Занятие 3. Выдержка.
ФотокружокТо, чего нам с вами частенько не хватает, правда?) И не только в жизни, но и в фотографии. Ведь именно выдержка отвечает за резкие кадры без художественных размазанностей или, наоборот, с таковыми, если есть такое желание у фотографа.
Итак, выдержка в фотографии - это интервал времени, в течение которого свет экспонирует участок светочувствительного материала или светочувствительной матрицы.
Если сказать проще, то это время от открытия до закрытия затвора фотоаппарата. Помните кран с водой? Вот то время пока мы набираем воду, это и есть выдержка.
В зависимости от длины выдержки, мы можем либо заморозить движение, либо достигнуть обратного эффекта и продлить его.\
Вот, например, как будет выглядеть не очень спешащий заводной краб на разных выдержках.
Для чего нам нужна короткая выдержка? Получить четкие снимки объектов. Особенно объектов в движении. Например, наших деток. Для этого лучше использовать выдержку не длиннее 1/125 секунды (на фотоаппарате указывается как 125 без дроби). Если ребенок прыгает или быстро бежит, то выдержка должна быть еще короче.
Как получить короткую выдержку? Чаще всего смазанные фотографии у нас получаются вечером и в помещении. Почему так происходит? Потому, что фотоаппарату недостаточно освещения, и чтобы его добрать он увеличивает выдержку (речь идет об автоматических и полуавтоматических режимах). Как с этим бороться?
1) Увеличить количество света, если это возможно. Например,раздвинуть шторы, включить прожектор:), применить вспышку (только, упаси боже, не встроенную).
2) Открыть диафрагму. Чем больше, тем лучше
3) Увеличить ISO. Чрезмерное увеличение исо чревато шумами, но мы выбираем из двух зол: смазанный кадр, либо зернистая фотография.
Если я снимаю дома без внешней вспышки, то обычно использую следующие параметры.
Диафрагма 1.8 - 2.0
Исо 500-600 днем, 800-1000 вечером
Выдержка 80-125 (если ребенок в статичной позе, то иногда 60).
В случае очень темных помещений я сильнее поднимаю исо.
Например, чтобы снять сцену из спектакля, я использовала диафрагму 2.8 (чтобы и кукловод и кукла были в зоне резкости), выдержку 1/60 и исо 1000.
А для чего может понадобиться длинная выдержка?
Например, чтобы снять фейерверк
Или движение транспорта в ночное время
Или придать шелковистость бегущей воде
Или (если у вас очень много терпения), то передать движение ночных светил
А также для многих других художественных задач.
Но съемка на длинной выдержке обязательно нужен штатив (или его заменители), потому что иначе мы получим так называемую "шевеленку", которая получается из-за того, что во время съемки мы непроизвольно двигаем камеру. И чем длинней выдержка, тем больше влияние этого движения. Обычно я не снимаю с рук на выдержке длиннее 1/60.
Но если вам нужна более длинная выдержка, а штатива под рукой нет, то снизить эффект шевеления помогают "рекомендации для снайперов" , как я их называю. "Встаньте, расслабившись: ноги слегка врозь, вес равномерно распределен на обе ноги, камера у глаза и локти плотно прижаты к телу. Наведите объектив на резкость, задержите дыхание и медленно нажмите на спуск затвора, концентрируя внимание только на движении пальца. Не делайте глубокого вдоха и не задерживайте дыхание во время наводки на резкость и кадрирования. Это только ухудшит дело. Дышите нормально и только ненадолго задержите дыхание, когда нажимаете спуск затвора".(Дж. Уэйд "Техника пейзажной фотографии").
Также можно воспользоваться различного рода опорами - парапетом, спинкой скамейки, прислониться к дереву, сесть, уперев руку в колено, лечь на землю. В общем, что позволяют условия и сюжет.
Для съемки на длинных выдержках вместо штатива можно использовать любую горизонтальную поверхность, на которую можно положить фотоаппарат. Для большей устойчивости рекомендуется водрузить на эту поверхность мешок с крупой. Кстати, есть очень удобная вещь под названием гариллопод. Он, конечно, не всегда может заменить штатив (потому как не всегда есть возможность его прикрутить), но тем не менее выручал меня множество раз в путешествиях.
А чтобы избежать шевеления фотоаппарата во время нажатия на кнопку спуска, рекомендуется использовать спусковой тросик или ставить фотоаппарат на автоспуск.
На этом я, пожалуй, закончу, а то что-то сегодня Остапа "пронесло":)
А вам задания:
1) Посмотреть, где у вас меняется выдержка (ручной режим и режим приоритета выдержки).
2) Сфотографировать статичный предмет с разными выдержками и посмотреть на кокой выдержке у вас начинается смаз (для этого лучше воспользоваться режимом приоритет выдержки).
3) Найти автоспуск в фотоаппарате (он нам еще пригодится).
4) Поснимать двигающегося малыша на разных выдержках и посмотреть, при каких условиях ребенок получается четким, а при каких размазанным (лучше всего делать это на улице).