Как повысить самооценку ребенка

а у нас наказаний нет вообще ни я ни муж никогда не придумывали там углы или ступеньки где дети сидят за что то, я считаю это унижением для человека
18.08.2014
КАК ПОВЫСИТЬ САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА? Советы психолога   На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.   Самооценка ребенка. Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.    РЕБЕНОК С ЗАВЫШЕННОЙ САМООЦЕНКОЙ может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.   Если САМООЦЕНКА РЕБЕНКА ЗАНИЖЕНА , скорее всего, он тревожен, не уверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.   Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".   ПРИ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКЕ ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.   ► ЕСЛИ ХВАЛИТЬ, ТО ПРАВИЛЬНО   Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: "Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми...". Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.   Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги "Нестандартный ребенок" считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:    1. За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным. 2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав. 3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка. 4. Нельзя хвалить из жалости. 5. Из желания понравиться.   ► ПОХВАЛА И ПООЩРЕНИЕ : ЗА ЧТО?   1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию. 2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок. 3. Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.   Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: "Ничего из тебя никогда не выйдет!", "Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)" — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.   ►ПРИЕМЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА:   1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого. 2. Попросите о помощи как у равного или старшего. 3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным... от ребенка!   Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты. И особенно с подростком, в отношениях "мать-сын" — если хотите воспитать настоящего мужчину.   ► НАКАЗАНИЯ : ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ   Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.   1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.   2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой "профилактики".   3. За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.   4. Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.    5. Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!   6. Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.   7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.   8. Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах". Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно виноватого".    9. Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.   ПРИЕМЫ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ЗАВЫШЕННОЙ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА:  1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.  2. Спокойно относиться к критике, без агрессии. 3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.    ►НЕ НАКАЗЫВАЕМ:    1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет. 2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы. 3. Сразу после душевной или физической травмы.  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается. 5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.  6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам...  7. Самооценка ребенка.   ДЛЯ РАЗВИТИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У РЕБЕНКА   ✔Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным. ✔Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. ✔Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными. ✔Поощряйте в ребенке инициативу. ✔Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки". Или: "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!". ✔Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).  ✔Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.  ✔Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества. ✔Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.  ✔Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.   ИГРЫ И ТЕСТЫ   Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.    ✔Тест "Лесенка" ("Десять ступенек")    Этот тест используют с 3 лет. Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить. А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы. Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка. Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная). А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена. Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.   ✔"Имя" (Н.В. Клюева, Н.В. Касаткина) Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка. Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.   ✔"Проигрывание ситуаций" (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина) Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций: Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться. Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату). Как ты поделишь их? Почему? Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.) Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками. Я в вас верю!
02.10.2013
Одна знакомая всегда своему сыну (10 лет) говорит что он тупой,нет мозгов,туго думает и т.п.,я считаю этого просто думать даже нельзя!!!Он и так замкнутый,хотя сама она в садике работает. На ее примере я конечно же веду себя совсем противоположно со своими детьми,всегда хвалю за хорошие поступки и разбираем с дочкой по полочкам какие-либо проблемы,всегда говорю что люблю ее,много разговариваем на разные темы. Нужно чтобы ребенок чувствовал себя уверенным в себе дома,чтобы знал что всегда его поймут и поддержат родные и он всегда будет уверен в себе. Я так думаю.
01.10.2013
Согласна.
02.10.2013
я тоже об этом задумывалась... так как тоже в детстве мне не доставало родительской любви и приятия и как результат - очень низкая самооценка (сейчас уже "наверстала" конечно :).Тоже часто задумываюсь об этом и хочу чтобы у дочки все было с этим ОК.Что делаю:1. Учусь принимать ребенка таким какой он есть. Любить ее даже орущую, вредную, кричащую...2. Стараюсь критиковать поступки, а не личность ребенка. (вместо "ты такая сякая что ты наделала" сообщаю "так нельзя, а вот так можно").3. Очень хороший принцип, который помогает не злиться и не агрессировать на ребенка в сложных ситуациях (это ведь все действует на самооценку ребенка) - руководствоваться принципом "ребенок обязательно вел бы себя хорошо, если бы мог".4. Основной принцип - не осуждать ребенка даже за плохие поступки. Учить, воспитывать, направлять, но не осуждать, ни вслух, ни про себя (этому надо учиться... В один год - это делать легко... Но чем старше ребенок - тем он сложнее, и тем сложнее следовать этому принципу).5. Ну и конечно хвалить и восхищаться. Ну и еще - столкнулась с этим на своем опыте.Часто бывает, что когда действуешь по схеме "мои родители вот это делали неправильно, а я вот не хочу этого своему ребенку и буду делать все не так" - есть риск впасть в другую крайность. И тоже все напортить! (ну например - в вашей ситуации - залюбить до смерти и этим разбаловать ребенка... или сделать зависимым от положительной оценки взрослого... ну или... список можно продолжать еще долго).В моей ситуации, например, так и случилось. Я настолько хотела сделать счастливым детство своей дочки, что часто была слишком мягкой там, где нужно было быть потверже (учитывая ее характер, это индивидуально для каждого ребенка). В результате ребенок стал постепенно превращаться в неуправляемого манипулятора.В конце концов я осознала - гармоничная личность - это результат гармоничного воспитания. А гармония - это сочетание различных подходов и тактик. Нужно не бояться быть твердым, но и не забывать о мягкости, иногда нужно настоять на своем, иногда отступить.но не в коем случае не впадать в крайности.
19.09.2013
я стараюсь показать ребенку, что я его буду любить всегда. даже если он сделает что-то плохое. говорю, что он мальчик хороший, а вот поступки у него бывают не очень. и не зацикливаюсь на неудачах. не можешь - давай с мамой
19.09.2013
Читала на бб хорошую статью о разности воспитания мальчиков и девочек. Поищите в Яндекс.А так своего всегда хвалю за хорошие поступки-действия,пусть самые мелкие. Вообще мальчиков,в отличае от девочек нельзя хвалить просто так,как и ругать, обязательно за что-то.Так же даю больше самостоятельности,стараюсь больше доверять ему: хочет пылесосить - пожалуйста,пропылесосил - молодец. Он у меня сам загружает стиральную машинку, посудомойку ( конечно,под моим присмотром), подметает и тд. И всегда хвалю,он у меня молодец,мамин помощник и прочее.Но и наказываю,жёстко и чётко  говорю в чем он не прав и озвучиваю наказание ( не куплю что-то,мультик не включу и тд) Ну и обязательно показывают ему свою любовь: целую перед сном или когда ухожу,обнимаю, глазу спинку,когда засыпает...
18.09.2013
Вот это воспитание - в 2,7 пылесосит и стиралку загружает! Хотя, наверно, так и надо начинать.
21.09.2013
Ну я ж его не заставляю,он сам проявляет интерес. Зачем его отбивать? Сейчас он мне реально помогает,дай Бог,чтобы и дальше так было. Зато будет самостоятельный,а не как некоторые мужчины:-) 
21.09.2013
Это вы правильную позицию заняли!
22.09.2013
Мне кажется, тут поможет безусловное принятие: да, у тебя случаются ошибки/неудачи/непослушание, но я все равно люблю тебя. Так и ребенок научится принимать себя, что убережет его от комплексов в будущем.
18.09.2013
Рассуждалки.. Возраст почемучки