Как воспитывать неговорящего ребенка?
нарушения развития ребенкаДобрый вечер, спасибо большое за ваше сообщество.
Сыну 3 года и говорит только мама, папа, куку. Невролог ставит ЗПРР, дефектолог алалию и частично аутизм.
1) обратила внимание что наибольшее развитие у сына получается на фоне стресса. Летом уехал на месяц к вабушке (без родителей). Когда вернулся у него начался кризис трех лет, но я этому рада, потому что хоть начал показывать что хочет а что нет. Да и паззлы и задания дефектолога стал лучше выполнять. Все хвалили его. Месяц назад уволилась няня, с которой он очень дружил и еще папа уехал в командировку. Он запереживал и после этого стал бить нас родителей, когда что то запрещаем. Это говорит о развитии психики.
Так вопрос, как добиться развития существенного не на фоне стресса?
2) еще на знаю как себя вести когда он недовольный и разбрасивает игрушки или поднимает на нас руку. С одной стороны понимаю, что такое поведение надо корректировать, с другой стороны это единственный способ, как он может дать понять, что ему что то не нравится, ведь не говорит он.
3) 3 месяца назад родилась дочка, он ревнует, итд. В садике говорят надо приучать его самостоятельности, так я не знаю где найти баланс. Он ведь не может сказать, что ему хочется а что нет. Другие ББшки пишут, что их старший ребенок захотел, чтобы его кормили ложкой. У нас тоже самое и кормить его надо и одевать помогать просит. Но может это из за того, что видит, что я это делаю с малышкой и ему тоже хочется.
4) ну и помогите мне тоже, пожалуйста, справится со ситуацией. Сильно переживаю из за того, что не может говорить. Плачу по два раза в неделю. Он очень общительный, приходит и рассказывает мне а я то ничего не понимаю. А ему ведь сложно, садик, сестричка родилась, няня ушла...
Заранее спасибо.
Томилов Вячеслав Александрович врач психотерапевт
Здравствуйте! 1.В данном случае необходимо постоянная работа с детским психо-неврологом и деффектологом, не менее 3р в год нужно проводить курсы ноотропных препаратов (пирацетам, пикамолон) на них дети с диагнозом ЗПРР очень хорошо дают результат. Также рекомендую арттерапию. 2. поведение когда ребенок начинает поднимать руку корректировать необходимо потому что дальше это может сформироваться в привычку и не только по отношению к родителям также к младшей сестре. Говорить жестко что нельзя драться, присекать попытки и сформировать у ребенка принцип нельзя который он должен четко понимать. 2. К самостоятельности приучать надо, но зацикливаться на этом ненужно. 3. Вам рекомендую набраться терпения, быть спокойной, относиться к своему ребенку с любовью и пониманием его особенностей которые пройдут при помощи медецинских препаратов.
23.12.2012
Ответить
Zuzka
Спасибо большое. Препараты пьем, но результат не ахти.
да надо будет поискать хорошего психо-невролога.
еще раз спасибо.
23.12.2012
Ответить
Talmira
простите что я вклиниваюсь, но мне как маме аутиста с похожими проблемами кажется, что во-первых то что появилась агрессия это совсем не повод для радости и не свидетельство "развития психики", это фрустрация от невозможности коммуницировать, и второе вы слышали об альтернативной коммуникации? мне кажется это то что вам необходимо сейчас.
21.12.2012
Ответить
Zuzka
Нет не слышала об альтернативной коммуникации. Наоборот нам все говорят, надо вынуждать его разговоривать.
23.12.2012
Ответить
Talmira
А с чего вы взяли что альтернативная коммуникация исключает развитие речи? Наоборот чем раньше у ребенка возникнет понимание, что он может общаться и его понимают, что общаться приятно, возникнет огромный стимул для развития речи. Мой ребенок этому классический пример, после ввода карточек ПЕКС у нас речь начала развиваться стремительно.Мне очень странно почему вам детский психиатр дистанционно советует ноотропы курсами (!) и почему ни слова не прозвучало о поведенческой терапии.
23.12.2012
Ответить
Томилов Вячеслав Александрович врач психотерапевт
Здравствуйте! поведенческая терапия конечно имеет положительные эффекты и с этим не поспоришь, но дело в том что есть существенная разница между ребенком аутистом и ребенком с диагнозом задержкой психического и речевого развития. Большинство аутистов с нормальным интеллектом, у них проблемы в общении и хороший деффектолог за 2-3 года выводит такого ребенка в нормальное состояние по речи. А в случае с задержкой психического развития, что является основным для любого психиатра из всего комплекса диагнозов нам необходимо простимулировать структуры головного мозга, именно это подразумевает назначение ноотропных препаратов. Причем в последнее время отмечается очень высокая эффективность на высоких дозировках и длительных курсах. Эти препараты фактически все без побочных эффектов, в частности ГАМК (гаммоаминомасляная кислота) сама вырабатывается головным мозгом, к примеру в Японии их принимают в больших дозировках начиная с 2 летнего возраста. И как результат в Японии меньше всех детей в мире по статистике с ЗПРР. Поэтому я тоже являюсь, прямо это скажу, сторонником ноотропов, к тому же в данном случае большое значение имеет фактор времени
23.12.2012
Ответить
Talmira
Большое спасибо за развернутый ответ!Мне кажется, что поведенческая терапия эффективна для всех, тем более что в данном случае на лицо нежелательное поведение и отсутствие некоторых существенных навыков по возрасту. Прием мед.препаратов не исключает занятия, точно также как и не исключает введение альтернативной коммуникации, ребенок 3 лет уже вполне способен испытывать фрустрацию от неспособности к коммуникации, отсюда может быть и агрессивное поведение в том числе. Мнение о том, что альтернативная коммуникация "тормозит" речь, это всего лишь миф. Безусловно все эти процедуры требуют существенных временных затрат (и материальных тоже), но, как вы совершенно правильно заметили, в данном случае большое значение имеет фактор времени, возможно стоит со всех направлений попробовать действовать?
24.12.2012
Ответить
Томилов Вячеслав Александрович врач психотерапевт
да разумеется пробовать стоит во всех направлениях особенно если у ребенка есть интерес
26.12.2012
Ответить
Екатерина
я у 2-х психологов спрашивала про нее для нас с ЗПРР, так сказали что не подходит, именно потому что у сына ЗПРР, а не аутизм. Так же про карточки пекс спрашивала, применимы ли они для сына, сказали что нет...
05.01.2013
Ответить
Talmira
Про ава терапию,я слышала и читала другое,поведенческая терапия подходит всем даже здоровым детям с проблемами в првелении,просто при аутизме она является основным способом коррекции.поведенческую терапию использую почти все хорошие педагоги,порой сами того не подозревая.про пексы,чем эти психологи объясняют что пекс не подходит при зпрр?просто интересно какие аргументы.у топикстартера у ребенка АЧ поэтому пексы вероятно тут будут все же кстати
05.01.2013
Ответить
Екатерина
Я не вдавалась в подробности ПОЧЕМУ нет...В моем мозгу и так много информации, перегружать ненужной не хочу, поэтому просто спросила нужны или нет, и ответ попросила тоже без лишней инфы...
05.01.2013
Ответить
Talmira
на мой взгляд эта информация решающая)))) учитывая то, каких успехов добиваются дети на ава)) а эти психологи сами могут не знать почем нет, их просто в институте этому не учили и это главный аргумент как правило))
05.01.2013
Ответить