я давно просила Шотку повезти меня в монастырский комплекс Давид Гареджи, не могу объяснить, но у меня это было прям навязчивой идеей, я ДОЛЖНА была туда поехать. и все никак не складывалось, хотя близко от города, всего то около 100 км, но... это фактически пустыня, летом там очень очень жарко (а я не переношу солнце и жару), зимой морозно и ветренно. поездка каждый раз откладывалась и вот наконец-то теплым ноябрским днем мы туда поехали.
когда собирались Шотка сказал, что на большую прогулку по доступной территории он нас не поведет (мол сложно), поэтому я как порядочная женщина, собирающаяся в церковный комплекс нарядилась в длинную юбку и потом таскалась в ней по горам в течении 2,5 часов :)))), как сказал муж "хоть раз в жизни, приехав в Лавру надо сделать малый паломнический круг", мы его и сделали.
ну ладно, начну по порядку с официальной истории:
место, где расположена лавра Давида, называется Гареджийской пустыней, в ней находится 9 различных комплексов, чтобы обойти все понадобится несколько дней и разбросаны они на десятки километров. среди них монастыри, основанные последователями-учениками Давида Додо и Лукианом, основным посещением же считается "малый паломнический круг": лавра Давида, два других храма и несколько пещер. среди туристов этот круг называется "большим" и требует пешей прогулки где-то в 2-3 часа, это длинная тропа, делающая большую петлю по горе от лавры вверх по склону где-то 600-700м до хребта, потом немного пройтись по верхушке хребта, откуда открывается отличный вид на Азербайджан, потом перевалить через хребет, прогулка по склону, но не сильно вниз, так как там уже гуляют азербайджанские пограничники, смотрим каменные кельи в скале, маленкий молельный зал в скале, затем подъем к церкви опять же на верхушке хребта, которая открывается только на Пасху, с нее вид как на Азербаджан, так и на Грузию :)))), потом вниз-вниз-вниз к закрытому источнику "слезы Давида" и оттуда спуск к Лавре. ленивые туристы или те, кто не может совершить такую затяжную прогулку поднимаются от Лавры до сторожевой башни (видна на фотке слева) обходят ее, доходят до источника и возвращаются в лавру, на это надо максимум 20-30 мин.
Давид был одним из 13 ассирийских отцов, основателей монашества в Грузии, учеником Святого Ионна. сперва Давид жил в Тбилиси на горе Мтацминда (сейчас там стоит церковь Мама Давити (отец Давид) и пантеон, где похороненны известные люди Грузии, и в том числе Грибоедов с женой.
с Мтацминда Давид был изгнан огнепоклонниками, Они подговорили некую монахиню оклеветать Давида. Монахиня на тот момент уже имела большие проблемы – ждала ребенка от кузнеца - так что терять ей, видимо, особо было нечего. Состоялся суд, на котором Давид явил чудо – заставил ребенка в утробе матушки говорить и назвать имя настоящего отца. Святой отец был оправдан, монахиня–злодейка родила вместо ребенка камень, (на месте данного происшествия в центре города на центральном проспекте стоит большая церковь Кашвети ("ква швети" - разродилась камнем), а вот огнепоклонники все же добились своего – Давиду пришлось оставить город. Он недолго жил на левом берегу Куры, а потом, вместе со своим учеником Лукианом, и вовсе отправился куда глаза глядят.
В своих блужданиях учитель и ученик забрели в отдаленный уголок страны – Гареджи. Кругом бескрайние холмы и степи – пустынные, дикие, как просторы далекого Марса (я еще нигде не видела таких причудливых холмов, гор, насыпей). Каменные кручи, похожие то ли на застывшие морские валы, то ли на невиданного размера каменные останцы, заброшенные сюда Господом Богом с немыслимой высоты... И жара, жара, жара… Усталые, изнуренные путники, после долгих мучений, нашли в расщелине скалы немного скопившейся дождевой воды и остановились в этом месте на отдых. А потом и вообще решили поселиться в этом уголке. А дальше было много всего: Лукиан, которого надо было успокаивать и вразумлять, ибо ученик иногда падал духом в борьбе с ежедневными трудностями; лани, которые в голодную годину сами пришли к монахам и позволили им доить себя и пить парное ланье молоко; варвары, которые после чудесного исцеления обратились в христианство, и все новые ученики, которые Божиим промыслом попадали в этот заброшенный уголок и оставались здесь навсегда. Был даже дракон, которого Давид уговорил убраться подальше. Правда, дракону не повезло, сбежать он не успел. Явился Ангел и испепелил его дотла. Кстати, место, на котором пал дракон, до сих пор можно увидеть. Только вот находится оно на Азербайджанской стороне и близко подойти к нему не позволят пограничники. Но полюбоваться издалека на него можно. Представьте себе не очень длинный, но глубокий и извилистый каньон, который пересекает совершенно ровную степь, в этом месте, по преданию, до сих пор не растет трава. вот это место за моей спиной
Маленькая община потихоньку разрасталась. Рядом с Давидом и Лукианом селились все новые и новые монахи. Жизнь нарождающегося монастыря била ключом. Особенно известным и почитаемым это место стало после того, как Давид, вернувшийся из паломничества в Иерусалим, принес в Гареджи камень из Вечного Города. Предание гласит, что с той поры пустынь обрела треть иерусалимской благодати. (Считалось, что троекратное посещение Давид Гареджи приравнивается к паломничеству в Иерусалим). Монахи, отправившиеся с Давидом в Святую Землю, рассказывали, что их учитель настолько проникся величием Святого Града, что не посчитал себя достойным ступить на землю, по которой ходил Христос. Он остался вне города, благословив Небеса за возможность созерцать его издали. А возвращаясь домой, взял с собой простой камень с того места, где стоял. В память о Святой Земле. Однако вера и смирение Давида были столь велики, что Небеса наделили простой придорожный камень чудодейственными свойствами – приходившие к нему с верой исцелялись от разных недугов. Вот и стекался народ со всей Грузии в Гареджи – излечиться от болезней, поклониться великому сподвижнику веры да своими глазами увидеть, как живут и трудятся благочестивые монахи. все это происходило в 6 веке, к 11-12 векам Лавра становится важнейшим духовным и культурно-просветительским центром, насчитывающий 12 монастырей. В дальнейшем история Давид Гареджи повторяет историю страны. Периоды процветания сменяются периодами разрухи и запустения.
ну хватит писанины, итак много получилось.
вот отсюда мы начали наш подъем
здесь мы стоим на развилке: вверх на гору или влево по малому прогулочному кругу до источника
первая каменная келья на подъеме
все выше и выше, вот тут мы поздоровались сперва с нашими пограничниками, а через пару десятков метров, перевалив через гору, пообщались с азербайджанскими :)
по ту сторону холма идет извилистая тропинка по крутому склону, в некоторых местах довольно таки широкая, а в некоторых совсем узенькая, где не пройдет 2 человека, на склоне много келий, вырубленных прямо в скале, больших и маленьких. к сожалению во многих полностью уничтожены настенные росписи и фрески (азербаджанцы требуют данную территорию, пытаясь доказать что это их земля). в некоторых пещерах фрески чудом сохранились, но кое-где стерты лицы Святых, в самой большой пещере-зале проходит служба, мы как раз оказались в 3 часа точно под этой пещерой, мы не стали мешать монахам и подниматься к "залу". но описать чувство, которое я при этом испытала очень сложно. вот вы посмотрите внизу на фотки природы, огромной пустоты, представте синее синее небо, парящего сокола и насыщенные звонкие мужские голоса, поющие молебен. у меня мурашки по телу, дух захватило и такое нереальное спокойствие. это трудно описать. мы постояли некоторое время, просто слушая песнопения, и продолжили пусть вдоь и вверх.
поднявшись к церкви, мы решили передохнуть, тем более открывался такой вид на Азербайджан, за горами справа виднеется кусочек огромного озера Джандари, половина его грузинская, а половина азербаджанская
и на Грузию
гуляя по горам, я поняла в какое хорошее время мы сюда приехали, поездка с мая по октябрь мне точно запрещена. не смотря на то что в городе в этот день было +19, тут температура скакала, выглянет солнышко - я не знала что с себя снимать, на верхушке горы появились тучки, поднялся ветер и мы упаковались в куртки.
начался наш спуск к Лавре, вон она там виднеется маленьким красным пятнышком
тропинка спускается сперва к источнику "слезы Давида", сейчас он закрыт для посещения, только монахи имеют права заходить в него. мы смогли только заглянуть через окошко: вода как слезы капают из горы в небольшое каменный бассейн, собирается там и потом по дренажной системе, вырубленной прямо в скалах течет в монастырь. это единственное мокрое место с пресной водой в этой пустыне, все остальные пруды и озера белесые от соли самая верхняя фотка этого поста, снята как раз с этого места. отсюда мы спустились в Лавру. раньше можно было прямо зайти в монастырский двор, но так как количество поломников и туристов каждый день растет, тропинку закрыли, чтобы не беспокоить монахов. поэтому нам пришлось вернуться в начало нашего пути и мы зашли в комплекс через верхний центральный вход.
гуляя по верхнему ярусу комплекса, упираешься в закрытые для посещения проходы и никак не можешь понять КАК спуститься вниз в церковь и монастырский двор. тот кто не знает, дорогу не найдет :)))). для этого надо зайти в вырубленную в скале пещеру, полюбоваться колодцами-дырками и потом заметить в глубине ступеньки ведущие вниз
вот тут оказываешься в монастырском дворе. мы пытаемся прочитать на старо грузинском кто ж тут захоронен
побывали в церкви (внутри я не фоткала), познакомились с местными кошками :)))), одна из них долго гуляла с нами и позволила себя даже погладить (вот она к Луке "пристает"
и довольные, уставшие физически, но отдохнувшие морально поехали домой, конечно же по дороге посетив хинкальную :))) и дав мальчишкам вволю поесть хинкали и кабаби :)