Всеми любимые нормы. Моторика
Психология или про воспитаниеМоторика и двигательные навыки.
В развитии этих навыков очень важную роль играет тренировка, именно обучение и тренировка дают видимый результат, который можно зафиксировать. Но говоря о нормах мы говорим о норме с точки зрения отдельно взятого человека, ребенка, о его внутреннем состоянии, а не о нормах проживания в социуме. Поэтому в этом блоке речь пойдёт о том, в каком возрасте в норме ребенок функционально (нейрофизиологически) готов к освоению того или иного навыка. Указанные здесь интервалы это время когда начинается то или иное действие, освоение навыка, т.е. от 4 до 5 месяцев в норме начнутся произвольные движения торсом.
на момент рождения - симметричные врождённые рефлексы (списки и методики проверки и нормы угасания вы можете в изобилии найти в сети). Единственное, что хочу отметить - состояние ребенка оценивается в комплексе, по результату общего обследования рефлексов и если один рефлекс не выражен, смазан или отсутствует это не должно рассматриваться как отдельная проблема, это только единичный показатель для вычисления общей суммы.
до 1 мес - полупроизвольные движения мимическими лицевыми мышцами (ребенок «корчит моськи»)
от 1 до 3 мес - произвольные движения руками крупномоторные (взмахивает, опускает-поднимает, попадает руками по предметам висящим над ним на мобиле или детском коврике) и мелкомоторные (сжимает и разжимает кулаки), приподнимает голову лежа на спине, опирается на руки лежа на животе.
от 2 до 4 мес - произвольные движения ногами, свободные и уверенные произвольные повороты головы в положении лёжа или полулёжа, лежа на животе тянется одной рукой к предмету, удерживая вес на второй руке и мышцах торса, спины. Тактильные исследования, ощупывание предметов руками, захватывает и удерживает предметы, уверенно попадает рукой или предметом находящимся в ней в свой рот.
от 3 до 5 мес - удерживает голову при вертикальном положении тела, извиваясь, делая «плавательные» движения может передвигаться по горизонтальной поверхности (именно так дети, которые даже не переворачиваются пока что, падают с диванов - на «червячной передаче» =)) так что родители, будьте внимательны), переворачивается на бок.
от 4 до 5 мес - произвольные движения торсом (повороты, сгибания, раскачивания), переворачивается в одну или другую сторону (чаще со спины на живот, но может быть и наоборот), в положении полулежа пытается садиться за счёт мышц пресса. Сложные протестные движения (отодвигаться, отворачиваться, защищаться руками, толкаться, произвольно удерживать предмет когда взрослый пытается отобрать его и т.п.)
от 5 до 7 мес - попытки ползанья на животе, уверенные повороты и наклоны в любом направлении, начинается манипулирование предметами. Развивается навык жевания и глотания полужидкой пищи (или маленьких кусочков твёрдой)
до 8 мес - становление на четвереньки, раскачивание, удержание равновесия при одной поднятой конечности. Манипулирование одновременно двумя предметами зажатыми в обоих руках. Грубое совмещение предметов (т.е. перекладывание, пересыпание мелких предметов в крупную ёмкомть, ударение предметами друг о друга и т.п., а не собирание пирамидок и сортеров!)
до 10 мес - ползанье (возможно сначала задом) и вставание около опоры (может развиться в любом порядке - сначала ползать потом стоять или наоборот), умение сползать задом наперёд с возвышающейся поверхности (с дивана, ступеньки, пуфа). Усложнение мелкой моторики - берёт предметы пальчиками, а не горстью. Координирует крупную моторику по просьбе взрослого («дай мне мячик», «дай ручку», «где глазик?», «иди ко мне», «повернись сюда» и т.п.).
до 12 мес - ходит, держась двумя руками за опору или за руки взрослого, садиться из положения стоя, встаёт из положения сидя на корточках. Может совместить два и более предмета близких по форме (вот тут как раз время пирамидок, стаканчиков и сортеров). Начинает демонстрировать предпочтение левой или правой стороне (это пишу для интерес, т.к. это не диагностический критерий - есть амбидекстры, они никаких предпочтений не демонстрируют). Пьет жидкость из чашки, или с ложки (тут суть не в умении держать чашку, а в специфическом управлении лицевыми мышцами и мышцами ротовой полости).
до 14 мес - ходит самостоятельно, без поддержки. Откусывает, жуёт и глотает твёрдую пищу.
до 1,5 лет - наклоняется и выпрямляется в положении стоя.
до 2-х лет - пятится назад, целенаправленно поподает по предмету ногой, поднимается по лестнице, строит башню из 2-х кубиков. Чиркает на листе бумаги.
до 3-х лет - бросает предметы вверх, берёт мелкие предметы (крошки, бисеринки, песчинки) кончиками большого и указательного пальцев,
до 3,5 лет - стоит на одной ноге, прыгает на двух ногах, произвольно ходит на носочках. Повторяет простейшие рисунки (геометрические фигуры) с образца, строит башню из 6-8 кубиков.
до 6 лет - прыгает на одной ноге, ловит брошенный ему предмет, произвольно ходит на пятках. Копирует сложные рисунки, буквы (при копировании может делать зеркальное отображение, это норма до 8 лет)
до 7 лет - полностью владеет мелкой моторикой, может выполнять сложные движения (завязывание шнурков, игра на клавишном или струнном инструменте, заплетание кос, штопка и т.п.) и так же полностью владеет крупной моторикой (может произвольно выполнить или прекратить любое движение, поддерживать позу, в т.ч. и сложные танцевальные или спортивные движения)
Несколько замечаний:
Умея переворачиваться в одну сторону ребенок вполне может не уметь переворачиваться в другую, так же как он может не уметь садиться через бок до того как не научится ползать или даже ходить. Отсутствие этих навыков не диагностический критерий.
Не смотря на то, что в старых нормативах вы можете видеть, что «в 6 месяцев удерживает позу сидя, если его посадить» никогда так не делайте, плюньте каку. Сажать ребенка в положение сидя (спина вертикально относительно линии горизонта, позвоночник и бёдра расположены под углом 80-100°,) нельзя до тех пор, пока он не сядет (или уверенно не поползёт, или не начнёт вставать у опоры) сам. Не подтягиваясь за ваш пальчик поднимет торс, а по-настоящему самостоятельно сядет (встанет) из положения лёжа. Оптимальный угол спинки сидения до этого - 45-55°. А ещё лучше шезлонг, в котором нет спинки и сидения, и нет углов =)
И сажать ребенка, который только недавно освоил «вертикальные навыки» можно только тогда, когда у него будет возможность самостоятельно поменять позу на более легкую, если он устанет. Т.е. поднимать спинку коляски на 80° и ехать на часовую прогулку по парку не стоит даже ели ребенок уже сам сидит.
Нельзя не добавить - детские автокресла ребенку спину не портят. Да, там угол между позвоночником и бедрами есть и он примерно 90° но а) это не угол, карситы групп 0-1 имеют скругление и у сидящего в нём ребенка нет чёткого схождения двух прямых векторов в крестце, вес распределяется более равномерно по позвоночнику и б) правильно установленный карсит даёт спине угол относительно горизонта как раз те самые 45-55° не создавая излишнего давления. Так что да, в условиях экономии средств можно не покупать шезлонг пользуясь дома вместо него правильным карситом. О том, что выбирать автомобильное сидение нужно ответственно, надеюсь говорить не надо =)
Увлекаться провокацией рефлекса опоры, шагового рефлекса у «лежачих» детей не рекомендуется. Немного поиграть - пожалуйста, целенаправленно тренировать ребенка, развивать и усиливать эти рефлексы - не надо.
Преждевременное, спровоцированное взрослыми хождение (когда еле держащийся на ножках малыш ходит подвешенный родителями за руки) тоже зело не полезно. Причём не только для позвоночника, костей и связок нижних конечностей, но и для развития функций ВНД, и для развития характера ребенка, и его отношений со взрослыми.
То есть поиграть, позабавиться, развлечь малыша и себя - пожалуйста. Но делать такой вид передвижений частым или тем более основным - не надо. Ребенок должен осваивать этот навык сам. В том, что до уверенной ходьбы ребенок будет гулять в коляске нет ничего дурного и в ползании по дому на четвереньках - тоже. Возможно это не так удобно родителям или не так интересно, или не так круто, но всё это не поводы форсировать естественное развитие малыша.