* Примечание переводчика: опираясь на американский контекст, речь, скорее всего, идет не только о пятидесятниках, но и о харизматах.
В 2006 году пятидесятники праздновали свой столетний юбилей, а точнее, столетие со дня рождения их современного движения, которое началось с улицы Азуза (Лос-Анджелес, штат Калифорния) в 1906 году. Журнал Christian Century попросил меня написать статью о «темной стороне пятидесятничества». Я написал и ее опубликовали в этом журнале. Материал вызвал негодование со стороны таких известных ученых, как Филип Дженкинс и Джеймс К. А. Смит. Оба потом написали свои критические письма в адрес редакции.
Я до сих пор думаю, что есть «темная сторона» пятидесятничества, его «теневая сторона», если хотите, и пятидесятнические лидеры должны приложить усилия, чтобы эта тьма развеялась, а тень отступила. Некоторые действительно сделали все возможное для этого, другие не достаточно возвышали свой голос за правду.
Так что же такое «темная сторона» пятидесятничества?
Во-первых, давайте проясним что же, в контексте данной конфессии, имеется ввиду под термином «темная сторона». Не стоит думать, что каждый человек данной религиозной группы конкретно виноват в том, что обозначается термином «темная сторона». Речь идет о недостатках всей конфессии - её вредных чертах. Эти черты не являются уникальными для этой конфессии, они свойственны ей, пока конфессия от них не освободится.
Во-вторых, когда я говорю о темной стороне пятидесятничества, то не в коем случае не противопоставляю эту конфессию других христианским группам. Другие также имеют свои темные стороны. Однако, как экс-пятидесятник, который большую часть своей жизни был очень тесно связан с этой конфессией и изучил ее довольно таки не плохо, я действительно считаю, что вижу темные стороны этой конфессии даже лучше, чем некоторые пятидесятники.
Первый аспект темной стороны пятидесятничества - его тенденция проявлять некритическую преданность, пренебрегая конструктивной критикой. Среди пятидесятников нет ничего более «непростительного», чем указывать на серьезные внутренние проблемы своей конфессии, в том числе на проблемы среди руководителей и прихожан своей деноминации. Я подозреваю, что это идет еще с времен зарождения самого пятидесятнического движения, когда его родоначальники объявили свое движение исполнением пророчества Иоиля о «последние днях» (конце времен). С тех пор среди пятидесятников наблюдается тенденция ставить свою конфессию превыше любой критики. Естественная тенденция группы, которая постоянно воспринимает себя маргинальной, непонятой и искаженной посторонними - «сомкнуть свои ряды» против любой, даже конструктивной, критики произносимой изнутри или извне.
Второй аспект темной стороны пятидесятничества - его безудержный антиинтеллектуализм. Да, есть и были замечательные пятидесятнические ученые, но большинство из них были вытолкнуты пятидесятническими лидерами из конфессии. Большинство из них в конечном итоге оказались в своего рода изгнании и преподавали не в пятидесятнических колледжах, университетах и семинариях. Пятидесятнические ученые из Обществе Пятидесятнических Исследований (кстати, я присутствовал на первом национальном собрании Общества и произносил доклады на более поздних мероприятиях) говорили мне в частном порядке, что они не ценятся своими пятидесятническими епископами, ведущими пятидесятническими пасторами и пятидесятническими евангелистами (и этот не говоря уже о настроениях простых прихожанах пятидесятнических церквей по отношению к своим ученым братьям).
Третий аспект темной стороны пятидесятничества - тенденция ставить «исполненных духом» и «обильно помазанных» проповедников, евангелистов, «целителей» на ту ступень пьедестала, которая стоит выше всякой подотчетности. Обычно большинство из «вышестоящих» потом сваливаются со своих пьедесталов. Падения конечно можно было бы и предотвратить, но при условии, если бы никто и никогда не ставил этих лидеров превыше всего и вся.
Четвертый аспект темной стороны пятидесятничества - склонность к превозношению духовного над физическим с позиции Царства Божьего, которое «уже» присутствует здесь. Царство Божие часто рассматривается как настоящее с его бесчисленным проявлением сверхъестественных даров Святого Духа. При этом, например, многие люди духовно преобразованные и наполненные Святым Духом игнорируют социальную справедливость. На протяжении большей части своей истории движение пятидесятников в США было одержимо антикоммунизмом в качестве своей основной формы социальной активности. Принцип расового равенства, например, никогда не являлся основным направлением пятидесятничества и, в целом, пятидесятники даже не заботились относительно сегрегации даже внутри своей деноминации. (Единственным исключением было так называемое «Мемфисское чудо» (1994), когда все белые пятидесятники Братства Северной Америки добровольно самораспустились и вошли под покровительство Церкви Бога во Христе (в основном афроамериканцев), создав тем самым новую пятидесятническую группу.
Пятый аспект темной стороны пятидесятников - чувство духовного превосходства над другими христианами, включая своих собратьев евангеликов.
Шестой аспект темной стороны пятидесятничества - падкость на ереси и склонность к фанатизму. И хотя многие пятидесятнические деноминации критиковали «Евангелие процветания», они не были достаточно принципиальными и настойчивыми, когда речь шла о исключении сторонников этого ложного евангелия из своих рядов и искоренении этого учения.
И последнее, седьмой аспект темной стороны пятидесятничества - тенденция конфессии привлекать в свои ряды самовлюбленных евангелистов и пасторов, которые на поверку обычно тоже оказываются шарлатанами.
Стоит согласиться, что не столько господствующие конфессии пятидесятников, такие как Ассамблей Бога и Церковь Бога (Кливленд, штат Теннесси) виновны в «темной стороне», скольо само пятидесятническое движение в целом ответственно за все вышеперечисленные темные стороны. Все то, что бросает тень на конфессию, должно озвучиваться на ключевых доминационных встречах, где присутствуют ведущие пятидесятнические спикеры. О темных сторонах надо говорить публично, решительно осуждая псевдо-независимость и/или раскольничество пятидесятнических лидеров, которые порочат деноминацию и выставляют движение не в лучшем свете перед окружающим миром.
От своего дяди, который в течении многих лет служил в качестве пятидесятнического лидера, через мое собственное изучение данной деноминации, а также через очень хорошие контакты с пятидесятническими учеными и служителями, которых я знаю лично, я хорошо осведомлен о известных пятидесятнических пасторах, телевизионных евангелистах, странствующих проповедникях, конфессиональных руководителях, которые жили и продолжают жить сомнительной жизнью, не будучи привлеченными к публичной ответственности другими пятидесятническими лидерами, которые в свою очередь не критикуют их, так как, наверное, боятся потерять своих последователей, увлеченных этими известными «мужами» (и несколькими женщинами).
Автор: Роджер Олсон, профессор теологии, Университет Бэйлор, Вако, штат Техас, США.
За мной ухаживал как то парень из этой секты. Боже мой. Он менялся на глазах. Периодически превращался в бесноватого злобного. Когда я помахала ему ручкой тк я боюсь таких типов, он мне столько проклятий проорал в трубку. Уф.
Ну не все такие неадекватные))) большинство пятидесятников очень смиренные люди, хотя я больше баптистам симпатизирую. А вам скорее попался неопятидесятник, харизмат), среди них очень много внушённых, так сказать, на эмоциях.
Незнаю, ни с кем более из них не общалась. Слышала, он говорил что община ему невесту подбирает и что могут не одобрить что с иноверкой встречается. Мне самой все равно было какой он религии. Но то кае он себя начал вести. Прям бешенство у него пошло. Меня отпугнуло мгновенно
Ну не знаю, по взглядам да сектантские судя по описанию вашему), а в основной массе я знаю церкви очень хорошие, с адекватными пастырями, и акдеватными прихожанами, если конечно это не закрытые нерегистрированные пятидесятники, кстати хуже нет них и закрытых нерегистрированных баптистов, там люди действительно чудные на всю голову)))) У меня дочка посещает воскреску у пятидесятников, очень интересно там, да форма служения в самой церкви для меня необычна. Очень умный, пастор, работящий, ни копья не получающий зп от церкви, Он работает на обычной работе. даже помощники тоже не получают. Хотя как бы положено и можно. Но конечно всё таки не моё это движение, мне нравится пресвитерианская строгость, литургика, наряду с простой гимнов.
Христиане сами себя поделили, и это факт. Статья вполне правильно рассмотрела проблему, но тут о харизматах речь больше чем о самих пятидесятниках. То что проблемы есть это не скроешь, и либо деноминация решает эту проблему, либо уходит в настоящее сектанство.