Власть и авторитет. Семерина.
Полезные ссылки: Семенихина Ирина (подборка статейhttp://semirina.livejournal.com/109196.html#cutid1
Когда я написала, что нужно отказаться от власти над ребенком, большинство восприняли это как "отдать полностью все решения ребенку, посадить его на божничку и трепетно оберегать его личность от давления".
Это не так.
Ответственность за ребенка несут взрослые. Пожалуй, единственное существо в этом мире, за которое мы несем ответственность - это ребенок.
Ну и домашние животные. :)
Я попытаюсь сейчас пояснить, чего я имею сказать об АВТОРИТЕТЕ, и надеюсь, что это мое мнение кому-то придется по вкусу и сделает "родительскую долю" легче и веселее.
На мой взгляд, куча родительских проблем связана с тем, что, будучи по сути обслуживающим персоналом ребенка (уложить спать, обеспечить питание, одеть, обуть, воспитать) при этом необходимо оставаться "авторитетом". Башню сносит у многих от этой двойственности.
На самом деле для многих очень круто осознавать себя господином, сознательно ли бессознательно ощущать, что власть твоя практически безгранична - можно всё. Нельзя только убить или избить так, чтобы ребенок нуждался в медицинской помощи. Остальное - можно.
Если где-то не получается самореализоваться - вот шанс. Играй в правителя, вершителя судеб, можно посамоутверждаться даже в мелочах. Опять же не надо думать, что я имею в виду крайние варианты - избиение детей или унижения. Нет, нормальные родители часто даже сами не замечают, как упиваются властью над ребенком.
Я как-то наблюдала ситуацию, когда мама в трамвае говорила дочке: "Приедем на дачу, и я тебя в бочку посажу". Девочка сначала просто пищала, что не надо. Мама не унималась: "Нет, посажу.Вот сразу как приедем и посажу". А когда девочка заревела, мама начала шипеть: "Сейчас же замолчи!"
Мама - не садистка. Это она так пыталась заставить дочку замолчать (та трещала без умолку, играла в свои какие-то игры, довольно громко, а в общественном транспорте же нельзя типа как бы).
Надо признать, что даже хороший человек, который не собирается избивать своего ребенка, и на самом деле желает ему исключительно добра, на ощущение власти покупается. То, что он НИКОГДА бы себе не позволил по отношению к другому взрослому - в отношении ребенка нормально.
Часто на консультациях спрашивают - как поступить, если ребенок делает то-то и то-то?
Я говорю: "Давайте представим, что так ведет себя ваш отец (ваша мать). Или муж (жена). Что бы вы делали?"
Часто помогает понять, что источник конфликта в данном случае - то, что ребенок НЕ ПОДЧИНЯЕТСЯ. Другой проблемы нет.
Стоит только ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕОБХОДИМОСТИ БЫТЬ АВТОРИТЕТОМ, и начать просто жить рядом с ребенком, как с нормальным человеческим существом, равным вам - и жить становится на порядок легче.
Внутренее ощущение того, что ты несешь ответственность за этого человечка, но не обладаешь над ним властью, изменит реакцию на поступки ребенка. И ребенок, и вы станете свободнее. Красота! Правда. Вот попробуйте.
Попробуйте представить себе ребенка, для которого родители - авторитет. Представили? Могу поспорить, что картинка примерно такая: папа (мама) сказал(а) - ребенок тут же сделал, не огрызаясь и не сопротивляясь.
В целом, все правильно.
Но есть один нюанс.
Ребенок может слушаться по двум причинам:
1. из страха;
2. потому что сам согласен делать то, что они говорят.
Общепринятая формула авторитета: АВТОРИТЕТ = ЛЮБОВЬ + СТРАХ.
"Я люблю своего ребенка, и, чтобы он слушался, я использую те или иные методы". Если копнуть, то в основе почти всегда дежит "заставить", "принудить" и т.д.
Недавно в комментариях приводили в пример один способ - "счет по Феллану".
Взрослый считает до пяти, и, если ребенок не прекратил нежелательное поведение, то его наказывают (садят в другую комнату на стульчик и т.д.)
Я не читала Феллана (если встречу, полистаю), но я не сторонница дрессировочных методов. Сама обхожусь и советую такие вещи только в некоторых случаях.
Ибо такой авторитет очень зыбок.
Ребенок подчиняется, пока слаб, но время летит быстро. ;)
Предлагаю другую формулу: АВТОРИТЕТ = ЛЮБОВЬ + ДОВЕРИЕ.
Это не просто красивые слова, а практически методика. :)
Поясню на примерах, чтобы не теоретизировать.
Вы знаете, что сейчас происходит во многих школах? Дети частенько стоят на ушах (ибо перестали бояться учителей), а учитель пытается их учить.
На уроках тихо только в двух случаях - если учителя все же побаиваются, и если с учителем интересно.
Нам, к счастью, повезло - второй вариант.
Недавно я пришла поздравлять учительницу дочки с днем рождения, и ВСЕ дети принесли ей по подарку. Сами, никто не принуждал.
На уроках тихо, учитель занимает позицию "мне повезло с детьми", но я считаю по- другому.
Дети ДОВЕРЯЮТ ей. И уважают и слушают (я бы вообще в деле воспитания заменила глагол "слушаться" на "слушать") - как следствие.
У моего сынишки характерец тот ещё. Учитывая, что я сознательно воспитываю в нем сильный характер и личность, смотреть со стороны бывает весело.
До недавних пор мой папа (безумно ждавший внука) был в состоянии перманентного стресса, ибо моя система воспитания ( не давить) ему чужда, и он пугался, что за чудовище я выращу.
Но у меня с ним проблем не было никогда. Хотя я не позволяю себе даже повышение голоса.
А сейчас, после кризиса трехлетки, с ним проблем ни у кого нет.
Нормально общается ребенок.
Почему?
Потому что вместо того, чтобы решать проблемы самым легким путем (заорать и дать по заднице), я ищу в КАЖДОЙ ситуации другой путь. И в результате ребенок мне ДОВЕРЯЕТ. И это доверие мне дорого. И поэтому одной фразы "пора спать" бывает достаточно, и его послушание - это совсем не то, что "иди спать, иначе получишь".
Я убеждена, что авторитет, построенный на доверии, надежней, чем то же, но замешанное на страхе.
Чтобы вы не подумали, что мне просто повезло с ребенком, ситуация на работе: у меня в группе 10 двухлеток.
Такие малыши для групповых занятий вообще-то не приспособлены, и совершенно логично, что они периодически устраивают "сабантуи" и забастовки.
Однако я всегда владею ситуацией, и проблем нет.
При том, что, ясное дело, ни о каком запугивании или наказании речи идти не может (платный центр, да и детскому психологу орать на детей, я так считаю, - это последнее дело :))
Почему удается спокойно решать все проблемы?
Потому что я с ними ИГРАЮ, на одном языке с ними разговариваю. И они мне доверяют.
Итак, чтобы АВТОРИТЕТ был, и служил вам долго и счастливо, я бы посоветовала отслеживать те ситуации, когда вы настаиваете на своем только потому, что надо, чтобы подчинился. Такие ситуации разрушают основу авторитета, и, кроме того, не дают ребенку возможности самореализоваться (где, если не в семье, ему тренировать умение отстаивать свое мнение и стоять за себя? По мановению волшебной палочки это не случится ровно в 13 лет, согласитесь?)
И второе - ищите пути войти в доверие к ребенку. И не рушьте это доверие из-за ерунды.
Про пути и детский язык будет следующий пост. Завтра постараюсь. :)
Если кому-то мало букв, то можете почитать мою статью Пять правил воспитания яркой личности .
Не совсем на тему авторитета, но кое в чем перекликается.
Спасибо тем, кто дочитал.
Удачи!
И пусть дети чаще радуют смешинками.