Как в очереди постою, так новые перлы приношу домой Стою в сбере. Рядом парень лет 25. Звонит в другой банк. Нервничает. Видимо оператор спрашивает чего ему угодно. - Я хочу узнать перевели ли с моего счета деньги на мой счет в другом банке. Называет ФИО. Дальше бомба. - Кодовое слово?! Я откуда знаю?! А.... блин.... СПАНЧ БОБ КВАДРАТНЫЕ ШТАНЫ ЁПТА. Нет, ёпта через ё... Очередь слегла.
Перепост. Понравилось. Согласна с каждым пунктиком)))
Правило первое: Красавица Сомнение в своей внешней привлекательности — тяжелый крест для девочки. Какими бы внешними данными природа не наградила Вашу доченьку, Вы должны с самого нежного возраста воспитывать ее в убеждении, что она — красавица. Подчеркивайте достоинства. Не посмеивайтесь над ее недостатками: полнота, веснушки, курносый носик — все это неповторимые черты ее личного очарования. Поощряйте работать над своей внешностью. Уход за волосами, чистка кожи, маски — чем раньше выработаете навык разумного внимания к внешности, тем лучше.
Правило второе: Та, которую любят Поколение женщин, взращенное супертребовательными родителями, не может избавиться от представления, что любовь нужно заслужить. Отсюда чрезмерная старательность, комплекс жертвы и неумение просто осознавать себя любимой. Лишенная в детстве явных проявлений родительской ласки, девушка полетит на первый огонек того света, который покажется ей любовью. Следовательно, она может стать добычей любого проходимца, который не поленится погладить ее по голове и сказать пару нежных слов. Правило третье: Благоразумная Женщина — хранительница жизни. Внушите вашей дочке правила безопасности. Научите ее разбираться в людях и ситуациях. Не запугивайте, но предостерегайте от излишней доверчивости. Пусть она научится избегать всего того, что угрожает жизни, здоровью, репутации. Правило четвертое: Ангел- хранитель Если женщина не умеет заботиться о близких, то это не женщина. Научите девочку замечать чужую боль. Пусть по мере сил она старается помогать слабым и больным. Не бойтесь одернуть, если при Вас дочь высмеивает чьи-то недостатки. Девочки могут быть жестокими, и куда больше, чем мальчики. Позволяйте ребенку заботиться о своих близких. В частности о вас- единственной и незаменимой мамочке. Пусть неумело, зато искренне. Будьте благодарны и показывайте это. И — сложная задача! — постарайтесь воспитывать девочку так, чтобы она не направляла свое милосердие на людей недостойных. Баланс милосердия и благоразумия — вот рецепт истинной женственности. Правило пятое: Маленькая хозяйка любого дома Не сложно привить девочке навыки стирки и уборки, кулинарии и шитья. Куда сложнее научить юное создание обихаживать дом без жалоб и надрыва. Научите дочь рациональным приемам ведения домашнего хозяйства. Пусть она управляется по дому легко и привычно — а если задача сложная, пусть не постесняется привлечь к ее выполнению всех, кто способен ей помочь. Правило шестое: Деятельная и оптимистичная Не сковывайте инициатив вашей дочери. Позвольте ей попробовать себя в роли лидера. Отмечайте ее успехи. В современном мире женщины стремительно выдвигаются на ведущие роли. Умение не быть безапелляционной, способность выслушивать мнение других, приспосабливаться к коллективу — все это ей очень понадобиться.
Правило седьмое: Индивидуальность Выявить и развить в ребенке индивидуальность, пожалуй, самое трудное. Способствуйте развитию личности ребенка — но не пытайтесь сломать его индивидуальность. Поддержите то положительное, что явно и неуклонно проявляется в Вашем ребенке.
И всего то)))) Мне кажется все мамы интуитивно делают это.
Я прихожу в магазин. Беру хороший дорогой товар. И плачу на кассе половину. А то и треть! Как? На совершенно законных основаниях! А Вас - при каждом посещении супермаркета-гипермаркета обманывают, нагло присваивая Ваши денежки в корпоративные карманы. Хотите как я? Знайте законы и отстаивайте свои права. Возможно, вместе мы заставим владельцев магазинов уважать своих покупателей и хоть немного меньше нас обманывать.
Наверняка у вас так бывало - видите товар по привлекательной цене, а на кассе продавец пробивает его намного дороже? Если вы это заметите (а в 90% случаев вы не замечаете и переплачиваете, либо замечаете дома) и пробуете возмутиться, кассир смотрит на вас как на идиота: «Ну вы же понимаете, что товар не может столько стоить!» Или же вступает в атаку «Куда вы смотрите! Да там же другой товар на ценнике!». Тоже самое с акциями - огромная табличка «Скидка!», а товар пробивается по обычной цене. «Ой, акция утром закончилась, табличку не успели снять». И вы либо пробиваете товар по бОльшей цене, либо возвращаете его и идете домой не солоно хлебавши.
((я скопировала чтоб не забыть номер законов и т. д....)
Я-нет. Со мной такие номера не проходят. С нежностью глядя в глаза кассиру, я сообщаю: «Это не мои проблемы, а ваши. Зовите вашего директора - сейчас вы будете пробивать мне товар именно по той цене, которая была указана. В соответствии с законами Российской Федерации и правилами торговли». (Я укажу их ниже).
Пример (Детский мир - Мега Дыбенко): присмотритесь к фото - я хочу купить поильник, радуюсь цене в 119 рублей, беру 2 штуки. На кассе обнаруживается, что на ценнике ТАРЕЛКА!!! И питейники эти стоят около 350 или 390 рублей за штуку!!! Ничего себе так ошибочка.
Заодно беру понравившуюся мне бутылочку за 199 ре. На кассе также выясняется, что она стоит около 350-360 руб, точно уже не помню. Хотя на ценнике «Поильник», но «как бы» не тот.
А вот мои трофеи уже дома - да, мне их пробивают именно по МОИМ ценам - и я трачу на них около 440 рублей, а не около 1100 рублей!!!
Извините за помятость чека - не думала, что пригодится, случайно сохранила)
Увы, культуры многим работникам торговли в момент, когда их уличают в обмане, не хватает…Так что тут надо быть готовым, что сейчас начнется «Не нравится - сдавайте!», «Да вы посмотрите, там на ценнике вообще кактус написано!», «Да вы хотите взять товар бесплатно», «Директора нет», «Никто вам ничего не вернет»… Вернут, как миленькие, разницу, если уже пробили. Или пробьют по ВАШЕЙ стоимости, если еще не успели пробить. Что вы должны делать? Столь же мило улыбаясь сказать - «пройдемте посмотрим на ценники и висящий товар. Если я ошиблась - я извинюсь. Если ценник висит у товара - извиняться будете вы». Не надо скандалить - будьте спокойны.
А теперь внимание!
1. Это действует в крупных сетевых магазинах. В мелких магазинишках и ларьках продавец тут же разучится понимать по-русски.
2. Вы должны убедиться, что ценники действительно перепутаны. То есть, к примеру. Висит пять одинаковых предметов, четко над ними ценник. Все, правда ваша. А если кто-то из покупателей просто поставил-повесил вещь не на место, других подобных нет - ничего не докажете. Впрочем, вы это должны осознавать еще когда берете товар с полки, если за синей футболкой висит десять красных курток - сами понимаете… Должно быть видно - ценник висит над/у данного товара и вы тут не причем!
3.Старайтесь сфотографировать хотя бы на телефон. Фраза «и у меня есть доказательства - я сфотографировал ценник и висящий под ним товар» действует на дирекцию магически.
Я обычно фотографирую уже на стадии «ой, а что это так дешево». Даже не сверяя коды и ценники - фото на мобильник карман не тянет. Если обнаруживаю подвох поздно - иду быстрее продавца и быстро щелкаю. А иногда и беру на понт - сообщаю, что и на фото, и на видео сняла.
Продолжим
Увидев, что вы правы, продавец-менеджер-директор так просто не сдастся. Теперь задача оппонента доказать Вам, что вы лох. Уж простите.
1. Начинается: «Здесь другой штрих-код». Спокойно заявляете - это не моя проблема. Вы (работники магазина) ОБЯЗАНЫ отслеживать, чтобы ценник у товара соответствовал его стоимости. Помните, покупатель НИКОГДА не должен сверять мелкие коды на ценниках и товаре. Вы вообще не обязаны знать о наличии какого-то кода.
2.»Вы сами поменяли ценник» - спокойно требуете доказательств и напоминаете, что по закону Российской Федерации (Статья 49 Конституции РФ) лично вы ничего не должны доказывать, ибо существует презумпция невиновности. Так что либо они сейчас предоставят видеозапись, на которой видно, что вы меняли ценник, либо извиняются, так как это уже оскорбление личности, что карается судом и вполне приличной материальной компенсацией.
3. Давление на жалость: это продавцу придется платить из своего кармана. Не правда! Менять так ценники - указ руководства (объясню ниже, почему я так считаю), так что платить будут из бюджета магазина на такой случай. А уж откуда такой бюджет формируется - лучше не думать. (Сдачу не додали…ой, проговорилась).
С этой тетей не договориться - пришлось звонить региональному менеджеру по телефону на стенде
4. «Привет, Советский Союз!» Хуже всего бороться с тетями, которые нашли себе местечко, где можно считать себя пупом земли и реализовывать свои амбиции, не считаясь с законом. Такие обычно говорят, мол, я тут начальник и ничего я вам не дам. Редко, но встречаются. Я таким говорю - предъявите вашу фамилию-имя и официально предупреждаю - я буду использовать ваше фото в своих интересах и в суде по мере надобности. (Из жалости отрезала часть лица на фото, не буду уж позорить до конца человека за некомпетентность. И повторюсь - я предупреждала, мне ответили «да используйте сколько угодно»). Вот и пригодилось для моего сайтаhttp://teddy-love.com/!
Теперь о главном. Сначала ваша задача, простите за тавтологию, - найти самого главного. Как только появляется директор в 90% случаев все тут же решается в вашу пользу. Потому что вы правы и точка. Если же директора реально нет - спокойно подходим к главному стенду. Обратите внимание - в каждом крупном магазине есть такой информационный стенд - на нем пишется полезная информация, висит книга жалоб, права потребителей, но главное - телефоны вышестоящих органов. Обычно - региональный менеджер, главный директор такой-то и выше. И у каждого указан телефон. Я начинаю звонить с главного.
Позвонили: ваша задача четко и верно (в свою пользу) изложить ситуацию: Я нахожусь сейчас в магазине «…» по адресу (в торговом центре…), Приобрела товар. Четко над ним и остальным таким же товаром висит ценник. Моей ошибки нет - ценник повешен именно к этому товару. По закону Российской федерации и правилам торговли требую продать мне товар за указанную цену. Фотодоказательство - ценник на фоне товара имею». Все. Или сразу просят к телефону персонал, или перезванивают им в течении 5 минут (в которые вы без стеснения пишете дифирамбы и оды в книгу отзывов (не забудьте указывать фамилии тех, кто вам хамил - с них премии снимут и ваши контакты и дату, иначе жалоба не действительна). И вам тут же возвращают лишние денежки/пробивают товар по цене, которая намного ниже своей стоимости.
Никаких вопросов к Икеа. Повесили неправильный ценник на полотенце за 399 ре - 299.
На кассе пробили 399. Предъявила фото ниже - в отделе сервиса сразу подарили 100 рублей. Еще как-то детское белье брала - тоже самое.
Обман
Ценник рядом на другом вообще полотенце от этого
Еще пример
Магазин Верный, Народная ул. На шикарных яблочках ценник 49-90. Пробивают по 120 рублей кило и еще орут - вы что, не видели, как выглядят мятые страшные яблоки «Семейная покупка»?! Нет, не видела - и даже смотреть не собираюсь. Я смотрю на ценник - в результате звонок директору (номер на стенде за кассой) и через 5 минут я получаю свои яблоки по законной для меня цене.
Я это называю «приз за внимательность» ) Надеюсь, вы понимаете, моя цель не товар подешевле купить, мне денег хватает. А именно бороться с наглым обманом потребителей, создавать прецеденты!
А теперь - почему мне их не жалко. Я не про персонал - людей мне жалко, они не виноваты, я про тех, кто пытается меня СОЗНАТЕЛЬНО обмануть)
Во-первых, вы когда-нибудь встречали ситуацию, чтобы магазин ошибся не в свою пользу? Я возвращаю деньги КАЖДЫЙ раз, к примеру, при посещении Ашана-дыбенко, почти каждый при посещении Ленты, через раз при посещении Детского мира (это тройка лидеров в моем списке). И ни разу не было, чтобы товар неожиданно пробили дешевле, чем на ценнике.
Фото через неделю!
Но это еще не все. Недавно схлестнулась с теткой совдеповского образца в Ашане на Старой деревне. Даже директор ее еле заставила мне деньги вернуть. (Тоже такая - «Я главная и ничего вам не верну, плевать мне на закон»). Там на одной партии половников висел ценник с меньшей суммой (естественно, напротив глаз), а ниже, где не видно - такой же ряд половников с правильной ценой. Фото можете увеличить. Когда мы пошли проверять - тетка прям рванула. Я, почуяв недоброе, опередила ее и нагло сфоткала прям перед ее носом. Она (!) выхватила неправильный ценник и унесла с собой на стойку информации. Т е ценника там не осталось вовсе. Конечно, путем кто кого знаниями я победила и мне деньги - разницу вернули. НО!!!! Через неделю зашла в магазин, и… На том же самом месте снова висел меньший ценник!!!! То есть, зная, что он не правильный, вернув деньги - они пошли и СОЗНАТЕЛЬНО повесили его обратно! И ведь даже штрих-коды проверяли! Какой вывод? Им надо продать эти поварежки и они СПЕЦИАЛЬНО обманывают покупателей. Кто-то даже не заметит циферки в чеке, кто-то плюнет и не станет ругаться. Фото сделано через неделю. UPDATE: ниже фото моей приобретенной поварежки, чтобы вы убедились, что это именно такая, как на фото под верхним ценником за 123. хотя пробивалась за 180 - с обычной ровной ручкой.
Ниже будет буква закона, а сейчас - еще немного фоток трофеев. Увы, не все фотографирую, да и мало фоток осталось, но кое-что нашла. А вообще из самых приятных «призов» - футболка по цене пальто, детский велосипед в Ашане за 1500 вместо 5500, автонасос за четверть цены и сотни(!) других товаров.
Выше - акция обещает смешную цену. А пробивается… коробка за 1350!!! И мне еще доказывали - да это прошлогодний ценник… Самое смешное, что там даже штрих-коды совпали. Угадайте, почем я взяла две коробки? Разница в 1100 рублей - спасибо) Вообще - именно на подгузниках любят «путать цену»
Марципаны задаром...
А вот марципаны в Ленде на Владимирской. Ясно дело, я даже не сомневалась, что таких цен на марципаны в природе быть не может. Пришлось взять две упаковки из принципа. Уже не помню, сколько они на самом деле стоить должны были - то ли по 135, то ли по 160 ре пачка (или две)… не отложилось. К чести директора магазина - без слова возражения пробили по 31 ре. А сколько людей до меня купились и приобрели марципаны по такой-то цене? Тем более, контингент людей, покупающих в этом магазине, чеки обычно не проверяет.
А вот еще фотка нашлась - моя любимая история) Посмотрела в Ашане на ценник, пошла взвешивать, а пробивает уже по 190 или что-то около того! Хорошо, на весах сразу видно. Сфоткала ценник, пошла к кассам. Пока пробивала - кто-то поменял ценники. И когда я пошла проверять с менеджером, оказалось… Что я вроде как не права. Но фотография же есть! Вызвали главного менеджера по фамилии «Добренький». Добренький опросил персонал, который там вообще по-русски не понимает, те решили, что что-то натворили и ушли в отказ. Так менеджер Добренький пытался доказать мне, что это я в фотошопе (!!!) сделала фотку и пришла требовать деньги, специально продумав махинацию с патиссонами))) Эх, жаль всего два купила) Надеюсь, вы догадываетесь, что Добренький проиграл). В следующий раз мы встретились, когда муж купил там же пирожки. Они продавались по два вместе в упаковке, лежа дном друг к другу. Когда он съел один, обнаружил, что из второго вытекла вся начинка ранее (когда снимали с противня, видимо, порвали его немного. Естественно, я вернула этот пирожок. И, хотя один уже почил в животе супруга, деньги вернули за оба, т к цена была указана за два. Деньги мне уже в Ашане возвращают просто молча - в лицо знают.
ЗАКОНЫ на вашей стороне. Никогда еще не спрашивали, но на всякий случай - запомните пару цифр. Что за законы, по которым товар должны продать по цене на ценнике:
3aкон PФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «O зaщитe пpaв пoтpeбитeлeй» - вы не должны платить сумму, которая выше, чем на ценнике.
Пункт 1 статья 10 этого закона. Пункт 2 статьи 10 уточняет: на ценнике должна быть точная цена в рублях вплоть до копейки и полные условия приобретения товара.
Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55. Согласно п. 19 Правил, на каждом товаре продавец обязан помещать ценник с точной и правильной ценой.
А также вам в помощь - Кодекс РФ об административных правонарушениях, статья 14.7. Предоставление недостоверной информации о цене товара - прямой обман потребителей.
Если вам все же отказываются продать товар по цене, которая на ценнике или не хотят возвращать разницу, когда чек уже пробит - не спешите уходить. Берите книгу отзывов, подробно пишите жалобу, указывайте все свои данные. Если вдруг и книгу жалоб не дают (совсем фантастический вариант), пишите жалобу в Роспотребнадзор и в организацию по защите прав потребителей. Желательно приложить фото ценника, чека и свидетельские показания.
Сообщите администрации магазина, что их ждет проверка магазина и административный штрафы на основании статьей 14.7 КоАП на 10-20 тысяч рублей, а работникам - на 1-2 тысячи рублей каждому. Поверьте - до этого никто доводить не будет и ваши денежки вернутся к вам в карман. Вместе с трофейным товаром!
Так что будьте спокойны, добивайтесь своей ЗАКОННОЙ правды и экономьте!!!
Летит ли быстро время?Пока не найду ответа на этот вопрос...Не спорю,вроде только родились, а уже полгода!Каждый день особенный.Я ещё хорошо помню первый месяц дома...ночи...
Первые три месяца...да,скучны))Но,это для меня...детки спят,кушают,плачут.Зато какие новые умения приходят после!
На сегодня многое вошло в ритм.Но,нюансы случаются.Самое сложное на сегодня -уложить Машуню спать,нет,она не против,она хочет спать,но засыпаем мы через сильное и недовольное ворчание,крики,кручения вокруг себя.Пытается найти удобное для себя положение.
К укачиванию на руках мы не приучены)
В остальном,я довольная и радостная )
Ровно в 5 мес у нас вылез зуб,через неделю второй.Научились кусаться.Засунет пальчики в рот и раздаётся грустнопечальный крик.Первые пару укусов я переносила особо остро,сейчас же привыкла)Не больно. Либо дочь сжалилась,не прикусывает сильно)
Каждое моё утро начинается с улыбки и поднятых ручек,котрые тянутся ко мне.
Один раз правда, Машуня меня испугалась)Заигралась с утра и не заметила, как я подошла к кроватке)
Когда что-то не нравится Маша поджимает губки,сжимает глазки и...кричит))Главное,успеть половить в момент до крика)
Эта привычка с роддома)Когда акушерка спросила:"чего кричим?"))
Нравится,как доча удивляется:)Глазки делает такие большие и удивленные)
Сегодня мы поздоровались,помахав ручкой мамочке нашего старшего друга)
Вообще,человек,к кому Маша сразу пропитала симпатию,улыбалась,радовалась,это,Любочка,вы с Настюшей(увы,не знаю как сделать гиперссылку на твой дневник...).Впервые я заметила такое поведение за своим ребёнком)
У нас уже есть первая прогрызанная соска.Игрушки летают пока только по дивану,ничего)Скоро будем кидаться и дальше.
Поильник я дала в 5 мес,доча его любит)Отбирает у меня,держит за ручки и пьет водичку)
На камеру Машуня не улыбается,не смеется.Все видеозаписи с моим голосом:"и чего молчим?"))Улыбки мы дарим в личной жизни))
Столько хотела написать,а мысли куда-то ушли)
Перечитывала свои старые записи.Такая настольгия...
Да,на месте мы с дочей не сидим.Где только не были)Изучаем Москву,катаемся)Встречаюсь с прекрасными людьми,знакомлюсь...И становлюсь очень лёгкой на подъём)
Прошли мы наш первый курс массажа, результаты порадовали, но не понравилась массажистка.... Как профессионал он молодец, как человек тяжеловата и нудновата. Ну да пофиг... Решили мы сами вечерами заниматься массажами и гимнастикой перед купанием. Делаю пока то что видела от массажистки нашей, но много читаю по этому поводу и в этот пост буду собирать полезные материалы. Если кому пригодится буду рада=)
Правила массажа для новорожденного
1. Когда новорожденному начинать делать массаж? Пока новорожденному не пойдет второй месяц, массаж делать нельзя! Карапуз только родился и привыкает к внешнему миру. Дополнительные нагрузки ему сейчас ни к чему. Однако мамины очень легкие поглаживания малютки только приветствуются.
2. В самом начале ваших занятий выполнять весь комплекс упражнений не требуется. Достаточно начать с каких-то отдельных частей тела. Например, с легких поглаживаний ножек и ягодиц, которые так любят карапузы. Спустя несколько дней уже можно переходить к массажу животика, спинки и грудки.
3. Не всем деткам нравится зарядка для новорожденного для ручек. Однако именно у этих конечностей распространен повышенный тонус. Поэтому делать такую зарядку нужно обязательно. Она очень проста:
- положите малютку на горизонтальную поверхность, разведите ручки крохи в стороны, потом снова прижмите к грудке. Так нужно сделать 4-5 раз.
- поочередно поднимайте ручки новорожденного к голове, потом снова опускайте вдоль его туловища.
4. Заниматься массажем для новорожденных нужно ежедневно. Карапуз привыкнет к занятиям и не будет проявлять недовольства. Начинать процедуры нужно с минимальной длительности (5-10 минут). К концу второго месяца она будет составлять 30 минут. Увеличивать все следует плавно.
5. Курс массажа длится 20 дней. Затем идет перерыв на 2-3 недели.
6. Самые первые ваши занятия лучше проводить под контролем специалиста.
7. Отвлекайте малыша от такой трудной для него работы: пойте песенки, агукайте, рассказывайте детские потешки, улыбайтесь.
Когда массаж противопоказан?
- любые лихорадочные состояния у младенца - заболевания, связанные с повышенной чувствительностью кожи - грыжи, склонные к ущемлению - пиелонефрит, гепатит, туберкулез - заболевания, характеризующиеся ломкостью костей и сосудов - гнойные и острые воспаления кожи, лимфатических узлов, костей и мышц
Приемы массажа для новорожденного
Поглаживание – нежные и равномерные скользящие движения ладонью по коже ребенка
Растирание – вкладывание бОльших усилий в движение ладони, чем при поглаживании. Воздействие на кожу ребенка происходит в различных направлениях.
Разминание – это глубокий массаж мышц, при котором захватывается сама мышца, которая разминается ритмичными спиралеобразными движениями пальцев.
Поколачивание – это легкие, но очень ритмичные удары кончиками пальцев или ладонями. Применяется для очень упитанных новорожденных.
Все эти приемы нужно проводить в особой последовательности:
Массаж для новорожденных всегда должен начинаться с легких движений. Поглаживание повторяют 4-6 раз, остальные приемы – 8-12 раз. Давление должно усиливаться только после того,как произошло расслабление мышц ребенка.
Движения сверху вниз должны быть всегда легче, чем движения снизу вверх.
Массаж всего тела
Принципы растирания и разминания подойдут для массажа кистей и стоп.
Ягодицы, ручки, ножки, спина и грудная клетка будут рады поглаживаниям и легкому поколачиванию (возраст малютки 2-3 месяца). Все эти манипуляции снизят тонус мышц, расслабят и улучшат кров- и лимфообращение.
Животик массируют круговыми движениями ладонью по часовой стрелке (если у новорожденного понос, то против часовой)
Грудную клетку массируют, начиная с середины грудины к плечикам, и снова с середины -к боковым поверхностям.
Ягодицы – ведем ладонь от тазобедренных суставов к анусу.
Ручки – начинаем с кисти и ведем к подмышечным лимфоузлам.
Спина – от позвоночника двигаемся к бокам, от поясницы – к плечу.
Ножки – ведем ладонь от стопы к лимфоузлам паха.
Массаж для новорожденных всегда начинать лучше с рук и ног. Конечности ребенка следует чуть подсогнуть. Ваши руки должны находиться в расслабленном состоянии.
Важно:
- никогда не массируйте коленную чашечку новорожденного, а также внутреннюю поверхность бедра
- в месте расположения почек нельзя похлопывать
- во время массажа не задевайте половые органы малютки
Массаж для новорожденного в картинках
Приступаем.
1. Ваш ребенок должен быть в хорошем настроении. Прежде чем начинать массаж ножек и ступней, убедитесь, что малыш к этому готов. Для этого возьмите его за ножку и немного ее подсогните, покажите конечность карапузу. Все в порядке? Ребенок по прежнему улыбается? Тогда можно его раздеть и начинать процедуры.
2. Для массажа пользуйтесь специальным детским маслом. Мы пользовались фирмой Бюбхен.
3. Возьмите ножку ребенка, подсогните ее, чтобы вышли газики. Продолжайте удерживать руку под коленкой малыша, ведите ладонью от лодыжки, продолжив движение мимо коленки, затем по внешней поверхности бедра (внутреннюю не трогаем!)
Массаж верхней части тела.
1. Поглаживания от плечиков к середине груди
2. Легкие поглаживания от плеч к запястьям
3. Очень нежно осуществеляем круговые движения по животику. Пупочек и область вокруг него НЕ массируем.
Массаж лица и спины
1. Для лица используем подушечки пальцев
2. Длинные поглаживания от шейных позвонков к анусу
3. Если ребенок стал плакать и сопротивляться, то прекратите массаж немедленно
КОМПЛЕКС МАССАЖА И ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ОТ 4 ДО 6 МЕСЯЦЕВ
В этом возрасте, между 4 и 5 месяцами, уже нормализуется тонус мышц нижних конечностей, и поэтому вводят пассивные упражнения для ног.
С укреплением шейных мышц к 4-месячному возрасту проявляются уже новые рефлексы (в исходном положении на спине - "парение").
1. Массаж рук.
Исходное положение: на боку, ногами к краю стола.
а) Поглаживание. Поднимают одной рукой вверх руку ребенка, ладонью другой руки производят поглаживание от кисти к плечу. 4-6 раз.
б) Растирание. Производят так же, но слегка сдвигая кожу.
2. Скрещивание рук - упражнение пассивное.
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Ребенку дают обхватить большие пальцы рук взрослого и производят сгибание его рук в локтевых суставах, скрещивая их на груди. Вслед за этим производят разгибание рук ребенка с отведением их в стороны. 6-8 раз.
3. Массаж живота
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.
а) Поглаживание. Ладонью одной руки или ладонями обеих рук по ходу часовой стрелки производят круговое поглаживание живота. 5-6 раз.
б) Растирание косых и прямых мышц живота. Производят основанием ладони одной руки. 3-4 раза.
4. Рефлекторное упражнение - сгибание головы, позвоночника и ног в положении ребенка на спине - "парение" (рефлекс положения).
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Взрослый, взяв ребенка под спину и ягодицы, приподнимает его на ладонях над столом и удерживает на весу. При этом происходит рефлекторное сгибание туловища, ног и наклон головы вперед. 1-2 раза.<
5. Массаж ног
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.
а) Поглаживание и растирание пальцев стопы. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание - 4-5 раз, а затем растирание - 2-3 раза.
б) Поглаживание стопы. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами рук производят поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава. 4-6 раз.
в) Поглаживание голени и бедра. Слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, производят ладонью другой руки поглаживание по наружной и задней сторонам голени и бедра в направлении от стопы к тазобедренному суставу. 6-8 раз.
г) Растирание голени и бедра. Ладонью производят мелкие растирания по наружной стороне голени и бедра. 5-6 раз.
o Внутреннюю поверхность бедра нельзя массировать.
д) Растирание голени. Указательным и большим пальцами обеих рук плотно обхватывают голень ребенка и одновременно производят энергичное кольцевое растирание в направлении от стопы к коленному суставу. 4-6 раз.
е) Разминание голени. Производят обхватывающими движениями большого и указательного пальцев рук одновременно обеими руками, но в разные стороны в направлении от стопы к коленному суставу. 2-3 раза.
6. "Топание" - упражнение пассивное
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Обхватывают ладонями голени ребенка, сгибают его ноги в тазобедренных и коленных суставах, после чего опускают попеременно стопы на стол. 8-12 раз.
7. Сгибание и разгибание ног в тазобедренных суставах - упражнение пассивное.
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Обхватывают одновременно обе прямые ноги ребенка и сгибают и разгибают их в тазобедренных суставах. 2-3 раза.
8. Рефлекторное упражнение - поворот со спины на живот вправо и влево.
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. При удержании ребенка правой рукой за его прямые ноги, а левой - за его согнутую в локте правую руку путем поворота таза стимулируют поворот ребенка со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить ноги ребенка, а правой - его согнутую в локте левую руку. 1 -2 раза в каждую сторону.
9. Массаж спины и ягодиц
Исходное положение: на животе, ногами к краю стола.
а) Поглаживание. Производят двумя пальцами рук или тыльными поверхностями кистей обеих рук 4-6 раз.
б) Растирание. Производят средними фалангами кистей рук, сжатых в кулак. 4-6 раз.
в) Разминание. Производят концами 2-5-го пальцев (указательного, среднего, безымянного, мизинца), в виде спиралевидных, полукружных движений с умеренным нажимом. 4-6 раз.
Исходное положение: на животе, ногами к краю стола. Взрослый подводит ладони рук под живот или под грудь ребенка и приподнимает его над столом. Происходит рефлекторное разгибание тазобедренных суставов и позвоночника при отклонении головы назад. 1-2 раза.
11. Массаж грудной клетки
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.
а) Поглаживание. Производят ладонями обеих рук по обе стороны от грудины в направлении к подмышечным впадинам.4-6раз.
б) Растирание. Согнутыми двумя или тремя пальцами обеих рук одновременно массируют между ребрами по обе стороны от грудины, не нажимая на ребра. 2-3 раза в каждом межреберье.
в) Содействие углублению дыхания. Грудную клетку плотно обхватывают двумя руками так, чтобы большие пальцы находились на груди под сосками. Ладонями обеих рук приподнимают кверху кожу грудной клетки ребенка, производя круговые движения, расширяющие грудную клетку. Прием проводят в медленном темпе. 4-6 раз.
12. Попеременное сгибание и разгибание рук - упражнение пассивное
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Ребенку дают обхватить большие пальцы рук взрослого и производят сгибание и разгибание рук ребенка в локтевых и плечевых суставах; при сгибании одной руки разгибают другую. 6-8 раз.
13. Присаживание - упражнение пассивное
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Придерживая руки ребенка выше кисти, отводят выпрямленные руки в стороны и, слегка потягивая их, побуждают ребенка сесть. 2-3 раза.
14. Рефлекторное упражнение - поворот со спины на живот вправо и влево.
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. При удержании ребенка правой рукой за выпрямленные ноги, а левой - за согнутую в локте правую руку ребенка, путем поворота таза стимулируют поворот со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить ноги ребенка, а правой - его согнутую в локте левую руку. 1-2 раза в каждую сторону.
15. Сгибание и разгибание ног попеременно и вместе - упражнение пассивное.
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола. Обхватывают прямые ноги ребенка в нижних частях голеней и производят поочередное сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах - сначала медленно, потом ускоряя до бега. 6-8 раз. Затем производят сгибание обеих ног и их разгибание. 4- 6 раз.
16. Приподнимание ребенка на ноги - упражнение пассивное.
Исходное положение: на животе, ногами к краю стола. Дав ребенку обхватить указательные пальцы взрослого, слегка отводят детские руки, согнутые в локтях, назад. Поддерживая ребенка под локти, побуждают его подняться - сначала на колени, потом на ноги. 2-3 раза.
17. Массаж стоп
Исходное положение: на спине, ногами к краю стола.
а) Поглаживание и растирание пальцев стопы. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание - 4-5 раз, затем растирание - 2-3 раза.
б) Поглаживание и растирание стопы. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами рук производят поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава - 4-6 раз, затем так же растирают - 2-3 раза.
в) Вибрация стопы. Похлопывают пальцами подошвенную поверхность стопы. 4-6 раз.
18. Переступание-упражнение активное.
Исходное положение: ребенка ставят лицом к взрослому. Поддерживая малыша обеими руками под мышки, побуждают его к переступанию, и он делает 3-6 шагов.
Общая продолжительность занятия - 8-10 минут.
В возрасте от 4 до 6 месяцев у ребенка наблюдается активный интерес к жизни. В это время нужно побольше с ним общаться, показывать ему различные предметы и рассказывать об их назначении. Если в доме есть домашние животные или птицы, то ребенка необходимо с ними познакомить.
Кроме того, в этот период у малыша исчезают многие безусловные рефлексы. Он начинает сознательно передвигаться по кроватке, поворачиваться в разные стороны, реагируя на звук, и т. д.
В этом возрасте гимнастические упражнения в сочетании с массажем способствуют развитию мышц и суставов опорно-двигательного аппарата ребенка, укрепляют его центральную нервную систему. Малыш учится держать в руках крупные предметы: мягкие игрушки, кружку и др.
В 4-4,5 месяца продолжительность зарядки должна составлять 30 минут. Во время всей процедуры у ребенка необходимо вызывать положительные эмоции, чтобы занятия гимнастикой ассоциировались у него с удовольствием и игрой. Каж-
дое упражнение рекомендуется сопровождать счетом. Это воспитывает в ребенке чувство ритма. С этой же целью можно включать ритмическую музыку. Если ребенку она понравится, то вскоре он сам начнет двигаться в такт знакомой мелодии.
В этот период ребенок делает первые попытки самостоятельно сидеть, поэтому гимнастические упражнения должны способствовать выработке нового для него навыка. Как и в раннем возрасте, положительный эффект дают водные процедуры и занятия плаванием.
Массажные приемы должны постепенно усложняться. Кроме поглаживания, растирания, вибрации и поколачивания рекомендуется использовать щипцеобраз-ноё разминание, валяние, пощипывание и легкое поколачивание.
Все движения должны быть ритмичными, плавными и осторожными.
ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ
Массаж ног
И. п.: лежа на спине.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц ног. Его выполнение заключается в последовательном применении приемов легкого поглаживания, кольцевого растирания, валяния и щипцеобразвого разминания.
Процедуру следует начинать с легких поглаживаний по всей длине ноги, которые нужно выполнить 3 или 4 раза. Затем рекомендуется перейти к кольцевому растиранию (3-4 раза) и снова вернуться к поглаживанию. После поглаживания можно приступить к валянию. Этот прием повторяется 3 раза.
В процессе выполнения процедуры ладони должны так обхватывать ногу ребенка, чтобы одна из них лежала на внутренней поверхности ноги, а другая — на внешней. Упражнение заключается в смещении мышц осторожными, но энергичными движениями, которые следует делать по часовой стрелке.
По окончании валяния нужно приступить к щшщеобразному разминанию нижних конечностей. Для выполнения упражнения необходимо положить ногу ребенка на ладонь правой руки и поддерживать ее в нижней части голени. С помощью указательного и большого пальца левой руки нужно захватить наружную поверхность голени и смещать мышцы по направлению к большому пальцу от стопы к бедру и обратно. Процедуру следует закончить несколькими поглаживаниями.
Поочередное и одновременное сгибание и разгибание ног
И. п.: лежа на спине.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц и суставов ног. Для его выполнения следует захватить верхнюю часть голени ребенка таким образом, чтобы большие пальцы массажиста находились на ее внутренней поверхно-сти, а остальные — на задней поверхности (рис. 288).
Рисунок 288.
Упражнение начинается с поочередного сгибания и разгибания ног. Затем сгибание и разгибание проводится одновременно обеими ногами. При этом колени ребенка должны быть разведены. Во время выполнения этого упражнения ребенок согнутыми ногами касается живота, а затем плавно разгибает их.
Если к 4-месячному возрасту у ребенка исчез гипертонус мышц и сгибание ног не приносит ему неприятных ощущений, то рекомендуется сделать под его коленками несколько поглаживающих движений по направлению сверху вниз.
Массаж стоп и рефлекторный массаж
И. п. — лежа на спине.
Процедура способствует развитию мышц и суставов стопы. Она заключается в последовательном применении поглаживания, растирания и поколачивания.
Массаж стоп начинается с поглаживания. Затем необходимо сделать 5-6 растираний. После растираний нужно вернуться к поглаживанию (3 раза), а затем приступить к поколачиванию (5 раз). Вся процедура заканчивается 2-3 поглаживаниями. Данное упражнение нужно проводить на левой и на правой ноге. Кроме массажа, рекомендуется ежедневно проделывать сгибание и разгибание ног, которое следует повторить по 5 раз на каждой ноге.
Массаж рук
И. п. — лежа на спине.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц рук. Его выполнение заключается в последовательном применении приемов легкого поглаживания и кольцевого растирания каждой руки. В начале процедуры следует выполнить несколько легких поглаживаний, затем перейти к кольцевому растиранию, которое повторяют 6 раз. Процедуру нужно закончить легкими поглаживаниями.
Массаж груди
И. п.: лежа на спине.
Процедура способствует развитию мышц грудной клетки. Выполнение заключается в последовательном применении поглаживания и вибрационного массажа.
Процедура начинается с нескольких движений кругового поглаживания, проводимых по направлению от ребер к плечам. Затем нужно сделать 3 поглаживания по межреберным промежуткам. После поглаживания по межреберным промежуткам необходимо приступить к вибрационному массажу, который надо повторить 3 раза. Завершить процедуру следует 2-3 поглаживаниями.
Круговые движения руками
И. п.: лежа на спине.
Упражнение способствует развитию мышц и суставов рук. Для его выполнения следует вложить в ладони ребенка большие пальцы рук и заставить его сжать кулачки так, чтобы он самостоятельно держался за пальцы массажиста.
Осторожно развести руки ребенка в стороны и плавно поднять их вверх. Затем вытянуть руки вперед и осторожно опустить (рис. 289 ).
После этого нужно повторить те же движения, только в обратной последовательности. Данное упражнение следует выполнить 6 раз.
Скрещивание рук на груди
И. п.: лежа на спине.
Для выполнения упражнения следует осторожно вложить большие пальцы в ладошки ребенка и заставить его сжать кулачки. Затем нужно развести руки ребенка в стороны и скрестить их на груди. Положение рук следует чередовать:
Рисунок 289.
сначала сверху должна быть правая рука, а затем — левая. Так как в 4 месяца малыш в состоянии самостоятельно удерживать пальцы взрослого, то его не следует поддерживать за запястья. Это упражнение нужно выполнять ритмично, чередуя быстрый и медленный темп. Данную процедуру повторить 7 раз.
Массаж спины и ягодиц
И. п.: лежа на животе.
Данная процедура заключается в последовательном чередовании поглаживания, растирания, щипцеобразного разминания и поколачивания.
В начале процедуры необходимо сделать несколько поглаживающих движений. После поглаживания следует приступить к растиранию спины и ягодиц ребенка, которое выполняется кончиками пальцев (2-3 раза). После растирания необходимо снова сделать несколько поглаживаний.
По окончании поглаживания рекомендуется приступить к щипцеобразному разминанию (6 раз). Его нужно делать по ходу длинных мышц спины. Как и растирание, разминание следует закончить легкими поглаживаниями.
В заключение процедуры можно применить прием поколачивания ягодиц. Для этого следует осторожно ударять по ягодицам ребенка подушечкой указательного пальца. Затем сделать еще несколько поглаживающих движений.
Поворот со спинки на живот и обратно
И. п.: лежа на спине.
Для выполнения данного упражнения сбоку от ребенка надо положить его любимую игрушку и ласково попросить повернуться в ее сторону. После этого следует осторожно помочь малышу перевернуться на живот. Это упражнение нужно повторить по 3 раза в каждую сторону.
“Полет” на животе
И. п.: лежа на животе.
Данное упражнение способствует укреплению мышц живота и развитию вестибулярного аппарата. Уложить ребенка на ладони животом вниз так, чтобы большие пальцы массажиста находились сбоку на нижних ребрах. Приподнять ребенка в горизонтальном положении, его ноги должны упираться в грудь взрослого. Туловище ребенка должно быть слегка выгнуто (рис. 290).
Массаж живота
И. п.: лежа на спине.
Процедура заключается в сочетании приемов поглаживания, растирания, пиления и пощипывания кожи вокруг пупка.
Рисунок 290.
Процедура начинается с выполнения кругового поглаживания живота, которое следует проводить по часовой стрелке ладонью и подушечками пальцев. Этот прием нужно повторить 3 раза.
После кругового поглаживания можно перейти к встречному поглаживанию и поглаживанию по косым мышцам живота.
По окончании поглаживания нужно приступить к растиранию мышц живота, которое необходимо делать кончиками пальцев.
После растирания рекомендуется выполнить пиление по прямым мышцам живота. Закончить процедуру следует легким пощипыванием вокруг пупочного кольца и легкими поглаживаниями.
Пощипывание является хорошим профилактическим средством против грыжи (рис. 291).
Рисунок 291.
Приседание с прогибанием позвоночника
И. п.: лежа на спине.
Упражнение способствует укреплению мышц передней поверхности шеи, спины и стимулирует развитие брюшного пресса. Для его выполнения следует вложить в ладошки ребенка большие пальцы рук и заставить его сжать кулачки. Остальными пальцами массажист должен поддерживать ребенка за запястья.
Рисунок 292.
Развести руки малыша в стороны и плавно потянуть его к себе так, чтобы он сел. При выполнении упражнения верхняя часть туловища и голова ребенка должны быть немного приподняты. Поднять руки ребенка вверх, соединить их вверху и задержать в таком положении одной рукой. Большим и указательным пальцем другой руки провести вдоль позвоночника ребенка по направлению снизу вверх. При этом он рефлекторно разогнет спину (рис. 292). Затем, поддерживая головку ребенка одной рукой, опустить его в исходное положение. Данное упражнение следует делать 1 раз в день.
Покачивание на мяче
И. п.: лежа на животе. Для выполнения упражнения следует использовать спортивный снаряд — ярко раскрашенный большой надувной мяч.
Рисунок 293.
Уложить ребенка на мяч вниз животом. Чтобы малыш принял устойчивое положение, его ноги должны быть слегка разведены. Затем нужно осторожно раскачивать мяч то в одну, то в другую сторону.
После этого ребенка можно перевернуть, положить на мяч спиной и снова несколько раз покачать (рис. 293).
Чтобы ребенок во время выполнения процедуры не упал и не получил травму, его необходимо поддерживать одной рукой за спину или живот.
ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И МАССАЖ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 9 МЕСЯЦЕВ
Когда ребенку исполняется 6 месяцев, он может самостоятельно сидеть, переворачиваться с живота на спину и наоборот. Если его потянуть за руки, он будет делать попытки встать на ноги.
К этому времени он, как правило, уже умеет ползать. В этом возрасте следует уделять большое внимание таким упражнениям, которые стимулируют координацию движений и развитие опорно-двигательного аппарата.
Так как малыш уже может активно реагировать на голос взрослого человека, ему можно подавать команды: ляг на спину, на живот, сядь, перевернись и др. Однако стоит помнить, что эти команды должны подаваться в ласковой форме, чтобы занятия гимнастикой были для ребенка радостью, а упражнения выполнялись с удовольствием.
Техника проведения массажа и гимнастики
Сведение рук на груди
И. п.: лежа на спине.
Методика выполнения этого упражнения была описана выше. Однако для 6-месячного ребенка его необходимо немного усложнить: ребенок может держаться не за руки массажиста, а за какую-нибудь круглую игрушку, например, погремушку, колечко для зубов и т. д.
Потянув за круглую игрушку, развести руки ребенка в разные стороны и скрестить их на груди. Данное упражнение следует повторить 8 раз, при скрещении периодически чередуя руки ребенка: сначала вверху должна быть левая рука, затем правая и т. д. Упражнение следует делать энергично, но осторожно, чтобы не нанести ребенку травму.
Поочередное и одновременное сгибание ног
И. п.: лежа на спине.
Рисунок 294.
Упражнение способствует развитию мышц и суставов ног. Для его выполнения следует взять ребенка за голени и сначала вместе, а затем по очереди согнуть и разогнуть их в коленях: согнуть и разогнуть правую ногу, левую ногу, а затем обе ноги вместе (рис. 294). Все 3 приема нужно повторить 6 раз.
Переворот со спины на живот
И. п.: лежа на спине.
Для выполнения упражнения следует приказать ребенку повернуться на живот. Чтобы помочь ребенку выполнить это упражнение, нужно слегка повернуть его ягодицы и таз в ту сторону, в которую выполняется переворот. Упражнение выполняется 1 раз в день.
Массаж спины и ягодиц
И. п.: лежа на животе.
Процедура способствует развитию и укреплению мышц спины и ягодиц. Ее выполнение заключается в поочередном применении поглаживания, растирания, пиления, щипцеобразного разминания, поколачивания и пощипывания. Как всегда, начинать процедуру массажа следует с нескольких поглаживаний. После этого нужно приступить к растиранию ладонями мышц спины и их пилению ребрами ладоней. Растирание и пиление нужно закончить поглаживаниями. Вслед за растиранием, пилением и поглаживанием нужно перейти к щипцеобразному разминанию. Оно начинается в области длинных мышц спины и продолжается на ягодицах. После разминания следует снова сделать несколько поглаживаний и лишь затем перейти к поколачиванию и пощипыванию. Всю процедуру необходимо закончить несколькими поглаживаниями. Все приемы рекомендуется повторить 3 раза.
Ползание
И. п.: лежа на животе.
Рисунок 295.
Упражнение способствует развитию у ребенка навыка ползания. Для его выполнения следует большим и средним пальцем взять ребенка за пятки. При этом указательный палец массажиста должен находиться между ступнями малыша.
Осторожно, но энергично согнуть ноги ребенка, а через 1-2 секунды — разогнуть. После выполнения этого движения 3-4 раза, ребенок оттолкнется от рук массажиста и самостоятельно поползет (рис. 295). Когда ребенок привыкнет к упражнению, сгибание ног нужно будет проводить не одновременно, а поочередно.
Массаж живота
И. п.: лежа на спине.
Процедура заключается в поочередном применении приемов поглаживания, растирания, пиления и пощипывания.
В начале процедуры нужно сделать несколько поглаживаний. После этого можно приступить к растиранию. Его следует выполнять подушечками пальцев рук. Затем снова сделать несколько поглаживаний и перейти к пилению, которое производится ребрами ладоней по прямым мышцам живота. После пиления нужно вернуться к поглаживанию. В заключение процедуры рекомендуется сделать несколько пощипываний кожи вокруг пупка. Последний прием является хорошим профилактическим средством против развития грыжи. Массаж заканчивается поглаживаниями по прямым мышцам живота. Каждый прием следует повторить 3 раза.
Приседание с прогибанием позвоночника
И. п.: лежа на спине.
Рисунок 296.
Упражнение способствует развитию у ребенка навыка ползания. Методика его выполнения была подробно описана выше. Однако, в силу того что в 6-месячном возрасте ребенок становится более самостоятельным, упражнение можно немного усложнить. Для этого нужно одной рукой поддерживать ребенка за коленки, а большой палец свободной руки массажиста должен находиться в ладони ребенка.
Отвести руку малыша в сторону и попросить его сесть. Когда ребенок займет нужное положение, массажист, должен плавно провести рукой снизу вверх по его позвоночнику. При этом спина малыша разогнется. В заключение процедуры ебенка нужно осторожно опустить так, чтобы он лег на правую сторону (рис. 296). Данное упражнение следует повторить 2 раза.
Поднимание выпрямленных ног
И. п.: лежа на спине.
Рисунок 297.
Упражнение способствует развитию и укреплению мышц и суставов ребенка. Для его выполнения нужно взять ребенка за голени, причем большие пальцы должны захватить низ голени, а остальные находиться на коленных чашечках.
Ноги ребенка следует выпрямить, подержать в таком положении 1-2 секунды и плавно опустить. Данное упражнение повторяется 7 раз (рис. 297).
Переворот со спины на живот
Подробное описание данного упражнения приведено выше.
Приподнимание туловища из положения лежа на животе
И. п.: лёжа на животе.
Рисунок 298.
Упражнение способствует развитию мышц спины и живота. Для его выполнения следует вложить большие пальцы массажиста в ладони ребенка и заставить его сжать кулачки. Остальными пальцами нужно поддерживать ребенка за запястья.
Поднять руки ребенка через стороны вверх и слегка потянуть. При этом головка ребенка, рефлекторно откинутая назад, будет подниматься вверх, а его пятки будут упираться в массажиста. Подтягивать ребенка нужно до тех пор, пока он не встанет на колени (рис. 298).
Данное упражнение следует повторить 2 раза.
Массаж груди
И. п.: лежа на спине.
Данная процедура способствует укреплению и развитию мышц грудной клетки. Ее проведение связано с поочередным применением поглаживания и вибрационного массажа. Массаж начинается с нескольких круговых поглаживаний, которые следует проводить в направлении от ребер к плечам. После этого нужно сделать поглаживания по межреберным дугам. Вслед за поглаживаниями необходимо приступить к вибрационному массажу. Вся процедура заканчивается круговыми поглаживаниями. Все приемы массажа нужно сделать по 3 раза.
Приседание с поддержкой за согнутые руки
Исходное положение: лежа на спине.
Упражнение способствует развитию и укреплению суставов рук и ног. Для его выполнения нужно вложить в ладони ребенка указательные пальцы и заставить его сжать кулачки так, чтобы он самостоятельно держался за пальцы. Развести руки ребенка широко в стороны и, слегка потянув его за руки, попросить его сесть. Если малыш хорошо справляется с заданием, через некоторое время упражнение можно усложнить, используя для опоры не пальцы, а круглую игрушку (погремушку и т. д.), удобную для захвата. Данное упражнение следует повторить 2 раза.
Круговые вращения руками
Методику проведения данного упражнения описана выше. Когда ребенку исполнится 8 месяцев, упражнение следует усложнить. Малыш должен выполнять его из положения сидя, держась за вложенные в его руки кольца (рис. 299).
Рисунок 299.
К 4–6 месяцам ребенок становится активнее, он живо интересуется своим окружением и незнакомыми предметами. Постарайтесь удовлетворять его любопытство: прогуливайтесь с ним по дому, чтобы малыш мог наблюдать жизнь взрослых людей и общаться с ними. Однако у него должна быть и «личная жизнь»: самостоятельные занятия с игрушками, которые нужно развесить над кроваткой так, чтобы ребенок мог до них дотянуться. Можно периодически вкладывать в его руку погремушку, но самые лучшие игрушки для малыша этого возраста – собственные ноги и руки, которые он подолгу рассматривает или тянет в рот.
К 4–5 месяцам повышенный тонус сгибателей полностью исчезает, а движения рук и ног ребенка становятся более свободными и целенаправленными. Если же этого не происходит, двигательное развитие малыша задерживается. После 5-месячного возраста это может свидетельствовать о каком-либо заболевании, нарушении развития центральной или периферической нервной системы, гипотрофии, а также о неправильном и невнимательном уходе. Нормальное развитие ребенка – явление непроизвольное, оно совершается под влиянием комплекса сознательно созданных внешних условий, поэтому мнение о том, что малыш развивается без вмешательства взрослых, в корне не верно. Даже ребенок с очень хорошими природными задатками, лишенный, однако, ежедневных ванн, массажа, гимнастики и общения со взрослыми, очень скоро начнет отставать в развитии, причем не только в физическом, но и психическом.
В 4–5-месячном возрасте ребенок уже самостоятельно переворачивается со спины на живот, а из положения лежа на животе может приподняться на вытянутых руках. Если взять малыша под мышки и «поставить» его на опору, он «стоит» прямо, не пытаясь подогнуть ноги. Кроме того, в этом возрасте ребенок, цепляясь руками за прутья кроватки, пытается сесть.
Однако торопиться сажать его не нужно: его позвоночник еще не готов к таким нагрузкам и раннее сажание может привести к серьезным нарушениям осанки. Если же у ребенка есть специальное кресло или рюкзак, нужно обеспечить его спине прочную опору. А если вам очень хочется, чтобы он быстрее развивался, лучше стимулируйте его желание ползать.
В течение первых месяцев жизни малыш учится использовать руки и ноги, чтобы продвигаться вперед. При этом он елозит животом по полу или столу для пеленания. В самом начале движения ребенка беспорядочны, он может переставлять ноги и руки как попало. Позже он вытягивает руки вперед, одновременно отталкиваясь от пола ногами. Затем он начинает опираться всем телом на руки, а ногами начинает «загребать». Этот вид движений называют гомологическими: так в природе двигаются лягушки.
Малыш может двигаться и следующим образом: вытягивать вперед правую руку и правую ногу и одновременно отталкиваться противоположными рукой и ногой. Затем ребенок вытягивает левую руку и левую ногу и отталкивается правыми конечностями. Такие движения носят название гомолатеральных.
Здоровый ребенок быстро проходит эти стадии движений и переходит к следующей, называемой перекрестной. При этом наиболее характерном для человека виде движений ребенок продвигается, толкая тело вперед левой ногой и правой рукой, одновременно подтягивая правую ногу и левую руку, чтобы перенести точку опоры на них и подготовиться к следующему двигательному акту.
Ребенку будет интереснее ползать, если разложить его игрушки так, чтобы он мог хорошо их видеть, но не смог достать рукой. При этом нужно время от времени увеличивать дистанцию с учетом успехов в ползании. Когда малыш в очередной раз доберется до цели, похвалите его и позвольте поиграть «добычей».
Но больше всего детям нравится ползать вслед за мамой. У маленького ребенка есть два заветных желания: быть рядом с вами и изучать окружающий мир, пользуясь новым способом перемещения. Малыш, который не умеет ходить, потому что не способен держать тело вертикально, живет в горизонтальном мире. Попробуйте ненадолго перейти на его уровень, поиграйте вместе с ним на полу. Разумеется, обстановка для игры должна быть максимально безопасной, а пол – чистым, ровным и теплым. Но главное – это ваше отношение к ползанию, ведь реакция малыша на это занятие будет точной копией ваших эмоций.
Так, если вы привыкли относиться к полу, как к месту странному и даже враждебному для малыша, он тоже будет копировать ваши эмоции. Кроме того, если ребенок поймет, что, находясь на полу, он оказывается в одиночестве, пол у него будет ассоциироваться с дискомфортом и изоляцией. Для маленького ребенка мама – это любовь, тепло, питание, защита, счастье и источник новой информации, поэтому если ваш малыш находится на полу, вы должны быть рядом.
Ежедневная гимнастика и массаж теперь продолжаются несколько дольше – до 30 минут. Очень важно, чтобы во время занятий малыш сохранял радостное и бодрое настроение и с удовольствием выполнял новые более сложные движения. В связи с этим такие упражнения, как «бокс», скрещивание рук, разгибание и сгибание ног, желательно сопровождать ритмичным счетом. Можно также проводить занятия под ритмичную, но негромкую музыку.
Основными целями занятий с ребенком 4–6 месяцев являются:
– окончательная нормализация тонуса мышц ног; – воспитание опорной реакции стоп; – обучение малыша удержанию предметов; – развитие ритмичности движений. Для этого нужно использовать: – ритмичный счет и ласковое общение во время занятий; – активные рефлекторные упражнения, основанные на стремлении ребенка сесть; – пассивные упражнения; – соответствующие возрасту игрушки; – плавание; – массаж с использованием более интенсивных приемов.
Массажные приемы, предназначенные для данного возраста, усложняются, а сама процедура становится более продолжительной. Помимо поглаживания и растираний, вводится разминание – самые «нежные» его варианты: продольное разминание и валяние. Последний прием нужно выполнять обращенными друг к другу ладонями: массируемая мышца при этом помещается между ними. Продольное разминание производится одной рукой, в то время как другая должна поддерживать конечность ребенка. Массажные движения должны быть ритмичными, мягкими и выполняются в среднем темпе. Старайтесь избегать ущемления кожи между пальцами и резких рывков.
Для повышения тонуса мышечной ткани применяют стимулирующие приемы – пощипывание и поколачивание, которые нужно выполнять легко, ритмично и быстро. Но не забывайте о том, что любой массаж должен начинаться и заканчиваться поглаживаниями, которые можно выполнять и между прочими массажными приемами.
Комплекс 3
1. Массаж рук: – поглаживание (по 3–4 раза); – кольцевые растирания (по 3–4 раза); – поглаживание (по 2–3 раза).
2. Скрещивание рук (6–8 раз).
3. Массаж ног: – поглаживание (по 2–3 раза); – кольцевые растирания (по 3–4 раза); – продольное разминание или валяние (по 2–3 раза); – поглаживание (по 2–3 раза).
4. «Скользящие шаги» (по 5–6 раз).
5. Разгибание и сгибание ног (5–6 раз).
6. Повороты на живот (по 2–3 раза в каждую сторону).
7. Массаж ягодиц и спины: – поглаживание по всей поверхности (2–3 раза); – растирание или пиление по всей поверхности (2–3 раза); – поглаживание по всей поверхности (2–3 раза); – разминание длинных мышц спины (5–6 раз); – разминание мышц ягодиц (по 5–6 раз); – пощипывание или поколачивание ягодичных мышц; – поглаживание (2–3 раза).
8. «Парение» на животе (1 раз в течение нескольких секунд).
9. Массаж живота: – поглаживания (встречное, круговое и косых мышц живота – по 2–3 раза); – растирание кончиками пальцев по всей поверхности (2–3 раза); – пиление прямых мышц живота (2–3 раза); – пощипывание пупочной области; – все приемы поглаживания (по 2–3 раза).
10. Приседание с прогибом позвоночника (1 раз).
11. Рефлекторные упражнения и массаж стоп: – поглаживание (по 2–3 раза); – растирание (по 5–6 раз); – поколачивание; – поглаживание (по 2–3 раза); – разгибание и сгибание стоп (по 5–6 раз).
15. Круговые движения руками или упражнение «бокс» (5–6 раз).
16. Ползание.
1. Массаж рук
3–4 раза выполните поглаживание всей руки, после этого 3–4 кольцевых растирания и снова поглаживание (см. комплекс 2, упражнение 1). Если тонус мышц после 4 месяцев уравновешен, а ладонь ребенка хорошо раскрывается, массаж рук можно уже не делать. 2. Скрещивание рук на груди
Описание данного упражнения дано в комплексе 2, упражнение 2. В возрасте 3–6 месяцев ребенок должен хорошо держаться за ваши пальцы, так что во время выполнения упражнения придерживать его кисть не обязательно. Темп движений можно менять от медленного к быстрому, затем опять к медленному. Сопровождайте упражнение ритмичным счетом. 3. Массаж ног
Выполните поглаживание по всей длине ноги, затем переходите к кольцевому растиранию по наружной поверхности ног (см. комплекс 2, упражнение 3). Новый прием – разминание (продольное разминание и валяние). Валяние выполняйте следующим образом: голень ребенка поместите между своими ладонями так, чтобы одна рука оказалась на задней поверхности голени, а другая – на наружной. Обеими ладонями одновременно совершайте круговые энергичные движения, направленные в противоположные стороны, воздействуя на мышцы. Постепенно продвигайтесь в сторону бедра, затем обратно. Этот прием нужно выполнить 2–3 раза (рис. 27). При продольном разминании нужно положить ногу ребенка себе на ладонь, поддерживая ее за нижнюю часть голени. Другой рукой обхватите мышцы наружной части голени и, смещая их по направлению к большому пальцу, выполняйте одновременно круговые и поступательные движения, как при замесе теста (рис. 28). Размяв мышцы наружной части голени и бедра, возвращайтесь назад, к стопе. Этот прием нужно выполнить 2–3 раза в обе стороны. Завершите массаж общим поглаживанием ног ребенка.
Рис. 27. Валяние
Рис. 28. Продольное разминание
4. «Скользящие шаги»
Данное упражнение описано в комплексе 2, упражнение 4. К 4–6 месяцам движения ног малыша практически свободны, так как мышечный тонус уже хорошо уравновешен. «Шаги» делайте сначала в медленном темпе, затем ускоряйтесь, а в конце упражнения замедляйте движения. Упражнение лучше выполнять с ритмичным счетом. 5. Разгибание и сгибание ног
Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Возьмите их за верхнюю часть голеней так, чтобы ваши большие пальцы оказались на внутренней их поверхности, а остальные обхватили наружную и заднюю поверхности голеней. Одновременно согните обе ноги ребенка, разводя колени и слегка надавливая на живот. После этого медленно разогните их. Упражнение повторите 5–6 раз с ритмичным счетом. Если малыш сопротивляется сгибанию ног, нужно сначала слегка погладить область под коленями, тогда движение сделать будет легче. Если, напротив, ребенок не желает разгибать ноги, движение нужно выполнить с легким потряхиванием, тогда разогнуть ноги будет проще. 6. Повороты на живот
В 5-месячном возрасте малыш уже может перевернуться на живот самостоятельно и поддержка за руку ему не требуется, поэтому положите яркую игрушку с той стороны, в которую он должен повернуться и попросите его это сделать, сказав: «Повернись на живот!». Слова следует подкрепить легким поворотом таза и ног малыша в нужную сторону (рис. 29).
Рис. 29. Поворот на живот 7. Массаж ягодиц и спины
Массаж начните с 2–3 поглаживаний по всей поверхности спины и ягодиц. Затем выполните растирание тыльной стороной слегка согнутых пальцев или их подушечками (см. комплекс 2, упражнение 6). К уже знакомым приемам можно добавить пиление. Его нужно выполнять ребром одной или обеих ладоней. Если задействованы обе руки, располагайте на расстоянии 1–2 см друг от друга. Движения производите в противоположных направлениях, постепенно продвигаясь вдоль всей спины (рис. 30). Разминание проводите в виде накатывания или сдвигания. Суть этих движений заключается в смещении мягких тканей и их полукружном сдавливании (рис. 31). Между растиранием, пилением и разминанием не забудьте выполнить поглаживание.
Рис. 30. Пиление на спине
Рис. 31. Разминание спинных мышц
Когда спина малыша станет розовой, можно переходить к растиранию ягодиц. Затем их нужно хорошо размять (рис. 32). Поколачивание ягодиц проводите тыльной стороной согнутых пальцев (рис. 33).
Рис. 32. Разминание ягодиц
Рис. 33. Поколачивание ягодиц
Движения должны быть ритмичными, легкими и быстрыми. Однако этот прием нельзя проводить в области поясницы (область проекции почек). Поколачивание можно заменить пощипыванием (рис. 34) или рублением (рис. 35), а завершить массаж следует поглаживанием.
Рис. 34. Пощипывание ягодиц
Рис. 35. Рубление ягодиц 8. «Парение» на животе
Исходное положение: ребенок лежит на животе ногами к вам. Подложите ладони под его живот так, чтобы ваши мизинцы соприкоснулись, а большие пальцы расположите на уровне нижних ребер. Придерживая малыша под живот, приподнимите его над столом так, чтобы он оказался в горизонтальном положении. При этом ногами ребенок должен опираться в вашу грудь, а его тело – образовывать дугу. Мышцы ягодиц и спины напряжены, голова приподнята (рис. 36). Данное упражнение основано на врожденных рефлексах положения и является отличной тренировкой для вестибулярного аппарата и задних мышц всего тела.
Рис. 36. «Парение» на животе 9. Массаж живота Сначала выполните поглаживания: круговое, встречное и косых мышц живота. После этого разотрите живот подушечками пальцев (см. комплекс 2, упражнение 9): сначала круговое растирание, затем растирание прямых мышц живота. После этого можно добавить пощипывание вокруг пупка для профилактики пупочной грыжи и укрепления тканей пупочного кольца (рис. 37). По завершении массажа живота не забудьте сделать поглаживание, стараясь при этом не надавливать сильно на живот малыша.
Рис. 37. Пощипывания вокруг пупка
10. Приседание с прогибанием позвоночника
Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите большие пальцы своих рук в его ладони, а остальными обхватите его кисти. Затем разведите руки малыша в стороны и выпрямите их. После этого легко потяните ребенка за руки со словами «Сядь» или «Присядем», побуждая его приподнять верхнюю часть туловища и голову и постепенно доводя положение тела до сидячего (рис. 38). Переложите руки ребенка в одну руку, соединив их спереди и вверху. В этом положении средним и указательным пальцами свободной руки проведите по спине малыша снизу вверх вдоль позвоночника. При этом он должен разогнуть ее (рис. 39). Это упражнение нужно выполнить 1–2 раза, а затем бережно опустить ребенка на стол, поддерживая его голову рукой. Это активное упражнение основано на стремлении малыша сесть и врожденном кожно-спинном рефлексе. В начале упражнения задействованы мышцы брюшного пресса и передней поверхности шеи, а в конце – спинные мышцы. Кроме того, это очень хорошая подготовка к будущему самостоятельному сидению.
Рис. 38. Приседание
Рис. 39. Приседание с прогибанием позвоночника
11. Рефлекторные упражнения и массаж стоп
Выполните поглаживание и растирание стоп ребенка (см. комплекс 2, упражнения 11 и 12). Затем, надавливая на основание пальцев и растирая наружный край стопы, вызовите рефлекторное разгибание и сгибание стоп малыша. Массаж завершите легкими поколачиваниями по его подошвам и поглаживанием.
12. Подтанцовывание
Исходное положение: возьмите ребенка под мышки и «поставьте» спиной или лицом к себе. Это упражнение – вариант рефлекторной «ходьбы». Дело в том, что шаговый рефлекс к 4-месячному возрасту, как правило, угасает, но при опоре стоп о твердую поверхность ребенок начинает «танцевать» на месте. Во время выполнения данного упражнения следите за тем, чтобы малыш не вставал на цыпочки: так вы воспитаете у него хорошую опорную реакцию. 13. Массаж груди
2–3 раза выполните поглаживание верхней половины груди. После этого выполните вибрационный массаж всей грудной клетки (см. комплекс 2, упражнение 14). Затем 2–3 раза погладьте ребенка по межреберным промежуткам. 14. «Парение» на спине
Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Подложите руки под спину ребенка и обхватите его туловище так, чтобы ваши кисти оказались на уровне нижних ребер и обхватывали его тело за заднюю и боковые поверхности грудной клетки. Поднимите малыша горизонтально. В ответ на это ребенок должен наклонить голову вперед и напрячь мышцы передней части тела (рис. 40).
Рис. 40. «Парение» на спине
Если малыш упорно запрокидывает головку назад, упражнение выполнять не следует: ребенок к нему еще не готов. Подержите для начала ребенка в полувертикальном положении, с каждым разом уменьшая угол наклона.
15. Круговые движения руками или упражнение «бокс»
Упражнение для рук, напоминающее удары боксера (см. комплекс 2, упражнение 15), теперь можно усложнить, вложив в руки ребенка кольца или погремушки. Все движения при этом выполняйте, изменяя темп и ритмично при этом считая. При круговом движении руками исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите большие пальцы в ладони малыша, после чего медленным и плавным движением разведите его руки в стороны, затем поднимите к голове, после чего опустите вниз и вперед. Упражнение повторите 4–6 раз, ритмично считая. Затем нужно выполнить движение руками в противоположном направлении: сначала вперед, затем вверх к голове и в заключение вниз и в стороны. Эти движения нужно повторить в медленном темпе также 4–6 раз. Круговое движение руками – пассивное упражнение, достаточно сложное для мышц плечевого пояса и рук. Фактически это пассивная комбинация всех возможных движений плечевого сустава, поэтому выполнять это упражнение можно лишь после того, как малыш хорошо освоит скрещивание рук и упражнение «бокс». 16. Ползание
Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Обхватите их за нижние части голеней, после чего согните и разогните их, выполняя движения, похожие на движения лягушки. После нескольких пассивных движений задержите ноги ребенка в положении с разведенными бедрами и предоставьте ему возможность оттолкнуться самостоятельно. В результате толчка малыш должен продвинуться вперед. После этого снова нужно согнуть его ноги, стимулируя следующее движение. В качестве дополнительного стимула можно использовать игрушку, поместив ее на некотором расстоянии от ребенка, чтобы ему было интереснее ползти.
http://video.yandex.ru/#search?id=32734451-06-12&where=all&text=гимнастика и массаж для 4 месячных детей
Из рожениц в родильницы... Эти два слова так похожи, так близки по звучанию, но какая пропасть между ними- когда из девушки, которая еще пару дней назад шла по улице в легком платье, подчеркивающем округлый беременный животик, беззаботно лакомясь мороженым в вафельном рожке, получается.. мать.. В самом глубоком и древнем смысле этого слова...
Насколько отличаются женщины "до" и "после" родильного зала.. Особенно, если ребенок первый..
Вчерашние легкие, беззаботные создания сегодня тихонько идут по роддомовскому коридору.. Здесь свой дресскод, всем известные пестрые казенные халатики на завязках, иногда довольно потрепанные и выцветшие, но зато стерильные рубашки... здесь свои правила, свой режим и особая атмосфера..
Свет из окна в конце коридора отражается в линолеуме блеклыми пятнами, тут и там раздается младенческий плач.. Тут и там соседки по счастью... Хотя счастье это зачастую достается очень трудно.. часто с самых первых дней минувших 9 месяцев пребывания в ожидании..
Теперь у кого-то ноги в бинтах, кто-то кушает стоя, у некоторых лица с полопавшимися капиллярами, у кого-то на руках синяки от капельниц... Тянущая боль в мышцах пресса напоминает о труде, который им пришлось выполнить, чтобы помочь ребенку увидеть свет.. медленные шаги.. Какие слабые эти женщины и одновременно насколько они сильны! Кого-то медсестра ведет под руку- первый променад после "битвы" в родилке.. Кто-то уже довольно резво бегает, но по делу и не покидая на долго своего временного гнезда, где в прозрачной квадратной каталке мирно спит самое дорогое и ценное... Сбегать, пока не проснулся.. Чей плачет? Мой? Пока трудно отличить по голосу, но этому быстро учишься..
Ни следа от вчерашней беззаботности.. роддом для женщины как армия для мужчины.. Выйдя оттуда, ты уже никогда не будешь прежней.. В эти несколько дней так сильно меняется всё- осознание себя, мира, людей вокруг, вот этого маленького пыхтящего комочка, который так зависим от тебя..
В каждой келье этого дома, где рождаются люди, каждую минуту происходит нечто важное- каждая мама знакомится со своим малышом, рассматривает каждую его черту, каждый пальчик, каждую морщинку.. Впервые вдыхает сладкий запах своего ребенка, впервые просыпается от ночного плача, впервые пытается понять, впервые в сумерках смотрит в глаза своему маленькому произведению и удивляется этому глубокому, такому разумному взгляду своего чада.. так как будто он смотрит из вечности.. Так, как будто он знает и понимает гораздо больше, чем может сказать..
И эти минуты так интимны.. эти мгновения очень личные.. кажется, на всем белом свете только ты и это маленькое чудо.. даже если в палате кроме вас двоих еще пять таких же мамочек...
Какие мелочи и как они важны, как они запоминаются, как сильно меняют...
Сколько труда, сколько боли, сколько перемен приходится пережить, чтобы на свет явился новый человек... И конечно, роддом это только начало...
А через несколько дней они подкрасят глаза, с облегчением сменят роддомовскую робу на привычную одежду, и вернутся к своим близким, с гордостью держа в руках кружевные конверты с голубыми или розовыми лентами, и начнется новая жизнь, полная любви, открытий, нового опыта, трудностей, переживаний, счастливых и тревожных моментов...
И несмотря на то что это вовсе не легко, всё-таки оно того стоит...