Почему я не учу ребенка читать и считать
Метод ШичидыИ еще немного моих измышлений по поводу правополушарного обучения.
Особенно интересно может оказаться тем, кто читал мои предыдущие посты:
Пришло время все вам рассказать
Для тех, кого заинтересовало правополушарное развитие
Развитие речи и обучение языкам
Недавно я возобновила занятия математикой по карточкам. И, как ни странно, на этот раз Алиса сама приходит ко мне, когда я говорю, что пора смотреть математику, и усаживается поудобнее. Не знаю, надолго ли ее хватит на этот раз. В прошлый раз мы отзанимались чуть больше месяца, но Алисе еще не было и года. Теперь придется начинать все заново, но я планирую несколько ускорить темпы, и не хочу придерживаться четких инструкций. То есть, у меня больше не будет 9 показов в день через каждые 30 минут. Я так не могу. Вспомню - покажу, не вспомню - ну и ничего. Потому что если есть выбор между тем, чтобы вообще не позаниматься или позаниматься, но не в полную силу, надо всегда выбирать второе.
Уточню для тех, кто не в курсе. Занятия математикой по Шичиде (или Доману) проходит без привязки к символу, то есть это предметный счет. Ребенку демонстрируются карточки с точками, и через какое-то время он способен за долю секунды отличить 57 точек от 58 и 90 от 93. Привязка к самому числу происходит значительно позже, уже даже после того, как ребенок пройдет сложение, вычитание, умножение и деление. Все это нужно не столько для обучения ребенка математике, сколько для развития правого полушария мозга. По многим соображениям, я считаю, что предметный счет должен быть раньше цифр, а текст надо сначала хорошо воспринимать на слух, и уже потом вводить символы.
В настоящее время ощущается дефицит сенсорного воспитания детей, когда гораздо более важным считается обучить маленького ребенка грамоте, чем эстетическим канонам. С нейропсихологической точки зрения, тенденция ранней стимуляции функций чтения, письма, счета обедняет правополушарный нервно-психический потенциал ребенка, столь необходимый для его гармоничного развития и, главное, приводит к потерям, невосполнимым в будущем. Именно поэтому математику мы избрали в подобном виде.
Что же касается чтения, то от раннего чтения мы решили отказаться вовсе. Безусловно, мы будем учить буквы и складывать их в слова и слоги, но попозже. Глобальное чтение по Доману и Шичиде, когда слово не разделяется на составляющие, а распознается как целая единица, меня не устроил, ввиду того, что такие дети читают лучше "фонетических" лишь первые годы. Но когда тексты становятся сложнее, появляется все больше и больше новых слов, то справляются с ними лучше те, кто умеет читать по слогам. Домановско-шичидовские же дети не способны таким образом самостоятельно расширить свой словарный запас без посторонней помощи, более того, они не понимают словообразования, и за счет этого могут заменять похожие по смыслу слова. Например, "ребята" на "дети" или "кидай" на "бросай". У нас не стоит задача похвастаться, как мы в год с небольшим безошибочно узнаем на картинке слово "мама" и "аппроксимация", поэтому чтение - это пока не к нам. К нам будет фоточтение - когда мы уже овладеем навыками самого обычного чтения.
Ну а к этому моменту я еще успею подготовиться, время есть.