Мой опыт приучения ребенка к порядку
ВоспитаниеРасскажу о моем субъективном опыте. Я никому и ничего не навязываю. Просто расскажу как я вела себя с сыном и организовала процесс хранения и использования книг, пособий, игрушек и т.п.
С подвигло меня написать этот пост то, что не давно я поняла, у Илюши прижилась привычка к порядку.
Конечно, днем бывает, что сын разбрасывает игрушки, но по времени это не долго длится и к вечеру обычно всегда порядок.
От бардака я дурею((( Когда вокруг беспорядок, то я физически плохо себя чувствую. Мне кажется, что и в жизни моей все кувырком. Поэтому всегда стараюсь поддерживать порядок по мере сил и возможностей.
Илюшу мы всегда приучали убирать за собой. Я дала себе установку, что сын рано или поздно на автомате будет все убирать и четко следовала к своей цели. Считаю, что почти любого ребенка можно приучить к порядку, следуя некоторым правилам. Пусть пока у ребенка не получается хорошо убирать, пролитую воду толком не вытер, рассыпанные макароны плохо подмел, но главное чтобы ребенок понимал, что нужно убирать за собой и мама не прислуга при ребенке. Всегда в этом вопросе гнуть свою линию. Когда совсем малыш, то можно через раз просить убрать за собой, после 2 -2,5 лет во всех случаях беспорядка давать тряпку/швабру/пылесос и т.п., чтобы убирал за собой грязь.
С разбросанными игрушками так же, с начала вместе все убирать, потом все реже и реже помогать. Конечно, нужно положительно подкреплять у ребенка такое поведение. Хвалить при "посторонних" людях (которых ребенок не часто видит), какой замечательный у вас помощник, кокой он уже взрослый, что сам убирает за собой и т.д. Подкупать сладким или развлечениями, но не за каждую убранную игрушку сегодня, а проговаривать, что в конце недели, при условии хорошего поведения в вопросе порядка и чистоты, вы обязательно вознаградите ребенка. Постепенно подкуп сладким и т.д. нужно сводить к нулю, чтобы ребенок уже без поощрений привыкал наводить порядок и следить за своими вещами.
Ребенка приучать к порядку нужно не зависимо от условий проживания и вашего места пребывания в данный момент. В гостях, на даче, у бабушек/дедушек нужно всегда просить ребенка убрать за собой. Реже психовать, что ребенок долго, криво/косо сам все убирает и кидаться к нему быстрее помогать или вообще отстранять и начинать самостоятельно все убирать.
Когда Илюша только родился, я совершенно не задумывалась о том где и во что будет играть сын и как все это будет храниться. До 6 месяцев у него был только развивающий коврик, манеж, погремушки и не большая стопка детских книг. К Илюшиному годику мы уже обзавелись большим количеством игрушек, книг и т.п. Поэтому сделали детский уголок в гостиной. Я писала об этом здесь. Потом этот уголок не много трансформировался, мы поставили горку и качели, от которых быстро избавились, т.к. Илюша не впечатлился ими, об этом здесь.
Большинство постов закрыто для друзей, поэтому покажу пару фото.
На этом фото Илюше 1 год 7 месяцев. Я с младенчества приучала сына к порядку)))) Здесь убирает за собой после рисования.
При такой расстановке мебели, которая на наших фото, бардак наставал моментально, т.к. игрушки хранились в Икеевских корзинах, а детские книги просто стопочкой лежали на комоде и прикроватной тумбочке, потому что их было не много.
Огромнейшее значение в поддержании ребенком порядка дома имеет то, что у каждой вещи должно быть свое место. Поэтому дальше расскажу как мне удалось добиться моментального реагирования ребенка на призыв к порядку, в котором не мало важную роль сыграла организация пространства для хранения детских вещей.
Я с мужем и детьми живу в двушке 42 кв.м. с проходной большой комнатой. Планировка квартиры не АХ, но мы и этому рады, потому что живем отдельно Маленькая комната длинная и узкая, похожа на вагон. Чуть меньше 10 лет назад родственники мужа сделали перепланировку в квартире где мы сейчас живем и сломали кладовку, которая была частью маленькой комнаты. Места для хранения нет, а комната стала не пропорционально вытянутая. Короче, живем мы в обычной, маленькой хрущевской двушке с проходной комнатой и без места для хранения в виде кладовки, поэтому бардак это не позволительная роскошь для нас.
Пока сын был маленьким мы спокойно размещались в квартире. Маленькая комната служила нашей с сыном спальней. Когда мы ждали второго сына, то переделали комнату в детскую. Убрали свою 2х спальную кровать и 2 тумбочки, оставили комод, детскую кроватку Гандылян, раздвижную икеевскуюй кровать Лексвик, угловой шкаф, который состоит из угловой секции, 2х и одностворчатого шкафов,и до заказали к нашей мебели 2х створчатый шкаф для вещей сыновей и точно такой же шкаф только без дверей из которого сделали стеллаж для книг и игрушек. Комната теперь вся уставлена шкафами, но появилось место для хранения наших и детских вещей, т.к. в большой комнате у нас нет места для хранения в связи со сложными отношениями с родственниками мужа.
Новой мебелью пользуемся уже почти 6 месяцев и я безумно довольна шкафом и стеллажом. У нас с мужем такой же шкаф, как у сыновей, только расположение полок и штанг другое. Детский шкаф удачнее получился, очень рекомендую такую "начинку". Все вещи на виду и дети сами могут до всего дотянуться, кроме штанги. Но на штанге висят вещи сезонные - куртки, пуховики, праздничные костюмы и т.п.
В таком шкафу очень удобно поддерживать порядок.
Теперь про стеллаж. Я почти все храню в коробках, в том числе и игрушки. Это удобно тем, что ребенок берет одну коробку и играет с игрушками из нее, а не вываливает весь ящик или корзину с игрушками. Я все рассортировала по коробкам - Лего, железная дорога, развивающие игрушки и крупные пазлы, все, что относится к кухне/готовке - посуда, овощи, фрукты, а также другие конструкторы. Я и лекарства храню в коробке с крышкой, которая закрывается клипсами.
Вот наш стеллаж, корзина и коробки с игрушками. Обычно коробки стоят рядом с игрушечной кухней у окна, я их для наглядности переставила к стеллажу. Порядок специально не наводила, все как есть показываю.
Около кресла корзина с игрушками в которые сын почти не играет. В коробках железная дорога, Лего Дупло, чемодан доктора и Лего "Играй и считай". Еще корзина и 2 огромных пакета с игрушками убраны с глаз долой на время, чтобы сын успел соскучиться по игрушкам.
Почти все у сына в доступе. Если что-то не достает, подставляет икеевский стульчик. Не дотягивается только до 2х верхних полок.
На верхних фотоальбомы и рюмка с привезенными с морей ракушками. Коробка с лекарствами, небулайзер, лампа "Солнышко", коробка с моими швейными принадлежностями и собака, которая громко поет в самый не подходящий момент, поэтому и убрана так высоко.
На полках чуть ниже синтезатор, который выдаем сыну поиграть в то время, когда младший братик не спит, игры/развивашки, пазлы с мелкими деталями, которые лучше давать играть по одной или под присмотром, если открыть полный доступ к этой полке, то мне потом на неделю "развлечений" хватит. На полке справа все для рисования, лепки, аппликаций и т.п. Все "творчество" у нас тоже под присмотром, т.к. пластилин сын ест, а красками и т.д. расписывает все вокруг.
На третьей полке слева серия книг о зарубежных и русских художниках, тонкие энциклопедии о разных странах, небольшая часть серии книг "Жили-были кролики", начали собирать с сыном не давно. На полке справа настольные игры с крупными деталями, в которые сын спокойно может играть самостоятельно или вместе с нами.
На четвертой полке художественная литература, рядом разные развивающие пособия.
На пятой полке тоже художественная литература, рядом все о воспитании и лечении детей.
Шестая полка с моими кулинарными книгами, рядом моя художественная и учебная литература.
На нижней полке конструкторы Полесье 3 коробки "Домик Кроша, Бараша и Копатыча". Сын очень любит их собирать и не только по предложенной схеме, у него и супер-машины и супер-самолеты получаются. В мешке конструктор "Зоопарк", который в садике на НГ подарили. В большой коробке мелкие игрушки животные, птицы и пресмыкающиеся, крупные пазлы, рамки-вкладыши и другие игры. В коробке из под влажных салфеток хранится Магформерс, еще не успела купить нормальную коробку для него. Кстати, все детали рассортированы по фигурам и разложены компактно в коробке. Я 2-3 раза показала сыну как сортировать и убирать конструктор. Вчера сын сам, без напоминаний, убрал после игр Магформерс, "Домик Копатыча", печку, Матрешку и избушку на курьих ножках/ноге На полке справа швейная машинка, журналы по шитью и коллекция Дисней книга+диск.
Наглядно видно, что у каждой вещи есть свое место и ребенку постоянно проговаривается место каждой игрушки. Все, что может попортить нервы родителям убрано высоко. Остальное рассортировано по коробкам и однотипных игрушек почти нет, только Лего 3 набора (2 в пластиковом контейнере, 1 в фирменной коробке), конструкторы Полесье 3 шт., "Зоопарк" уберу, т.к. пока не играет в него.
Все во что ребенок не играет лучше убрать. Оставить для игр не много однотипных конструкторов, пазлов и т.п., чтобы потом бесконечно не сортировать их. На первых порах пока вы будите вводить новые правила и приучать ребенка к порядку, лучше оставить не много игрушек, только самые-самые любимые. Со временем можно будет добавлять игрушки, когда увидите, что ребенок стал меньше беспорядков устраивать и имеется прогресс в уборке игрушек.
Всегда хочется чтобы у детей были самые хорошие, качественные, интересные и увлекательные игрушки, но бывает, что мы сами перегибаем палку. У детей глаза разбегаются от разнообразия, потом настает чувство пресыщения всем, а потом вообще ничего не интересует и устраивается бардак, чтобы выбрать из огромного количества валяющихся игрушек что-то интересное. Поэтому лучше меньше, да лучше. Зачем самим себе создавать проблемы и каждый вечер разгребать кучи игрушек по корзинам, а ребенок в этот момент будет стараться еще больше завалить все своими вещами??? Нужно все игрушки рассортировать по "емкостям" на одну тематику. Выбросить все поломанное. Отдать все игрушки из которых ребенок вырос. Остальные разделить на 2 части, одну убрать на "отдых", другую оставить для игр. Через некоторое время можно поменять их местами. Ежедневно напоминать ребенку о порядке и поддерживать его.
Мне все это помогло избавится от бардака дома и постоянной нервотрепки с призывами сына к порядку и чистоте.














