Год без школы. Опыт домашнего обучения
неШколаХорошая статья. Оставлю на память.
Прошел год, мы с детьми почти окончили первый и пятый класс (остались мелочи), поэтому мне даже самой для себя интересно написать выводы.
Что я могу сказать? Это сказка! Домашнее обучение в этом году было для нас сказкой. Всё, чего я боялась, не оправдалось. Всё, что мне казалось хорошим, оказалось еще лучше. Но лучше по порядку.
Первое. САМОЕ грандиозное, что я действительно прочувствовала — это количество освободившегося времени. Я и раньше понимала умом, что ежедневное посещение школы съедает море времени, но таких масштабов даже я не ожидала. Теперь прочувствовала это на себе. Готова еще раз сказать, мы живем расслабленно. Мой сын первоклассник тратит на учебу максимум час-полтора в день. Всего. Моя дочь-пятиклассница тратить в день на учебу 2-3 часа максимум. Максимум. Всего.
А теперь внимание! это не каждый день. В любой день мы можем сказать себе, что нам лень заниматься — и просто не заниматься. Мы так можем себе целую неделю говорить и не заниматься целую неделю. И никто от нас не требует домашних заданий, справок из поликлиники, объяснений, почему у нас «пропуски».
Выходные тоже все наши. В тот день, когда у нас папа дома, мы не занимаемся учебой.
Единственное время, когда мы выбиваемся из расслабленного режима — это примерно неделя перед каждым экзаменом. Тогда мы подтягиваем все хвосты, доделываем все недоделанное, собираемся в кучу и сдаем экзамен. Тогда учебное время в день увеличивается: у сына незначительно, у дочери до 5-6-7 часов в день. Одна неделя перед экзаменом. Мне страшно вспомнить, что она раньше так каждый день жила и даже еще более напряженно.
Второе. Режимные моменты. Ну, начнем с того, что никто нас никуда не гонит, никто не заставляет вставать каждое утро. Мы просыпаемся тогда, когда нам всем комфортно. И занимаемся тогда, когда всем комфортно. Дочь, например, любит сделать дело и гулять смело, поэтому она все уроки делает чаще всего утром. Особенно тогда, когда мы с мальчишками еще спим, потому что тогда никто не мешает. А сын любит ближе к вечеру заниматься серьезными вещами, поэтому с ним мы никогда не занимаемся до обеда, только после, а то и вечером совсем.
Каникул у нас тоже никаких нет. А если сказать правильней, мы в них не нуждаемся. Наша учеба длится круглый год, включая лето. Но зато мы в любое время можем взять и просто так устроить себе каникулы. Когда нам удобно, а не государству. Как по моим ощущениям, так у нас почти весь год каникулы, исключая ту самую неделю перед каждым экзаменом.
Третье. Качество обучения. Здесь я могу пока сделать только промежуточные выводы, окончательные будут видны еще через пару-тройку лет. Но тем не менее, первый и пятый класс окончен вполне благополучно, официальные оценки, если кого интересуют, не ниже четверок. Пятерок больше. Фактических знаний недостаточно, чтобы считаться вундеркиндерами, но мои дети однозначно знают школьную программу не хуже, чем среднестатистический школьник.
Зато я точно знаю, что мои дети лишены некоторого дибилизма, свойственного современным программам. Ну, например, чудесный вопрос: чем отличаются гусеница и девочка? Не, вообще, мои дети способны набрать достаточное количество правдоподобных ответов на этот вопрос, но им гораздо интересней придумать свои, например — у гусениц не бывает косичек. «Ну а что? Каков вопрос, таков и ответ» — сказал мой сын. И я с ним согласна. Но весь ужас некоторых моментов современной программы в том, что ни один из ответов (ни логичных, естественных, правдободобных, ни шутливых или откровенно издевательских) от моих детей не был правильным по мнению создателей этого вопроса.
В общем, вот таких подобных моментов, которым пытаются обучить детей в школе и за которые на полном серьезе ставят оценки, мои дети лишены. Если где и сталкиваемся, то можем на самом деле поиграть воображением, какими-то специфическими знаниями, нестандартным подходом или от души посмеяться — и нам за все это ничего не будет, никаких баллов и их снижения за «неправильный ответ». :) Но здесь надо отдать должное тому человеку и той школе, где мы учимся. Потому что в других школах, дети на домашнем обучении все-таки могут с подобным столкнуться на аттестациях.
Ну и в общем и целом, мы в пятом классе пока не столкнулись с тем, чтобы в изучении школьной программы были какие-то сложности. Про первый класс даже заикаться стыдно. Чтобы требовались какие-то спецзнания, репетиторы, танцы с бубнами. Обычная жизнь обычных людей, которые осваивают какие-то новые знания. Все так живут ежедневно, только обучаются другому. Им же почему-то не сложно? Посмотрим, что будет дальше. Буду информировать, когда же в школе начнутся такие сложные вещи, чтобы это было не под силу среднестатистическому человеку со знанием грамоты и наличием интернета. Обещаю быть честной: как только появится первый репетитор, сразу сообщу.
Четвертое. Социализация. Страшная социализация. Если честно, этого я боялась больше всего. Что дочь будет страдать без тех подружек, которыми обзавелась в начальных классах. Что вообще замкнется и не сможет найти новых друзей. Что с сыном станет то же самое. Как ни парадоксально, но за этот год мои дети обрели более устойчивые (насколько это возможно в их возрасте) связи, чем ранее. Дочка иногда продолжает общаться с бывшими одноклассницами, их пути-дорожки, конечно, расходятся постепенно, но тем не менее, для нее это не болезненно, она и сама отчасти провоцирует это расхождение по определенным причинам. Зато она нашла себе друзей, которые ей близки уже по конкретным общим увлечениям, а не просто потому, что судьба свела их в одном коллективе. Сын стал более активен и более взросл в общении со случайными или не очень людьми, он стал лучше находить общий язык с ребятами во дворе. Кроме того, у нас за этот год появилась возможность ходить на какие-то кружки и секции, где он тоже получает свою дозу общения со сверстниками. И еще у нас стало еще больше возможностей куда-то ездить в гости и принимать гостей у себя, засчет этого он обзавелся парочкой более менее постоянных друзей. В общем, в каких-то моментах социализации мои дети даже меня приятно удивили.
О прекрасной сказке под названием Домашнее Обучение я могу говорить еще долго, рассказывать много деталей, но пока потихонечку буду останавливаться.
Для меня очень важно, что моим детям нравится такая жизнь. Дочь с ужасом воспринимает идею возвращения в школу — вкусив свободы, хочется остаться в ней всю жизнь. Какие-то моменты она приукрашивала и в них немного разочаровалась — например, она думала, что я буду с ней заниматься больше, и теперь очень расстраивается, когда я не могу или не хочу сидеть с ней. Но не потому, что не справляется сама, а потому что просто скучно делать одной то, что можно делать вдвоем. Но гораздо большую часть плюсов домашнего обучения она недооценивала еще сильней, чем я, поэтому сейчас просто в восторге. Она говорит мне про своих скептически настроенных сверстников: «Мама, я все понимаю: друзья, привычки, быть, как все, другой образ жизни… — я сама когда-то боялась уйти из школы. Но если бы только они знали, какие возможности дает обучение дома, если бы они только попробовали вкусить эту свободу, они бы все поняли сами.»
Сын не знает другой альтернативы, поэтому его мнение не столь весомо, но он тоже доволен и в школу не просится, сколько бы его друзей и знакомых во дворе не рассказывали про нее. Для него этот образ жизни сложился с самого начала.
Минусы. Я могу, конечно, насобирать минусы домашнего обучения. Но они будут именно что вытащенными из разных углов и будут казаться больше, чем они есть на самом деле. Может, для кого-то они окажутся значимыми, но внутри нашей жизни они не ощущаются никак, по сравнению с теми плюсами, которые я описала выше и которые освещают нашу жизнь сейчас. Собственно из-за их незначимости, я их и не описываю, но если кому-то надо… Написать?