Родителям
Это интересно!Сегодня мы коснёмся одной из основных причин безграмотного письма – отсутствия так называемой "языковой готовности".
Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны – это сложная школьная дисциплина, требующая большого труда, источник бесчисленных неудач и огорчений. Для успешного овладения русским языком в школе большинству детей требуется систематическая помощь взрослых.
Многие родители пытаются оказать детям такую помощь: повторяют с ними правила, устраивают домашние диктанты. Но для того чтобы эта помощь давала нужные результаты, надо хорошо знать причины, которые лежат в основе испытываемых школьником затруднений. Эти причины могут заключаться совсем не в том, что ученик не знает правило или пишет мало диктантов. Многие дети знают правила, но не умеют их применять. Нередки случаи, когда школьники вполне нормально справляются с диктантами, но делают много ошибок в изложениях и сочинениях. В таких случаях дополнительное повторение правил и написание диктантов – недостаточно эффективная помощь.
Чтобы хорошо усваивать правила русского языка и быстро и точно применять их, школьник должен обладать целым рядом общих умений. Одно из таких необходимых умений – это умение быстро вспоминать нужные слова, языковая "готовность памяти". Это умение в работе по русскому языку требуется на каждом шагу.
Правописание значительной части безударных гласных и непроизносимых согласных требует быстрой мысленной подстановки проверочного слова. Чтобы решить, слитно или раздельно пишется с каким-либо словом частица "не", в большинстве случаев надо быстро подобрать в уме близкое по смыслу слово. Если по ходу письма необходимо для применения правила выделить корень в слове, для этого надо (опять-таки быстро!) вспомнить однокоренные слова. От того, умеет ли школьник подбирать такие слова с достаточной скоростью и точностью, в большой мере зависит умение применять правила и проверять себя в процессе письма.
Быстрый поиск нужных слов в памяти – далеко не простое дело. В этом нетрудно убедиться. Попробуйте решить шуточную языковую задачку. В русском языке есть существительные среднего рода, которые кончаются на "-зо". Вспомните их. Сколько совсем неподходящих слов (Крузо, Карузо), а то и просто лингвистических уродцев ("арбузо", "кукурузо") всплывает в вашем сознании, прежде чем появятся нужные, такие простые и хорошо знакомые "железо" и "пузо".
Умеет ли ребёнок найти в памяти нужные слова с достаточной быстротой и точностью? Это несложно проверить. Попросите доказать, что в слове "полосатый" обе безударные гласные – "о". Для этого пусть подберёт два проверочных слова: одно с ударением на первом слоге, другое – с ударением на втором (например, "полосы" и "полоски"). Посмотрите, сколько времени займёт этот умственный поиск. Если он осуществляется без задержки, всё в порядке. Если же школьник "лезет за словом в карман", дело плохо. В сравнительно небольшом диктанте (100-110 слов) может быть до 40 случаев, требующих именно такой проверки. Если для этого нужны долгие раздумья над каждым словом, то просто невозможно успеть произвести все нужные проверки. Поэтому школьники нередко допускают ошибки даже в таких случаях, когда они хорошо знают правила и владеют способами их применения.
Чем старше школьник, тем больше в его письменную речь входят слова, к которым подобрать проверочное слово даже и не в спешке нелегко; например, такие обычные для сочинений старшеклассников слова, как "впечатление", "воплощение", "отражение", "отрицательный".
(По материалам книги В. Бондаренко
"Беседы о грамотности")
Хочу добавить, что немаловажным фактором является и то, что я называю "лингвистической настороженностью". Как правило, пишущий человек чаще всего знает или по меньшей мере подозревает, какие слова могут быть написаны им неправильно, и, используя имеющиеся у него знания правил русской грамматики, может исправить допущенную ошибку или вовсе не допустить её. Но, получив проверенную работу, он видит значительное количество ошибок, которые принято называть "глупыми". Взрослые, в том числе и многие педагоги, относят их на счёт невнимательности, рассеянности и других, "неспецифических" причин. Думается, источник подобных ошибок в том, что, проверяя трудные, по его разумению, слова, ребёнок совсем не проверяет слова заведомо, с его точки зрения, правильные. Итог – "нос вытащил – хвост увяз".
Выход один: к каждому написанному слову относиться как к написанному неправильно.
Примерный ход мысли:
"Почему я слово «вода» написал с буквой "о"?
"Потому что проверочные слова "воды", "водный", водка и т.п. (кому что нравится)".
Проверив это слово, со спокойной совестью переходим к следующему и т.д.
Поначалу этот процесс будет занимать значительное время, но это один из немногих путей, ведущих к автоматизму письма, когда приведённый выше мыслительный процесс протекает практически бессознательно.