ЛЕКТОРИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАСКРЕПОЩЕНИЕ РЕБЁНКА НА УРОКАХ» Педагог - психолог Живодовская Ирина Алексеевна
ПОСЛЕДСТВИЯ: Ограничение контактов с людьми - "Роскошь человеческого общения". Конформизм - человек «наступает на горло собственной песне», не выражая своего мнения, он просто голосует за чужое, даже если оно ему чуждо. Застенчивость побуждает человека бесконечно заниматься самокопанием, самоедством и самообвинением. Известно, что самое страшное чувство - чувство вины. Застенчивый чаще всего "без вины виноватый". Застенчивость влечет за собой неприятные переживания, развивает тревожность, формирует страх и комплекс неполноценности. Энергия растрачивается попусту: вместо того чтобы совершать поступки, личность занята переживаниями. Накапливаются неотреагированные отрицательные эмоции. Застенчивость мешает раскрытию личности и ее реализации.
СИМПТОМЫ ЗАСТЕНЧИВОСТИ покраснение лица; потливость; дрожь; учащение сердцебиения; стесненное дыхание; опущенные вниз глаза; тихий голос; скованность мышц и движений
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЕЙ: Развить у детей позитивное самовосприятие. Сформировать уверенность в себе и адекватную самооценку. Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства
ПОЗИТИВНОЕ САМОВОСПРИЯТИЕ не допускайте, чтобы ребенок говорил о себе плохо; не сравнивать себя с другими, потому что каждый человек - индивидуальность; перестать себя оценивать; принимать себя как данность.
САМООЦЕНКА И УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ Повышение самооценки начинается с похвалы Уверенность в себе вырабатывается за счет успеха Изменяйте не ребенка, а его поведение. Понижайте тревожность всеми возможными способами Обучайте ребенка навыкам общения Не позволяйте никому насмехаться над своим ребенком.
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГОДОСТОИНСТВА Задача родителей - научить детей пользоваться достоинствами, не зацикливаясь на недостатках, то есть "включать" компенсаторные механизмы. Тогда ребенок поймет: "Да, я слаб в математике, но зато я лучший спортсмен".
ИГРА: "БЫСТРЫЕ ОТВЕТЫ"Игровое пространство заранее разделяется предметамина две части. В одной из них находится взрослый, в другойодин или несколько детей, стоящих рядом. Ведущийзадает поочередно каждому малышу легкие для нихвопросы и ждет ответа, считая вслух: 1-2-3 (можноспросить ребенка, как его зовут, сколько ему лет, кто егодруг, какого цвета крокодил). Дети могут отвечать навопросы как угодно и серьезно, и шутливо. Можно задатьтакие вопросы: "Почему лягушки скачут?", "Почемумороженое холодное?", "Почему крокодил зеленый?". Прилюбом подходящем ответе ребенок делает шаг вперед.Таким образом, отвечающий опережает других детей.
РАСКРЕПОЩЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ«Угадай эмоцию», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Изобрази животное», «Крокодил» и другие.
УПРАЖНЕНИЕ 1. «АВТОПОРТРЕТ» Предложите ребѐнку нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны. Пусть ребѐнок ещѐ раз опишет портрет, но от лица другого человека. Например: «На этом портрете нарисована девочка, которая…»
УПРАЖНЕНИЕ 2. «МОИ ЭМОЦИИ»Предложите ребѐнку изобразить негативные эмоции, которые он часто переживает. К примеру, страх, ужас, неуверенность, застенчивость, стыд.
УПРАЖНЕНИЕ 3. «НЕОКОНЧЕННЫЙ РАССКАЗ» Предложите ребѐнку закончить рассказ, начатый вами. К примеру, «Маленькая девочка пошла с мамой в лес за грибами и…»
УПРАЖНЕНИЕ 4. «СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ…»Ребѐнку предлагается поработать с зеркалом и спросить его: «Свет мой, зеркальце, скажи - Я ль на свете всех…»
УПРАЖНЕНИЕ 5. «ПРИЯТНЫЙ ИЛИНЕПРИЯТНЫЙ РАЗГОВОР»Дайте ребѐнку трубку воображаемого телефона и предложите ему поговорить с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора: зло, грубо, напористо тепло и сердечно и т. д.
УПРАЖНЕНИЕ 6. «ДНЕВНИК» Учите ребѐнка записывать свои эмоциональные переживания и события, связанные с ними. Пусть ребѐнок время от времени их перечитывает. Это поможет ему спустя некоторое время убедиться в том, что не всѐ так плохо, а некоторые его переживания ему самому покажутся смешными.
УПРАЖНЕНИЕ 7. «СКАЗОЧНОЕ ВОЛШЕБСТВО» Назовите ребѐнку сказочный персонаж с отрицательными качествами характера, пусть ребѐнок придумывает о нѐм сказку, в которой этот сказочный персонаж становится положительным героем.
УПРАЖНЕНИЕ 8. «ПИСЬМО» Предложите ребѐнку написать письмо своему сверстнику и взрослому, с которым у ребѐнка не складываются отношения или которого он боится. В этом письме он может высказать все свои отрицательные эмоции и чувства, связанные с этими людьми или сложившейся ситуацией.