Раннее детство - от 1 до 3х лет.
Статьи, ссылки, литер-ра про детейОсновная деятельность - познание окружающего мира.
Ребенок уже сам ходит , сам достает предметы, ориентируется в пространстве. Но самостоятельно он не может разобраться, что это за интересные штуки, разложены по квартире, поэтому обращается к взрослым за помощью. Лучшие развивашки этого возраста - дома с мамой: учиться пить из кружечки, причесываться, рисовать карандашом, помогать в бытовых делах; играть в песочнице на улице.
В 2 года рисунки представляют собой каракули и чуть позже на третьем году появляются первые очертания предметов, похожие на то, что рисуется. В 2,5 года появляется первый рисунок человека. Дети его рисуют сначала как "головоножека", без туловища.
Ребенку нужно много раз повторять то, что не получается. Поэтому взрослый в этом возрасте особенно важен как образец для подражания, как контролер и источник поддержки: обязательно доброжелательное отношение.
Если к 1,5 годам предложения состояли из 2-3 слов (папа там, буду кушать), часто говорят о себе в третьем лице (Маша хочет гулять); то к 3 годам - это уже развернутые предложения, появляется местоимение "Я" в речи.
К 2 годам ребенок может понять, что просит его сделать взрослый. К 3 годам ребенок понимает небольшой устный рассказ и тогда же речь становится вполне разборчивой (для мам)), он может объяснить что видел, что беспокоит.
К 3 годам ребенок знает какого он пола, может узнавать себя в зеркале. Появляется позиция "Я сам".
А также к 3 годам появляется широко известный среди мам "Кризис 3 лет". Когда ребенок вроде бы умеет что-то делать сам, но у него еще плохо получается, но он очень хочет, поэтому чаще всего он просто будет сидеть и орать 🙈. Также он осознал, что у него есть мнение, но куда его применять он пока еще не разобрался. Появляются первые значительные истерики. Но они не от избалованности, не от манипуляций (мозг для манипуляций созревает к 6 годам, помним), а от этого несочетания желаемого и действительного. Нервная система еще не зрелая, ребенок бы и сам рад остановиться, да не может, оно там все само трясется и выворачивается. "Затопило эмоциями" говорят.
Опираясь на признаки кризиса, данные нашим выдающимся психологом Львом Выготским, опишу их своими словами:
1. Негативизм. Все нет. Просто так нет, сразу, по факту. Все надо наоборот сделать. А не потому, что вы не правы.
2. Упрямство. Надо, потому что он так сказал. Даже если ему уже не сильно хочется.
3. Обесценивание. Все, что было раньше - в топку. Ребенок может отбрасывать старые игрушки, любимые вещи, начать ругаться.
4. Строптивость. Направлена против семейных порядков.
5. Своеволие. Хочет все делать сам, даже то, что не получается и помогать нельзя.
6. Протест - бунт. Ссорится в родителями 24/7 и не устает.
7. Деспотизм. Всем указывает что делать, если ребенок единственный вообще решает, что он тут главный.
Кризис 3 лет призван ребенка научить двум вещам: познать различие между "хочу" и "могу", а также научить говорить "нет". Отказывать тоже бывает полезно)
Эрик Эриксон называет период 1-3 года "Автономия - стыд". Ребенок стремиться к самостоятельности и ему ее надо давать согласно возможностям возраста. Как раз сейчас идет активное приучение к горшку - это тоже стадия самоконтроля ребенка.
Если ребенка инфантилизировать (гиперопекать, делать за него все самому) он вынесет из этого периода больше стыда, неуверенности и сомнений в будущую жизнь. А если здесь автономии все же больше - то он будет более уверен, будет больше шансов иметь крепкую волю и самоконтроль.