Пальчиковые игры в картинках
Как развивать с помощью пальчиковых игр мелкую моторику у детей с самого малого возраста? Немного теории и много картинок с играми!
Игры, направленные на развитие пальцев рук и кисти, появились еще в древности, причем в разных странах. Так в Китае практиковались занятия с шарами из дерева и металла, в Японии реквизитом для подобных игр служили грецкие орехи. А в России на протяжении многих веков люди сложили для детей множество потешек, сопровождающих двигательные игры для маленьких пальчиков и рук. Ручки малыша и его речь имеют тесную взаимосвязь. Она объясняется тем, что в головном мозге центры, отвечающие за движения пальцев, рук и за речь, находятся в непосредственной близости. Таким образом, занимаясь развитием тонкой моторики (стимулируя движения пальцев и рук), можно воздействовать на мозговые зоны, отвечающие за речь. Именно поэтому дети, с которыми практиковали игры пальчиковые практически с рождения, быстрее начинают говорить и четче мыслят. Многие родители сталкиваются с проблемой, когда ребенок все понимает, но сказать не может. Это объясняется следующим образом. Правое полушарие мозга отвечает за создание образов предметов, различных явлений и т. п., а левое полушарие отвечает за воспроизведение слова, обозначающего данный объект. Чтобы мыслительный и речевой процессы происходили быстрее, необходимо тренировать совместную работу обоих полушарий мозга. Добиться этого поможет развитие мелкой моторики, инструментом которой и являются пальчиковые игры.
Когда играть в пальчиковые игры? Для успешного развития ребенка родителям необходимо не пропустить возраст, длящийся примерно до поступления в школу. Нижнюю границу можно обозначить, как 3 месяца. Итак, пальчиковые игры для малышей можно практиковать, когда ребенку исполнится 3 месяца. Именно в этом возрасте проходит гипертонус, заставлявший сжиматься его ручки в тугие кулачки. Проведение игр будет способствовать дальнейшему расслаблению мышц рук малыша. Некоторые пальчиковые забавы могут содержать в себе элементы массажа. Для каждого возраста следует подбирать подходящие игры. Самое быстрое развитие происходит у малышей до года. Поэтому данный возрастной период делится на несколько частей: От 3 месяцев до полугода пальчиковые игры представляют собой поглаживания рук и пальчиков ребенка. В данном возрасте важную роль играет общение мамы и ребенка посредством прикосновений. С 7 месяцев до 10 месяцев-1 года поглаживания должны стать более интенсивными и дополниться растираниями. Они уже представляют собой массаж кистей и каждой фаланги детских пальчиков. До 1,5 лет в играх могут присутствовать дополнительные атрибуты, такие как бусины, шарики, пирамидки, тесто для лепки, пластилин. С 1,5 до 3 лет пальчиковые игры становятся все более интересными. В данном возрасте дети легче всего поддаются обучению. Также в это время они учатся говорить - произносят первые слова, складывают предложения, проникаются чувством родного языка.
Интервал с 1,5 до 3 лет - самое время для активного использования в пальчиковых играх народных потешек, детских стишков. Они не только развивают мелкую моторику рук, но и дают различные знания: учат названию пальцев, частей тела, положению вещей в пространстве (выше-ниже, право-лево), элементарному счету и др. Развивающие игрушки в данном возрасте наиболее актуальны. Их можно приобрести в магазинах или сделать самостоятельно. Детям полезны игры с пальчиковыми игрушками, со шнурками и самим процессом шнурования, застегиванием и расстегиванием пуговиц, молний, клепок, лепка из пластилина, теста. С 3 до 6 лет следует развивать уже освоенные пальчиковые игры, постепенно усложняя их. Пальцы рук здорового ребенка становятся полноценно развитыми лишь к трем годам. Поэтому малыш уже должен приобретать такие умения, как завязывание узелков, нанизывание бусин на леску, раскрашивание рисунка без выхода за контур. С 6 до 8 лет для развития мелкой моторики пальцев рук необходимо продолжать заниматься рисованием и раскрашиванием, можно показать ребенку основы бисероплетения и других прикладных искусств.
Правила проведения пальчиковых игр.
Несмотря на мощную развивающую функцию пальчиковых игр, они все же должны оставаться именно играми, а не упражнениями. Главное, чтобы ребенку было интересно заниматься. Для этого следует соблюдать некоторые правила проведения пальчиковых игр. Ребенок и взрослый - это партнеры по игре. Малыш должен видеть мамину заинтересованность, тогда и ему будет весело. Игру не следует затягивать. Оптимальное время - 5-8 минут. В противном случае ребенку она просто надоест. Начинать игру нужно, когда и мама, и ребенок находятся в хорошем настроении. К проведению игры мама должна предварительно подготовиться: выучить потешки, подобрать реквизит. Чтобы во время занятия не приходилось отвлекаться, а все внимание было сосредоточено на ребенке и на игре. Подбирайте пальчиковые игры, соответствующие возрасту малыша. Не следует идти на опережение. Цель пальчиковых игр - помочь ребенку гармонично развиваться согласно возрасту. Период с рождения ребенка (с трех месяцев) до его поступления в школу - наиболее благоприятный для развития мелкой моторики. Лучший способ развиваться играючи - пальчиковые игры. Они помогают достигнуть сразу нескольких целей: стимулируют развитие речи, тренируют пространственное мышление, память, развивают фантазию, готовят руки для успешного обучения письму.
Источник: http://agushkin.ru/razvitie/palchikovye-igry-dlya-malyshej.html
И сами игры!
Приятных вам игр!!!