятью и скорочтением. Эти дети смогут обладать отменной интуицией, смогут проявить себя в творчестве, потому что именно правое полушарие считается интуитивным и творческим. Иногда его еще называют «подсознание».
Макото Шичида утверждает, что ребенок с хорошо развитым правым полушарием не просто запоминает информацию, он способен видеть перед собой страницу из прочитанной им когда-то книги как слайд или фотокарточку, который можно просматривать вновь и вновь.
Такое явления как интуиция или телепатия объясняются Шичидой следующим образом. Все в мире излучает свои сигналы: любая вещь, любое действие вибрируют с определенной частотой. Дети способны улавливать эти сигналы и подобно азбуке Морзе преобразовывать обратно в образ. Со временем «шестое чувство» у детей отключается, так как не находит применения во взрослом мире.
Вот простой пример, описанный в книге Шичиды: папа ведет девочку в детский сад. По пути девочка говорит, что сегодня их воспитательницы не будет, а в группе появится новый мальчик. Все так и случается. Девочка уловила сигналы совершившегося действия, то есть тех событий, которые уже сложились и подавали сигнал: воспитательница тогда уже была больна и уже собиралась остаться дома, а новенький мальчик уже был записан в группу, и мать вела его в детский сад.
Необыкновенные вычислительные способности ребенка заключаются в том, что он умеет за секунду определять количество предметов, изображенных на картинке. И при правильном стимулировании с легкостью не только отличит 99 точек от 98, но и научится складывать, делить и умножать многозначные числа в уме за считанные секунды.
Лингвистические способности и скорочтение, как вы уже поняли, также вытекают из фотомапяти и возможности извлекать любую информацию из резерва правого полушария.
Что касается творчества, то человек не умеет рисовать не только вследствие неразвитой моторики. В большей степени это зависит от способности воспроизводить в голове образы и фиксировать их, что нереально без развитого правого полушария. Тот же пример можно привести и в музыке, и в литературе, и во многих других областях. Поэтому именно развитое правое полушарие позволяет человеку превосходно переносить образ из своей головы на холст или, скажем, кусок камня.
Отсюда, конечно же, сразу следует вывод о том, что ребенку необходимо также и развитие моторики. Система Макото Шичиды предусматривает занятия на развитие моторики, однако на мой взгляд, более глубокие знания об этом можно получить в книгах Марии Монтессори, а также подглядев занятия в японской культуре. У японцев есть множество игр, развивающих мелкую моторику и воображение, которые в будущем мы обязательно будем практиковать: оригами (складывание фигур из бумаги), экибана (составление композиций из сухих растений), киригами (вырезание контуров из бумаги), осибана (исполнение картин природными материалами), айгами (конструктор в стиле оригами), танграм (головоломка из геометрических фигур) и оятиро (плетение на пальцах из веревочки, в Америке известна как Cat’s cradle).
Доктор Макото Шичида предлагает целый арсенал средств для развития правого мозга ребенка.
В первую очередь, это так называемые флэш-карты, которые необходимо показывать ребенку ежедневно с очень высокой скоростью, оптимально – 0,5 секунды на 1 картинку. Проблема заключается в том, что картинки не должны повторяться, и родители должны ежедневно готовить презентацию из 100 новых картинок, которые ребенок посмотрит менее чем за одну минуту.
Дети чуть постарше играют в игры на развитие памяти Memory Grid и Linking Memory.
Memory Grid или Сетка памяти. Суть игры заключается в том, что ребенку показывается разлинованное на квадраты поле, где в каждой из ячеек располагается картинка. Ребенок смотрит на эти картинки в течение нескольких секунд, а затем сам по памяти старается расположить картинки в ячейках.
Linking Memory или Цепочка памяти – это игра на запоминание цепочки картинок с помощью абсурдного рассказа. То есть, выкладывается ряд карточек с разными изображениями, и вы должны быстро придумать ребенку рассказ. Например, 3 картинки: бабочка, дерево, небо. История должна быть не такой: бабочка взлетела на дерево и посмотрела на небо, а такой: бабочка упала с дерева прямо на небо. Именно такие абсурдные истории и помогают активировать правое полушарие по мнению доктора Шичиды. Со временем ребенок будет способен сам придумать историю и запомнить порядок более чем из сотни карточек.
Также Шичида предлагает целый ряд небольших игр на развитие интуиции. Например, самое простейшее: интуитивное угадывание, в какой руке или под каким стаканом предмет. В дальнейшем игра может принимать совершенно неожиданные обороты.
Неотъемлемой частью занятий являются медитации, позитивный настрой, прослушивание альфа-музыки, внушение, созерцание, дыхание, энергетический настрой. Все это можно попробовать применить и у нас, хотя в нашей культуре ничего подобного нет. В какой-то степени, эти занятия имеют и эзотерический характер. Правильное дыхание необходимо для того, чтобы насытить мозг кислородом, помочь ребенку расслабиться. Именно расслабление способствует легкому переходу из левого полушария в правое. Всегда нужно помнить, если ребенок хоть немного напряжен, результата от занятий не будет, так как задействование правого (безмятежного и невербального) полушария абсолютно исключает какую-либо нервозность.
Примерно с полутора лет можно подключить к занятиям мандалы, танграмы и игру в цепочку памяти, пропевание песенок по нотам, творческие занятия, игры с шумелками на развитие слуха и игры с запахами, судоку. Кое-что предлагается самим автором, а что-то можно придумать самостоятельно. Главное – не останавливаться.
Занятия по программе Шичиды состоят из множества коротких блоков на развитие различных органов чувств. Уроки Шичиды характерны тем, что каждое задание или игра длится не более 3-5 минут. Поэтому ребенок не устает от занятий, внимание не притупляется, и он постоянно находится в тонусе.
Ниже приведен список основных занятий для развития правого полушария, каждое из которых включает множество игр и имеет различные степени сложности, в зависимости от того, во сколько лет вы начали заниматься и как далеко успели продвинуться.
- Настройка на занятие (Pre-lesson)
- Воображение (Imaging)
- Демонстрация слайдов (Flashcards)
- Цепочка памяти (Linking Memory)
- Мандала (Mandala)
- Танграмы (Tangrams)
- Сетка памяти (Memory Grid)
- Распознавание количества (Quantity Recognition)
- Интуиция и ясновидение (ESP Games)
- Cкорочтение (Quantum Reading)
- Запоминание чисел (Number Memory)
- Судоку (Sudoku)
Что еще мне нравится в этом методе, так это то, что Шичида уделяет внимание не только правому полушарию, но и левому, а также говорит о необходимости развития социальных навыков, дисциплины и личностного развития. Только достигнув гармонии, можно добиться хороших результатов. Особенно большое значение доктор Шичида придает любви между матерью и ребенком. Любовь – это главный элемент в воспитании детей.
А теперь опять небольшое лирическое отступление
Сразу остановлю нападки тех, кто считает, что люди, занимающиеся ранним развитием своего ребенка, пытаются вырастить гениев. Гениальность – это фактически всегда психологическое или генетическое отклонение. Речь идет о том умственном потенциале, который есть у ребенка с рождения, и который безвозвратно теряется им, если этот потенциал вовремя не поддержать и не научить ребенка им пользоваться.
На мой взгляд, все эти способности нужны не для того, чтобы сделать из ребенка гения. Да и добиться в наших условиях полного воплощения занятий Шичиды и Монтессори очень трудно.
Базу, скелет восприятия - вот что я пытаюсь дать ребенку. А не вбить ему валентность водорода или третий закон Ньютона в 1 год. Другими словами, я хочу научить учиться, а что учить и где применять свои способности - ребенок сам определит для себя в дальнейшем.
Тысячи мам, занимающихся со своими детьми, заканчивают это делать, как только ребенок идет в школу, а многих хватает на год-два, а дальше все выравнивается. Школа искалечила и исправила под стандарты не одно дарование, и лишь единицам удалось не потерять свой дар и вырасти во что-то большее. Никто не будет заботиться о повышении интеллекта вашего ребенка, кроме вас самих. Уже сейчас все говорят о том, что те знания, которые студент получает на первом курсе технического университета, часто теряют свою актуальность уже к четвертому году обучения. Но всем дают базу: математику, физику, - и с этой базой они разберутся во всем остальном, их мозг способен решать задачи, а какими они будут - не важно. Мозг ребенка способен сформировать ту базу, ту гибкость мышления, которая даст ему возможность с легкостью изучать программу университета, в то время как его сверстники будут зубрить в поту.
И уже однозначно можно сказать, что через десяток-другой лет преимущество в конкурентной борьбе за свое благоустройство будет иметь не тот, кто больше знает, а тот, кто быстрее обрабатывает информацию, кто способен вычленять из огромного потока лишь нужные ему знания, кто гибок и открыт новому.
Может быть, дети и не рождаются примерно одинаковыми, но то, что у каждого из них есть огромный потенциал, который при неправильном подходе никогда не будет раскрыт, в этом я уверена. И каждая мама, занимающаяся со своим ребенком, рано или поздно достигнет отличных результатов, в этом я тоже уверена.
Если кого-то вдруг заинтересует методика Шичиды, я с удовольствием поделюсь тем, что смогла узнать. К сожалению, школа Шичиды достаточно закрыта от постороннего мира, автор написал множество книг, но лишь 4 из них переведены на английский язык. Небольшая группа энтузиастов перевела обрывками одну из книг на русский, ее нетрудно найти на просторах интернета, но после прочтения все же остатется масса вопросов, ответы на которые, видимо, хранятся в других книгах. У меня есть оригиналы всех четырех английских книг, я заказывала их из Японии, но, как выяснилось, информации там не намного больше, чем можно найти в российском интернете на форумах, зато мое общение с центром напрямую дало больше ответов, чем прочтение этих книг.