Обязательно ли человеку следовать определенному мазхабу?
2.6. Ученые в Исламе и об ИсламеВеликий ученый Ибн аль-Къайим (да смилуется над ним Аллах) писал:«Обязательно ли простому человеку следовать какому-либо мазхабу, или нет? На эту тему высказано два мнения, одно из них - то, что необязательно. Это утверждение и есть абсолютно верное и единственно правильное. Дело в том, что ничто не может считаться обязательным, кроме того, что сделал обязательным Всевышний и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). Ведь ни Аллах, ни Его пророк (мир ему и благословение Аллаха) никому из людей не вменили в обязанность следовать за мазхабом какого-либо человека из нашей уммы и принимать всю религию только от него, и никого другого.Простому человеку не разрешается следовать мазхабу, даже если он и заявляет об этом. Для него немыслимо само понятие «следование мазхабу», так как подобное возможно только для такого человека, который обладает достаточным уровнем необходимых знаний, может рассуждать и обосновывать, сравнивать доказательства и разбираться среди мазхабов. Либо же он прочел книги определенного мазхаба и изучил фатауа и высказывания его имама.
Однако, если кто-то ни в чем этом не разбирается, но уже заявляет, что он шафиит, ханбалит или последователь какого-либо иного мазхаба, то он не может считаться таковым лишь на основании своих голословных утверждений. Это равносильно тому, что кто-то скажет: «я факъих», или «ученый», или «писатель». Но ведь простого произнесения этих слов недостаточно, чтобы стать таковым.
Если кто-либо говорит, что он шафиит, маликит, ханафит и так далее, и утверждает, что является последователем того или иного имама и идет его дорогой, то этот человек имеет право так говорить лишь в том случае, если он следует путем этого имама в науке, знании, способе обоснования и доказательства. Если же он не знает имама, далек от понимания его жизненного пути, его принципов и методов в науке, то как же можно приписывать себя к его вероучению на основании пустых слов? Поэтому, если мы рассматриваем простого, необразованного в Исламе человека, то понятие «следование мазхабу» для него совершенно неприменимо и немыслимо. Но если даже это и допустить, то все равно нельзя обязывать его или кого-либо другого, и вообще никого, следовать за каким-либо человеком, беря все его высказывания и отбрасывая слова другого имама.
Все это - отвратительное нововведение, которое появилось в нашей умме, но было неведомо никому из имамов. Более того, они были выше по своей степени, достойнее по авторитету, лучше нас знали Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) и, несмотря на это, никого не призывали к такълиду и не обязывали мусульман следовать мазхабам. Хуже этого - утверждение того, кто считает, что ему предписано следовать мазхабу одного человека. А еще хуже - что только из четырех мазхабов нужно выбрать один и во всем следовать ему.Посмотрите на нашу ситуацию! Вероучения сподвижников вымерли, исчезли вероучения таби'унов, их последователей и других имамов Ислама. Осталось всего четыре мазхаба! Но разве кто-либо из имамов говорил или призывал к этому? Поймите, что на людей последних веков, вплоть до Судного Дня, распространяются точно такие же обязанности и законы, которые предписывались сахабам, таби'унам и их последователям: то, что Аллах приказал первым поколениям, остается обязательным для всех остальных. Законы религии не изменяются, обязательное не перестает быть обязательным, могут изменяться лишь детали: форма или количество, в зависимости от таких внешних факторов, как наличие возможности, время, место, конкретная ситуация и т.д. Но все эти факторы также должны соответствовать тому, что предписал Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха).
Представьте, что утверждение об обязательности следовать одному мазхабу является истиной. Тогда мы столкнулись бы со следующими последствиями. Во-первых, из этого последовало бы то, что всем запрещалось бы изучать Ислам от ученых «чужих» мазхабов, брать у них фатауа и разъяснения положений религии. Во-вторых, было бы запрещено обращаться к любому крупному ученому, если он не из твоего мазхаба, даже если в твоем мазхабе нет ученых такого же высокого уровня. В-третьих, каждый был бы обязан отказаться от всех хадисов и высказываний сахабов, если они противоречат мнению твоего мазхаба, то есть слова предводителей мазхаба пришлось бы ставить впереди слов пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников. А также много других последствий, несостоятельность которых очевидна. И эта несостоятельность последствий указывает на ошибочность того принципа, из которого они вытекают - утверждения об обязательности следования мазхабу.
На основании этого мы можем с уверенностью заявить, что простой человек имеет полное право изучать свою религию, обращаться за фатуа к любому из представителей четырех мазхабов или к последователям других имамов.И нет необходимости ни ему - спрашивающему, ни муфтию - отвечающему придерживаться только одного из четырех мазхабов. Точно так же, ученый-муджтахид не обязан придерживаться только тех хадисов, которые распространены в его местности, но ему следует поступать в соответствии с любым хадисом, который признан достоверным, будь он хадисом из Хиджаза, или Ирака, или Сирии, или Египта, или Йемена».
См. «И'лям аль-Мууаккъи'ин» 4/261
Сказал великий маликитский ученый хафиз Ибн Абдуль Барр о запрете таклида (слепого следования):
«Будет сказано тому, кто говорит по таклиду: «Почему ты говоришь по нему, и противоречишь саляф в этом? Ведь они не делали таклид?»Если он скажет:» Я делаю таклид, так как у меня нет знания в понимании Корана, Сунны Посланника Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует, я не охватил его, и тот, кому я сделал таклид, все это знает лучше меня».
Ему будет сказано: «Если ученые будут единогласны в чем-то относительно понимания Корана или Сунны, или они единогласны относительно чего-то, то это истина, в которой нет сомнения.
Однако если они разошлись в том, в чем ты делаешь таклид словам одних, оставляя слова других, каков твой аргумент в таклиде одним помимо других, а они все ученые, и может быть тот, чье слово ты не взял, будет более знающим чем тот, по мазхабу которого ты пошел?»
Если он скажет: «Я делаю ему таклид, так как я знаю, что это истина».
Ему будет сказано: «Ты узнал это на основе аргумента из Корана, сунны или иджма?»
Если он скажет «Да», то тогда таклид теряет свое значение, и у него будет потребован аргумент на то, о чем он заявляет.
Если же он скажет: «Я сделал ему таклид, так как он более знающ, чем я.»
Ему будет сказано: «Делай таклид каждому, кто более знающий, чем ты, ведь ты находишь много людей в этом, ведь твоя мотивировка в этом то, что он более знающий, чем ты. И ты находишь, что они (ученые) в большинстве вопросов расходятся во мнениях, почему же ты делаешь таклид одному из них?»
Если он скажет: «Я делаю таклид, так как он самый знающий».
То ему будет сказано: «Значит, он более знающий, чем сподвижники?» И достаточно в этом слове отвратительности.
Если же он скажет: «Я делаю таклид некоторым сподвижникам».
Ему будет сказано: «Каков твой аргумент в оставлении того, кому ты не делаешь из них таклид? Может быть тот, чье слово ты оставил, более знающий и лучше чем тот, чье слово ты взял?» Хотя слово (мнение) не будет правильным по причине достоинства говорящего его, однако по причине указания аргумента на это.»см. «Джамиу баян аль ильм уа фадлюху», 3/211
Вопрос #26269: Следование определенному мазхабу, когда имеется сильный довод
Каково решение относительно следования определенному мазхабу, когда имеется сильный довод в другом мазхабе?
Ответ:
Вся хвала Аллаху.Если человек придерживается определенного мазахаба, после того как выясняет, что в другом мазхабе есть более сильные доводы, то это серьезная ошибка.
И не разрешено так поступать. Об этом сказано в аяте:«Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям (Марии). А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!» (9:31)
И в этом отход от руководства Аллаха и Сунны Его посланника.
Шейх Мухаммад ибн Салих аль Усеймин
Вопрос № 21420: Обязательно ли следовать определённому мазхабу?
Вопрос:
Действительно ли обязательно для мусульманина следовать определённому мазхабу (малики, ханафи, ханбали и т.д)? Если это так, какой маз'хаб является лучшим? Верно ли, что маз'хабу Абу Ханифы следуют наиболее широко в мусульманском мире?.
Ответ:
Хвала Аллаху.
Необязательно для мусульманина следовать какому-либо определённому мазхабу из этих четырёх. Люди раздичны в их уровне понимания и способности извлекать правила из свидетельства. Есть некоторые, для кого допустимо следовать (таклиид), и, действительно, в их случае это может быть обязательным. Есть другие, которые могут следовать только свидетельству шариата. В Фатаауа аль-Лажна аот-Даа'има /Постоянный Комитет учёных по академическому исследованию и фатвам в Саудии/ этот вопрос отвечено в детальной манере, что стоит процитировать здесь полностью.
Вопрос:
Каково правило о следовании одному из четырёх мазхабов во всех случаях и ситуациях?
Комитет ответил:
Хвала Аллаху, и благословения и мир Его Посланнику и его семье и сподвижникам.
Во-первых: четыре мазхаба названы в честь четырёх имамов - Имам Абу Ханифа, Имам Малик, Имам аль-Шафаи и Имам Ахмад.
Во-вторых: Эти имамы изучали фикх (юриспруденцию) из Кур'ана и Сунны, и они - мужтахидины в этом отношении. Мужтахид или делает это правильно, тогда он будет иметь две награды, награду за его ижтихаад и награду за то, что сделал это правильно, или он сделает это неправильно, тогда он будет вознаграждён за его ижтихаад и будет прощён за его ошибку.
В-третьих: тот, кто способен извлекать правила из Кур'ана и Сунны, должен извлекать из них как те, кто был до него; неправильно для него следовать вслепую (таклиид), когда он полагает, что правда лежит в другом месте. Напротив, он должен следовать тому, что, как он верит - правда. Допустимо для него следовать в вопросах, в которых он неспособен прийти к выводу, основанному на Кур'ане и Сунне, и он нуждается в руководящих принципах касательно специфической проблемы.
В-четвёртых: Тому, кто неспособен извлечь правила сам, разрешается следовать тому, в следовании за которым он чувствует себя спокойным. Если он - не спокоен в следовании тому, тогда он должен спрашивать, пока он не найдёт того, с кем ему удобно.
В-пятых: Из вышеупомянутого ясно, что мы не должны следовать их мнениям во всех ситуациях и всегда, потому что они могут делать ошибки, но мы можем следовать их взглядам, которые являются достоверными и основаны на свидетельстве.
Фатаауа аль-Лажна, 5/28
В Фатаауа аль-Лажна говорится, № 3323:
Тот, кто квалифицирован, чтобы извлекать правила из Кур'ана и Сунны, и имеет сильное знание в этом отношении, даже если это - с помощью фикха, унаследованного от более ранних учёных Ислама, имеет право на это, так что он может делать это непосредственно сам и объяснять это в спорах и издавать фатвы для тех, кто консультируется с ним. Тот, кто не квалифицирован в этом, должен спрашивать заслуживающих доверия людей, так, чтобы он мог изучить правила из их книг и действовать в соответствии с этим, не ограничивая его вопросы или его чтение одним из учёных четырёх мазхабов. Напротив, люди обращаются к четырём имамам, потому что те настолько известны, и их книги хорошо написаны и широко доступны.
Тот, кто говорит, для образованных людей обязательно следовать учёным вслепую во всех случаях, делает ошибку и является неумолимым, и думает, что эти образованные люди неадекватны, и он ограничивает нечто, что является широким в возможностях.
Тот, кто говорит, что мы должны ограничить следование четырём мазхабам, также ошибается, потому что он ограничивает нечто, что является широким в возможностях, без свидетельства на то, чтобы так поступать. Что касается обыкновенного (то есть необразованного) человека, нет никакого различия между этими четырьмя имамами и другими, как аль-Лейз' ибн Са'д, аль-Аузаа'и и другими фукаха.
Фатауа аль-Лажна, 5/41
В фатве № 1591 говорится:
Ни один из них не призывал людей следовать его мазхабу, или был приверженцем в следовании этому, или обязывал кого-либо ещё действовать в соответствии с этим или с определённым мазхабом. Напротив, они призывали людей следовать Кур'ану и Сунне, и они комментировали тексты Ислама, и объясняли его основные принципы и обсуждали незначительные проблемы согласно общим руководящим принципам, и издавали фатвы в отношении того, о чём спрашивали их люди, не обязывая ни одного из их студентов или кого-либо ещё следовать их взглядам. Напротив, они критиковали тех, кто делал это, и говорили, что их мнения должны быть отвергнуты, если оные шли против сахих хадиса. Один из них сказал: «Если хадис - сахих, тогда это мой маз'хаб.»
Необязательно для кого бы то ни было следовать определённому мазхабу, напротив, мы должны стремиться изучать правду, если возможно, или искать помощь Аллаха в этом, нежели полагаться на наследство, которое более ранние мусульманские учёные оставили тем, кто пришёл после них, таким образом облегчая им понимание и применение текстов. Тот, кто не может извлечь правило из текстов и т.д по некоторым причинам, которые препятствует ему в этом, должен спросить у заслуживающих доверия учёных о любых правилах шариа, в которых он нуждается, потому что Аллах говорит (интерпретация значения):
«Так спросите знатоков религии, которые хорошо знают первые писания [Священные писания - Таурат (Тора), Инджил (Евангелие)], если Вы об этом не знаете» [аль-Анбия' 21:7] Поэтому он должен стремиться спрашивать того, кому он доверяет среди тех, кто
известен за их знание, достоинство, благочестие и справедливость.
Фатаауа аль-Лажна аль-Даа'има, 5/56
Мазхаб Абу Ханифы (Рахимаху ллаh) - самый широко распространённый мазхаб среди мусульман, и возможно одной из причин для этого - то, что этому мазхабу следовали оттоманские халифы, и они управляли мусульманскими странами в течение более, чем шесть столетий. Это не означает, что мазхаб Абу Ханифы - самый достоверный мазхаб, или что каждый ижтихаад в нём является правильным, так же как и другой мазхаб содержит некоторые вещи, которые являются правильными и некоторые, которые являются неправильными. Чо верующий должен делать - следовать правде и тому, что является правильным, независимо от того, кто говорит это.
И Аллах знает лучше.
Шейх Мухаммад Салих Аль Мунаджид.
Выдержка из фатвы.
...
Истинное руководство основано на следовании Кур'ану и Сунне, не на следовании мнений какого-либо человека, независимо от того, кто он. Это не означает, что мы умаляем статус имамов (Рахимахy ллаh ), поскольку мы ищем помощь в их словах в правильном понимании Кур'ана и Сунны и в изучении правил шариата. Мусульманин не отклоняет эти маз'хабы или умаляет их статус, напротив, нет ничего неправильного в том, что мусульманин изучает их и извлекает из них пользу. Но что должно быть осуждено - это то, когда последователи мазхабов цепляются за мазхаб и следуют ему вслепую, и настаивают на следовании мазхабу, даже если это идёт против сахих хадиса от Пророка (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам). Имамы мазхабов не шли преднамеренно против учения Пророка (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам), но хорошо известно, что Сахаба были рассеянны по различным регионам, и учёные мазхабов издавали фатвы и говорили о том, что является халал и харам, на основе достигшего их свидетельства, и они, возможно, пропустили некоторые ахадис'ы, которые не достигли их, было ли их немного или много. Поэтому в отношении вопросов, по которым свидетельство не достигло их, они делали ижтихад, и некоторые из их ижтихадов оказались противоречащими Сунне. Что мусульманин должен делать в таких случаях - это следовать Сунне и извинять имамов, и верить, что те будут вознаграждены за их ижтихад и получат одну или две награды, как сказал Пророк (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам).
Они (учёные и имамы) приказали, чтобы мы следовали Сунне и игнорировали их взгляды, если те противоречат Сунне.
Имам Абу Ханифа (Рахимаху ллаh) сказал: «Если хадис - сахих, тогда это - мой мазхаб.»
И он сказал: «Недопустимо никому следовать нашему мнению, если он не знает, откуда мы его получили /дословно «проследили происхождение»/.
И он сказал: «Если я говорю нечто, что идёт против Книги Аллаха или Сунны Посланника Аллаха, то игнорируйте, что я говорю.»
Имам Малик ибн Анас (Рахимаху ллаh) сказал: «Я - только человек, я делаю ошибки, и я поступаю правильно. Поэтому изучайте то, что я говорю, и берите то, что соответствует Кур'ану и Сунне, и то, что не соответствует Кур'ану и Сунне - игнорируйте.»
Имам аль-Шафаи (Рахимаху ллаh) сказал: «Если вы найдёте в моей книге нечто, что идёт против Сунны Посланника Аллаха (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам), то следуйте Сунне Посланника Аллаха (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам), и игнорируйте то, что я говорю.»
Имам Ахмад (Рахимаху ллаh) сказал: «Не следуйте за мной и не следуйте Малику, или аль-Шафаи, или аль-Аузаа'и, или аль-Саури; обращайтесь к тому, на что они ссылались.»
Дело в том, что имамы отказались позволить кому бы то ни было следовать их мнениям без свидетельства, особенно если те шли против Кур'ана и Сунны. Они были людьми и не были безошибочны. Но мы признаём их положение, статус и высокий уровень знания, и мы извлекаем пользу из них, не придерживаясь вслепую того, что они сказали.
Шейх Мухаммад Саалих Аль Мунаджид