Всеми любимые нормы. Общение и социализация
Психология или про воспитаниеВообще, надо сказать, что нормы в общении и социализации ещё более расплывчаты, чем в прочих функциях. Ведь есть разные психотипы и врождённые структуры, во многом определяющие личность от крайнего экстраверта до крайнего интроверта. И нормальный интроверт очень сильно отличается в поведении от нормального экстраверта.И оба при этом совершенно нормальны. Но всё-таки есть и патология, когда замкнутость на себя это уже аутичный спектр, например, а не норма или наоборот энергия направленная вовне это уже не экстравертность, а гипервозбудимость или тахилалия. Ну а раз есть патология, то можно определить и динамические нормы. Тем и займёмся.
В первый год все дети развиваются довольно похоже, потом диапазоны норм становятся довольно широкими в силу того что дети очень разные =)
до 2,5 мес - комплекс оживления (позитивная возбуждённая реакция, оживление мимики и движений рук) при появлении одного «основного» взрослого и\или еды.
до 4 мес - узнавание и различение основного взрослого и других хорошо знакомых людей.
до 6 мес - узнавание основных эмоциональных реакций взрослых (как минимум одного «основного»), реагирование на них.
Интерес к общению (как минимум наблюдению) с «не основными» взрослыми, другими детьми в семье, самостоятельные попытки установить контакт с некоторыми из них.
от 7 до 11 мес - появление первых самостоятельных страхов (не спровоцированных обстоятельствами) - страх расставания, потери. Вообще этот критерий не очень точный, т.к. у ребенка этого страха может быть не видно в силу разных причин (он не ярко выражен, ребенку удалось побороть его так быстро, что родители и не заметили, он проявляется не типичным образом и т.п.) Я написала о нём чисто для общей картины. Специалисты ориентируются на этот критерий только при диагностике детей с явными отклонениями в развитии, что б отследить развитие эмоционально-волевой сферы. Родителем нормально развивающихся детей пытаться обнаружить был там этот страх или нет - не актуально. Просто имейте в виду, что если ваш спокойный и приветливый малыш вдруг начал бояться чужих - с ним ничего не случилось, кроме того что он немного подрос =) Если не начал - это тоже нормально и никаких выводов из этого не следует.
с 1,5 до 3 лет - обогащение мимики произвольными выражениями (т.е. сознательно вызванными или утрированными, а не рефлекторными), мимика становится средством общения и произвольной передачи информации (ребенок может улыбнуться на камеру по просьбе взрослого, может специально сделать грустное лицо, нарочито удивлённое и т.п.)
с 3 лет - ребенок всё больше ориентируется на социальное общение, наблюдение за поведением групп, участием в социальной жизни. Насколько выражен этот интерес зависит от структуры психики самого ребенка. Ориентироваться нужно не на сравнение с другими детьми, а на сравнение с ним самим в разные периоды времени.
до 3,5 лет - начинаются ролевые, сюжетные игры, ребенок взаимодействует с игрушками не как с объектами, но как с персонажами, ведёт диалоги с ними и\или за них.
В этом же периоде появляется интерес и стремление участвовать в бытовой жизни семьи, помочь родителям в хозяйственных делах.
от 3,5 до 5,5 - появляются понятия о морали и этике, возникает интерес к изучению морально-этических отношений окружающих, собственные версии и теории поведения, оценки и суждения.
В этом же периоде эмоциональная восприимчивость становится тоньше, появляется истинное, а не подражательное или наученное, сочувствие.
В этом же периоде идёт вторая волна внутренних страхов, не спровоцированных обстоятельствами. Отсутствие таковых, так же как в первой волне, не является самостоятельным диагностическим критерием, по тем же причинам, о которых говорилось выше. Это просто информация «родителям на заметку» - в этом возрасте повышается внутренняя тревожность, что выражается в страхах, объекты страхов могут быть выбраны просто случайно или даже быть фантазийными.
до 4 лет - ребенок должен уметь играть я другими детьми. Насколько ему это интересно и во что конкретно играть - это индивидуальный вопрос, но даже крайнему интроверту интересен контакт с другими детьми и к этому возрасту он уже должен уметь его налаживать. Если ребенок в 4 года совсем не интересуется детьми и\или никак не умеет с ними контактировать - это не норма.
от 4 до 6 - возрастание интереса к общению с посторонними взрослыми - друзьями семьи, не живущими с ребенком родственниками и т.п. Это не диагностический критерий, а просто закономерность, т.е. если возрастания такого интереса нет это не связывается ни с каким дефектом или отклонением и не является частью какой-то симптоматики.
от 6 до 8 - повышение интереса к социальным статусам окружающих, своей семьи, себя самого. Статус в обществе приобретает более весомое значение.
Несколько рекомендаций по развитию сферы общения и социализации.
Повторюсь, но всё же - в первые годы важнейший фактор развития всего это адекватный эмоциональный контакт с близкими. В т.ч. выраженный тактильно. Вообще важность тактильного контакта остаётся очень высокой в течении всего периода детства.
Из типичных ошибок, которые делают родители маленьких (до 4 лет) детей:
Не надо заставлять маленького ребенка делиться игрушками. Сначала ребенок должен научиться обладать, а уже потом делится. Тогда он будет это делать добровольно, а не по соц.принуждению. И это навык на всю жизнь.
В вопросе встать ли на защиту интересов ребенка в конфликте или предоставить ему разбираться самому всегда выбирайте первое. Ребенок учится через подражание, вставая на его защиту и за него решая конфликт с другим ребенком вы а) показываете ему как надо и б) даёте ему чувство безопасности, защищённости и доверия.
Не надо заставлять ребенка извиняться. Учить правилам вежливости - да, но заставлять извиняться в качестве повинности за проступок, в качестве акта, после которого закончится наказание - нет.
До 3-х лет, точнее до того как ребенок не пройдёт кризис 3-х лет, дети не нуждаются в социализации. В компании для игр - да, особенно если это единственный ребенок в семье, и вообще общение само по себе никому не вредит. Но именно социализация ребенку не нужна.
После 3-х наоборот - нужна очень даже. И в первую очередь ребенку нужна возможность регулярно общаться со сверстниками в детском коллективе (желательно одном и том же) без присутствия родителя. С возрастом эта потребность возрастает. В какой форме - детский сад, группы временного пребывания, центры развития, спортивные секции или коллективы мам поочерёдно сидящие с детьми друг друга - не важно. Важен факт построения взаимоотношений в социуме без влияния родителя, а просто присутствие рядом это само по себе уже сильное влияние.
Образование это прекрасно, но крайне не желательно отдавать ребенка в первый класс в школу, где основная масса учеников заметно выше него по финансовому положению или социальному статусу своих семей. В более старшем возрасте можно, но не в 6-8 лет. Это риск сильно испортить самооценку человека, не говоря уже об отношении к учёбе и успехах в ней.
На протяжении всего детства и подросткового возраста человек нуждается в том, что бы родители выражали ему свои чувства - любовь, приязнь, заботу - непосредственно (через контакт, прикосновения, слова, совместную деятельность и игры), а не опосредованно (через чистое бельё, вкусную еду, фирменные вещи, дорогое обучение и развлечения). К сожалению, многие родители об этом забывают.
Все отсюда