Хорошая статья о вреде телевизора для детей
ТВ, мультики, девайсыНашел в интернете хорошую статью (по формату - скорее, даже монографию) о влиянии телевизора на развитие детей, которой хочу с вами поделиться.
http://www.xpomo.com/ruskolan/tolpa/look.htm
(под катом - много букв)
Наконец-то в одной книге все разложено по полочкам и объяснено с точки зрения физиологии и психологии, с фактическими данными, а не только умозрительными гипотезами.
Прим.: стоит оговориться, что некоторые выводы, основанные на анализе работы электронно-лучевых трубок, уже утратили актуальность, т.к. все телевизоры сейчас жидкокристаллические, в которых формирование изображения идет по-другому, и это нужно учитывать. Но "по-другому" - не значит "как в жизни". Это все равно построчная развертка, прерывистое изображение.
Для тех, кому лень все читать, приведу основные тезисы (они в целом касаются и взрослых, и детей):
1. Телевизор вреден для глаз
Для того, чтобы получить цельную картину, человеческий глаз скачкообразно "сканирует" предмет/образ по кускам, останавливаясь на каждом фрагменте на 0,2-0,6 с (такие скачки называют саккадами). Чем больше саккад в единицу времени, тем больше тренируются и развиваются глазные мышцы. Причем этот процесс формируется и тренируется по мере роста и развития ребенка (движениями глаза управляет человеческий интерес, мы смотрим на образы по определенной схеме - например, при взгляде на картину автоматически фокусируемся на переднем плане, в портрете глаза фиксируем в первую очередь на лице и т.д.).
Картинка в ТВ не является цельной - это набор быстросменяющихся картинок со скоростью 25 кадров в секунду. В таких условиях глаз не может иметь картинку в качестве опоры - она постоянно сменяется, прежде чем глаз успевает ее зафиксировать. К тому же при просмотре исчезают аккомодационные движения глазных мышц для смены фокусировки (смена фокуса "ближнее-дальнее", как в объемной картине в жизни). В итоге глаза ленятся, возникает характерный "телевзгляд" - оцепеневшее выражение лица, неподвижные глаза, которые моргают реже обычного. Вспомните выражение лиц у детей, неподвижно застывших у экрана.
Эксперимент, проведенный в 79-м году в США, показал, что у людей перед экраном ТВ глаза сокращают свою двигательную активность в 10 и более раз (за минут в среднем 5-7 саккад против 40-100 в обычной жизни).
2. Телевизор вреден для мозга и умственного развития
Когда мозг спит или глаза закрыты, он генерирует альфа-колебания (которые можно регистрировать ЭЭГ), когда активен и бодрствует - бета-волны. Так вот, экспериментально было установлено, что при переходе, например, от чтения к просмотру ТВ бета-волны практически исчезают, уступая свое место альфа-волнам. Т.е. мозг при просмотре ТВ как бы засыпает.
Больше ТВ - меньше знаний. Как ни парадоксально, но результаты исследования в Германии показали, что во всех сферах, кроме спорта, знаний у человека тем меньше, чем больше он смотрит телевизор
Прим.: вставлю ремарку про спорт. Одна статья, прочитанная мною в детстве о рекордах в спорте, дала мне больше знаний об истории спорта и понимания, чем многочасовые просмотры Олимпийских игр. Так что и в отношении спорта это тоже справедливо.
От просмотра телевизора страдает образное мышление, воображение. Исследования среди т.н. tv kids показали, что у детей, проводящих перед ТВ по 10 часов в день, "кора головного мозга подобна пустыне". Они страдают полной потерей воображения, некоторые не в состоянии воспроизвести на бумаге простые бытовые предметы, например, чашку. Мне также доводилось читать другие статьи, в которых говорилось, что сравнение рисунков и творчества детей показало, что фантазия детей, которые не смотрят ТВ или смотрят очень умеренно, отличается куда в лучшую сторону от детей, которые смотрят ТВ регулярно и подолгу. Дети, получающие информацию в основном от ТВ, по просьбе изобразить некое сказочное существо просто воспроизводили готовый образ - героев мультиков. Телевизор превращает ребенка из творца в потребителя, неспособного создавать образы самостоятельно.
Заядлые телезрители хуже учатся в школе. Многочисленные исследования показывают, что, чем больше ребенок смотрит ТВ, тем хуже он справляется со сложными задачи, мыслит логически, рассуждает и анализирует. Так же обстоит дело и с чтением и усваиванием новой информации - дети, подсаженные на ТВ, хуже воспринимают печатный текст, не любят читать, особенно сложную литературу, неспособны читать активно, осмысливая и сопереживая.
3. Телевизор вреден для здоровья и физического развития.
В 1992 году американские исследователи задались вопросом, как просмотр ТВ влияет на обмен веществ в организме. Результаты исследования, проведенного среди 31 ребенка в возрасте 8-12 лет, оказались ошеломляющими: при просмотре ТВ организм расходует энергию на 14% меньше, чем в состоянии полного покоя.
Другое исследование показало, что зрители, смотревшие телевизор более 3 часов в день, страдали ожирением вдвое больше тех, кто смотрел ТВ менее часа в день. Телевидение формирует вредные пищевые привычки у юных зрителей - начиная от рекламы всякой дряни (рекламируют же не брокколи и спаржу, а шоколадные батончики, чипсы, колу) и заканчивая формированием определенного образа жизни человека (люди в кино и сериалах показаны стройными и подтянутыми, несмотря на то, что жрут по вечерам, трескают попкорн в кинотеатрах и т.д.)
Здесь можно также привести мнение Комаровского, которое прямо коррелирует с этими выводами:
http://www.komarovskiy.net/faq/televizor-i-rebenok-pervogo-goda-zhizni.html
4. Телевизор вреден для психики.
"Дефицит в полсекунды". В повседневных ситуациях у человека есть какое-то небольшое время, чтобы успеть среагировать на изменение ситуации (будь то звонок телефона, общение в магазине или поведение на дороге). В ТВ зачастую из-за мгновенной смены планов эта естественная реакция человека теряется, он возвращается в стадию младенчества, когда у него нет ни представлений об окружающем мире, ни опыта реакции на смену обстоятельств.
Телевизор как наркотик. Здесь уже речь пойдет о рекламе и "клиповой" манере съемки. Животная физиология человека предполагает, что при резкой смене обстановки, неожиданном появлении нового предмета в поле зрения вызывает мобилизацию ресурсов, в мозгу срабатывает сигнал возможной тревоги. Тело человека приходит в состояние готовности убежать, атаковать, как-то отреагировать на потенциальную опасность. Происходит выброс гормона кортизола в организм. Этот припасенный природой на экстренный случай выброс "допинга" происходит и при просмотре ТВ, когда идет резкая смена плана. Но постоянный выброс кортизола вызывает привыкание, и тогда организм выбрасывает все больше и больше кортизола, чтобы привести организм в состояние боеготовности. Наступает своего рода "интоксикация", которая выражается в раздражительности, неконтролируемой агрессии, неспособности управлять своими эмоциями, постоянному стрессу. Знакомая картина, не правда ли?
Прочие негативные факторы:
- телевизор как способ манипулирования сознанием (в настоящее время - основной инструмент масс-медиа и способ зомбировать сознание населения);
- подавление естественных коммуникативных навыков человека;
- телевизор - пожиратель времени (люди, которые часто смотрят телевизор, более дезорганизованы и не умеют управлять своим временем);
- подмена реального мира нереальным (смотрите каждый день новости - и будете жить в убеждении, что живете в мире, в котором на каждом шагу катастрофы, убийцы и маньяки).
Теперь поговорим об особенностях детского организма и влиянии телевизора на развитие ребенка.
Детское восприятие мира и телевидение.
Детское развитие можно условно разделить на три основные фазы: 0-3, 4-10 и 11-18 лет.
Первая фаза (0-3 года). В этот период ребенок получает основные, базовые представления об окружающем его мире. Он учится ползать, сидеть, стоять, ходить, бегать, прыгать, овладевает крупной и мелкой моторикой. Он учится смотреть, развивает пространственное восприятие (далеко-близко, высоко-низко, влево-вправо), учится слушать, различать образы, запахи, текстуры. В этот период формируются все основные нейронные связи в мозгу. Если на этом этапе ребенок имел ограниченный доступ ко всему диапазону возможных видов деятельности и опыта, то многие связи не образуются.
В этом возрасте ребенок, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающий его мир интегрально, всем своим существом. Мы, взрослые, можем только мечтать о такой целостности восприятия. Мы умеем разделять реальное и нереальное, двумерное и трехмерное, расчленять объект на его составляющие - например, в музее мы видим (нас мало заботят окружающие звуки, нам неинтересно, чем пахнет картина, мы не рвемся ее полизать или пощупать), на концерте слышим, а при просмотре телевизора соотносим увиденное на экране с нашей памятью и опытом восприятия и т.д. Но ребенок воспринимает все совсем по-другому. Ему важна кинестетика в опыте, он запоминает новую информацию через движение (возьмем ту же логоритмику - дети запоминают слова через движения), осязание (поэтому дети первого года жизни так стремятся взять в рот все, что им дают). А теперь мы берем и отрываем его от целостного восприятия мира и даем ему движущуюся картинку - у нее нет никаких основных атрибутов, на которые опирается ребенок при изучении окружающего мира! Даже пространство в ней не трех-, а двумерно. Мир его опыта, его понимания окружающей среды разрывается надвое - есть его реальный опыт, а есть виртуальная среда, которую он воспринимает так же, как и реальную. Телевизор лишает его "осязаемого опыта", который является основой развития ребенка.
Вторая фаза (4-10 лет). Если на первом этапе закладывался базис, то здесь все навыки и умения оттачиваются. Развивается мелкая моторика рук, координация, ловкость, развивается тонкая моторика, управляющая зрением (ребенок учится смотреть осмысленно, вычленять объекты интереса из картинки, выхватывать знакомые образы, фокусироваться на объекте и т.д.).
В этом возрасте также важно учитывать особенности детского восприятия. Ребенок постоянно стремится задавать вопросы или комментировать происходящее. Рядом с ребенком должен быть взрослый, который будет активным соучастником действия. ТВ-образы не должны подавлять ребенка - наоборот, ребенок должен овладеть ими, переосмысливая, творчески перерабатывая увиденное. А для этого необходимо (со)участие родителя. Дети не умеют критически переосмысливать увиденное на экране - напротив, они принимают все за чистую монету, стремятся вжиться в действо, слиться с ним в единое целое (это, кстати, справедливо не только для ТВ). Они по-прежнему не умеют отделять реальное от нереального - эта способность формируется постепенно и придет позже, ближе к третьему этапу. Они также не способны воспринимать сюжет как единый замысел, соединять в единую ткань разные сцены фильма или мультика - дети воспринимают увиденное как совокупность отдельных образов.
Очевидно, отсюда следуют и рекомендации многих психологов о том, что просмотр ТВ, мультиков лучше начинать не ранее 3 лет.
Телевизор и речь ребенка
Отдельно не могу не упомянуть о развитии речи, т.к. этому посвящена целая глава в книге. Так, например, такой феномен, как функциональная неграмотность - это уже массовое явление и проблема всей нации, и не в Африке, а в развитых странах Европы и США. А теперь давайте абстрагируемся от Германии и вспомним - а давно ли вы читали статью в интернете, в которой бы не было грамматических, а тем паче стилистических ошибок? А статьи или новости, написанные богатым, литературным русским языком, без злоупотребления новоязом, жаргоном и американизмами? Я уже молчу о письменном языке большинства обывателей, обитателей интернета, которые не могут правильно писать элементарнейшие слова, не говоря уже о том, чтобы облечь эти слова в более-менее пристойную форму.
А вслед за литературным языком оболванивается, обескультуривается и речь, причем сначала у взрослых, а потом и у детей. Взрослые, под влиянием ТВ, говорят реже, более односложно, их речь становится более примитивной, словарь обедняется. А вслед за ними "немеют" и дети. Вслед за массовым проникновением ТВ обнаружились и такие проблемы, как увеличение количества детей с различными нарушениями речи, неспособность детей воспринимать речь на слух, у многих это проявляется в неспособности выполнять даже простые просьбы и инструкции. Ребенок устроен так, что и речь он может развивать только интегрально, через "живую" речь со взрослым, а не изолированно с экрана телевизора. Сравните выводы, например, вот с этой статьей:
В общем, если вас заинтересовало сжатое изложение, то рекомендую прочесть книгу/монографию полностью - там много правильных и умных мыслей, фактов из области психологии, физиологии, результатов исследований и т.д.
Многое из того, что я прочитал, мне было интуитивно понятно или подспудно известно из ранее прочтенных статей в интернете. Я далек от некоторых радикальных мер, которые предлагает автор (например, как один из методов борьбы - полный отказ от ТВ), но остальные способы вполне соответствуют тому, что мы определили для себя как правила обращения с ТВ- и видеоконтентом:
- никакого ТВ, мультиков и прочего как минимум до 2 лет (здесь оговорюсь, что это означает не категоричный запрет, а то, что мы не показываем ничего целенаправленно и систематически. Ребенку доводилось уже пару смотреть по 5 минут футбол с папой и мультики на базе отдыха, но это исключения из правила. Еще одно исключение из правила - - наше семейное видео с самой Иришкой, но это также бывает крайне редко, недолго и только для оживления воспоминаний об интересных местах, поездках);
- строгий отбор контента (о чем я уже писал вот тут и тут);
- строгое дозирование по времени;
- активный просмотр с родителями;
- создание противовесов - заполнить жизнь ребенка прочими занятиями, которые окажутся интереснее, чем очередная передача по ТВ;
- родительский пример - мы после рождения ребенка выключили телек и очень ограниченно смотрим что-то на компе, когда ребенок уснет.
А что вы думаете по поводу прочитанного? Поделитесь вашими мыслями на этот счет.