Игрушечное
Полезные ссылки: ИгрушкиОригинал тут
Попалась мне тут очередная реклама лего, и вот тут я подумал, хочу записать, чтобы не забыть.
Типа, это для молодых родителей.
Я помню, когда-то у нас в СССР продавалось ещё не само лего а какой-то немецкий его дубль, ну, просто блоки такие, белые и красные: на 16 пупырышков, на 8, 6, 4 и 2, такой комплект. Плюс в наборе шли черепичные такие плиточки на крышу и рамы для окон - и вот только они были для чего-то конкретного, а именно для того, чтобы ими настилать крышу и вставлять в окна, остальные блоки годились на всё, что угодно: можно было из них построить домик, автобус, можно было из них сделать слона или человечка, правда, человек оказывался похожим на робота, ну да какая разница. И вот теперь я смотрю рекламу лего - там продаётся конкретный набор для пожарной команды. Типа, устроено всё так, что кроме пожарной команды из него ничего другого построить нельзя, и даже человечки в комплекте тоже - именно пожарные.
Наверное, это круто, иметь для каждой игры свой набор, ну, то есть, если я хочу поиграть в пожарных - я достану этот, а если захочу поиграть в полицейский участок - достану другой. А если захочется поиграть в больницу - то родители купят мне третий.
На самом деле, это хорошо только для фирмы лего. А детям это не особо полезно, сейчас попробую объяснить, почему.
Я как-то давно вспоминал, как я мучался, когда в детском саду все играли в войнушку, а у меня не было простого пистолета, какого-нибудь, там, пластмассового нагана, и вот Отец из командировки в Париж привёз мне бластер. Офигительный такой бластер, он тогда был модный во Франции ужас как, дети в истерике рыдали, упрашивая родителей купить им такой, и продавщица в магазине обещала Отцу, что я визжать буду от счастья. Не пошёл у меня бластер-то. Ну, типа, я покрутил его в руках, нажал на курок, удивился тому, как он улюлюкает и моргает лампочками, и потом продолжал играть в войнушку с пестиком, вырезанным из пенопласта.
Почему? Потому что это был бластер конкретный. Для игры по мотивам какого-то там мультика с пришельцами, по которому тогда во Франции фанатели все дети. А играть с ним в нашу простую войнушку было так же нелепо, как, например, с лучевым мечом Дарта Вейдера или, там, с метательным обручем Зины, Повелительницы Воинов. Тогда я этого, конечно, не понимал, но это был первый раз, когда я столкнулся с проявлением этой самой конкретности, нормализованности в игре.
Для нас тогда была привычна игра свободная, вольная. Мы, например, когда играли в войнушку, то правило было только одно: в конце всегда побеждают наши. Впрочем, с тем же самым пестиком можно было играть и в шпионов, и в Чапаева. А вот если, например, тебе достался меч Дарта, то тебе придётся играть именно в "Звёздные войны", и то играть положено по правилам, ну чтобы было так, как в фильме.
Или, вон, с той же самой дурацкой легой: если строить дом из обычных, простых кубиков, то можно построить всё, что угодно, а из набора пожарной команды - только её, родимую.
Плюс ещё другая фигня, конечно - раньше дети чаще всего играли сами по себе, или большими кучами, или просто в одиночестве, но сами. Теперь дети почти всё время проводят со взрослыми. Что это значит? Это значит, что они почти всё время живут по правилам, устанавливаемым взрослыми. Тут я не про режим, типа, что есть, когда спать, вовсе нет. Я про другое.
Когда я тут в очередной раз ругался по поводу нынешнего воспитания детей, одна из оппонентов спросила меня, мол, "Разве это не очевидно, что время, проведённое с мамой, идёт на пользу ребёнку?" Мне это очевидно только в одном случае - когда инициатива в совместных действиях исходит от ребёнка.
То есть, если ребёнок сидит, играет, скажем, с кубиками, не надо его отрывать от игры с предложением "Давай, я тебя научу считать!" Может быть, он в этот момент представляет, что это дерево, ну, или ракета - кто знает, что там у ребёнка в голове, даже самого маленького. А уж тем более не стоит отбирать кубики: "лучше пошли, я научу тебя готовить", или, "давай лучше учиться читать". Если Вы часто готовите или много читаете, ребёнок сам захочет подражать Вам и попросит научить, тогда и будете учить его, а если ребёнок спокойно играет сам по себе - надо дать ему такую возможность. Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно придумывать свою игру, сочинять для себя свои собственные правила, ставить себе задачи и самостоятельно решать их. Короче, не строить пожарную станцию из готового набора кубиков, а воображать, что построенный им дом - это пожарная станция. То есть, делать то, чего сейчас лишены многие дети, с ранних лет ходящие на карате или на фигурное катание, постоянно играющие с мамой в ту игру, которую для них придумала она, или готовящие, убирающие квартиру, рисующие и лепящие под её руководством: "Это надо делать так, так и так..."
Только в свободной от участия взрослых игре развивается очень важный механизм исполнительных функций. Эти самые исполнительные функции много для чего важны, но одна из основных характеристик, которыми обладает человек с развитыми исполнительными функциями - это самоконтроль. Самодисциплина. Умение контролировать своё поведение, сдерживать свои эмоции, сопротивляться импульсным порывам.
Есть незамысловатые тесты: какого-нибудь четырёхлетку оставить наедине с конфетой и объяснить ему, что он может съесть её сейчас, когда Вы уйдёте, но если он не съест её к тому времени, как Вы вернётесь, то он получит не одну, а две конфеты. Сказать ему это, и уйти минут на пять.
А то можно и просто попросить ребёнка замереть и постоять вообще безо всякого движения и незаметно засечь время. Ну, то, что трёхлетка не сможет простоять так совсем нисколько, Вас не должно пугать, а вот пятилетний ребёнок вполне должен быть способен простоять абсолютно без движения минуты три. Для семилетки не должно быть проблемой замереть на любое время - попробуйте, засеките.
Именно потому, что игрушки становятся всё более специализированными и строго расписанными, вместо книг, с возможностью вообразить героев, дети чаще смотрят мультики, вместо самостоятельной игры в одиночестве, ребёнок выполняет задачи, жёстко поставленные взрослыми, именно поэтому у исполнительных функций просто нет возможности развиваться.
Что это значит?
"Обычно наблюдается снижение самоконтроля, предвидения, творческой активности и спонтанных действий, которые могут проявляться повышенной раздражительностью, эгоизмом и отсутствием заботы об окружающих. Сознание и способность к концентрации внимания также часто снижены, но явное нарушение интеллекта и памяти имеет место не всегда. Общая картина характеризуется эмоциональной уплощенностью, отсутствием побуждений и заторможенностью. У лиц, ранее отличавшихся энергичным, беспокойным или агрессивным характером, могут развиться изменения в сторону импульсивности, грубости, эмоциональных срывов, примитивного юмора и появления необоснованных амбиций." - это описание синдрома лобной доли, то есть состояния, когда исполнительные функции нарушены в результате повреждения коры головного мозга. Не напоминает ли это Вам описание поведения очень многих современных детей, а то даже и вполне взрослых людей?
Мне не очень нравится то, что сейчас принято считать болезнью, например, наркоманию. Не нравится, что с лёгкой руки каких-то там американских адвокатов детские проблемы могут служить оправданием серьёзных проступков взрослого человека. Мне не нравится, что доступность кредитных карт или игральных автоматов считается достаточным поводом, чтобы тратить деньги, которых у человека нет. У всех нас есть какие-то импульсы, какие-то желания, какие-то автоматические реакции на стимулы, но если кто-то думает, что игральный автомат виноват в том, что мужчина не принёс домой зарплату - это же ерунда.
В общем, если Вы хотите, чтобы выросший ребёнок не пробовал алкоголь просто потому, что ему кто-то предложил, чтобы он спокойно проходил мимо игральных автоматов, чтобы мог отказаться от куска торта, несмотря на то, что он очень вкусный, да в конце концов, чтобы, приехав в Англию или Японию, он не продолжал ездить по правой стороне, а приучился ездить слева, давайте детям возможность играть самим, без участия взрослых.
Ну и не покупайте эти дурацкие лего: пусть он строит дом из кубиков и воображает, что это пожарная станция.