Монтессори. О порядке на полках.
МонтессориИсточник
Создание Монтессори среды в домашних условиях - дело не простое. Чего стоит только найти подходящие полки! Но и найдя их, мы сталкиваемся с новыми задачами. Как расставить материалы так, чтобы их было удобно брать и ставить на место? Какие материалы и игрушки стоит ставить, а какие нет? И не менее важный вопрос - как поддерживать порядок среди игрушек и материалов? Об этом мы сегодня с вами и поговорим.
Но для начала коснемся вопроса, зачем нам собственно порядок нужен. Даже если вы не являетесь маниакальным почитателем чистоты и порядка, а наличие ребенка в доме, по вашему мнению, равно постоянно разбросанным игрушкам, я попробую переубедить вас и объяснить, что порядок в детской комнате возможен, а более того, он еще и очень нужен.
В возрасте от 1,5 до 3 лет дети проживают удивительный и неведанный многим период чувства порядка. До полутора лет ребенок тяготел к хаосу - стремился разбросать, сломать, рассыпать - так малыш познавал мир, познавал его дробность, умение делиться на части. Но изучив дробность мира, ребенок успокоился, и теперь его занимает гармония вещей в этом мире, их взаимосвязь, место каждой вещи, ее предназначение. Именно в этот момент и появляется чувство порядка. Ребенок стремится положить вещь туда, где он ее взял, и радуется если находит ее на привычном месте. Ребенок испытывает потребность закончить любое действие - закрыть воду после мытья рук, отнести тарелку в раковину после обеда, закрыть за собой дверь. В этом возрасте порядок необходим во всем, он дает детям чувство безопасности. Есть три вида порядка - порядок во времени (определенный режим дня), порядок во взаимоотношениях (последовательность действий со стороны взрослого) и порядок в пространстве (у каждой вещи - свое место). Дети очень чувствительны к изменениям в порядке. Психологи даже не рекомендуют в этот период делать серьезных перестановок в доме, ремонт или совершать переезд. А еще этот период весьма благодатным временем, чтобы помочь ребенку выработать в себе хорошую привычку убирать вещи на место и поддерживать в порядке свою комнату.
Как вы понимаете, что проще всего поддерживать порядок в домашней среде, когда ребенок находится на пике периода чувства порядка, но и в другое время правильная организация пространства поможет ребенку научиться расставлять игрушки и материалы по местам. А теперь о том, как пространство организовать:
1. Необходимо отделить развивающие материалы от игрушек, т.е. должны быть две зоны - для занятий и для игры. Сделать это нужно для того, что материалы и игрушки не смешивались между собой, а также чтобы разделить виды действий - занятия и игра.
Выше на фото вы могли видеть, как у нас организованы развивающие материалы. Эти полки находятся в детской. Игрушки же мы разместили в другой комнате - здесь получилась своеобразная игровая. Пока игрушки стоят на полу, но чуть позже я придумаю полки и для них.
2. Материалов на полках не должно быть много. Например, для ребенка до 2-х лет вполне достаточно до 10 материалов, для трехлетнего малыша - до 15. Лучше меняйте периодически материалы, этим вы сможете поддержать интерес малыша к уже поднадоевшим игрушкам.
Моему сыну чуть больше года и такого количества материалов нам вполне достаточно. Раз в две недели я заменяю один из материалов чем-нибудь новым (или хорошо забытым старым).
3. У каждого материала должно быть свое место и пространство на полке. Ребенку не должно доставлять труда взять что-то и поставить на место.
4. На собственном примере показывайте ребенку как нужно завершать работу с любым материалом - он обязательно приводится в порядок и ставится на место. Мягко говорите ребенку: "А теперь давай поставим кубики на место" , "Сначала уберем это, а потом возьмем что-нибудь другое"
5. Проявляйте заботу о материалах и игрушках, обращайтесь с ними аккуратно, не допускайте небрежности. Не забывайте о том, что ребенок копирует нашу модель поведения.
Надеюсь, мои советы помогут вам организовать комфортную для вас и вашего малыша развивающую среду.