Семейные школы - что это?
Что такое АО?Вообще не планировала писать этот пост почему-то. Хотя сейчас понимаю, что надо было, ведь это самая волнующая тема. И, действительно, вопросы в сообщениях доказали, что многих интересует вопрос самого семейного обучения. Как оно проходит, как оформляется, что мы конкретно делаем, как учимся? Итак, начну:)..
Семейное образование - это альтернатива школе. То есть, когда ребенок по собственному желанию, или решению его родителей получает образование дома. А в школе (очно или дистанционно) проходит только аттестацию раз год. Да, по закону именно раз в год, больше школы не имеют право требовать. Но, по какому-то допущению уж не знаю с чьей стороны, требуют. Конечно, такие неправомерные действия легко решаются с помощью обращения в ДО (Департамент образования), но чаще всего родители игнорируют этот вопрос по различным причинам: кому-то лень разбираться, кто-то считает, что даже лучше, мол, пусть ребенок не расслабляется, кто-то просто боится, не хочет портить отношения со школой. А зря. Ведь уже на этом этапе такие семьи теряют половину возможностей "семейного образования", а именно: обучение в семье предполагает возможность исключить слепое следование школьной программе и обучение по школьным учебникам, найти для своего ребенка реально интересный, индивидуальный план образования. Освобождать больше времени для изучения тех наук, которые ребенку нравятся, к которым есть способности, в которых он видит свое будущее. Для меня по крайней мере это основная причина перехода на СО - дать ребенку свободу развить его реальные таланты и способности. (Может быть поэтому сейчас у нас некая свобода в обучении (хотя это порой напрягает мой ещё совдеповский мозг:))), чтобы прочувствовать направления для каждого ребенка). И только лишь в конце года ребенок по идее должен пройти ПА (промежуточную аттестацию): то есть доказать, что ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ (и только их) он, в принципе, усвоил. Для этого, признаюсь, не надо каждый день по несколько часов сидеть за уроками. Говорю это не как расхолаженная мама троих детей, а как учитель математики и физики и как репетитор с многолетним опытом. Для фактического доказательства могу привести пример: когда ко мне приходит ученик в начале девятого класса со знанием математики 1 - го класса (да, не удивляйтесь, такое бывает не редко, когда даже складывать большие числа не умеют, не говорю уже про "вычетать") и мы с ним за год занятий (не каждый день! Два раза в неделю по часу) можем наверстать 9 лет обучения в школе и он сдает ОГЭ на 4. И это реальность.
- Нет, у меня не такой, - скажете вы:)) - у меня учится хорошо.
- Конечно, конечно, - отвечу я. Не люблю спорить. Хотя, если капнуть глубже, и у отличников есть свои трудности в учебе. Ведь я занимаюсь не только с двоечниками. В прошлом году мальчик (признаюсь, моя гордость:)), с которым я занималась, сдал ЕГЭ с высшим баллом по Тюмени. А ведь тоже ходил заниматься... Хотя он и вправду был умным:). Главная проблема хорошистов в том, что они "натасканы" за 11 лет в школе. У них все отточено до автоматизма настолько, что попадись какая-то задачка, слегка выбивающаяся из их привычного восприятия мира, и они в тупике. А на ЕГЭ часто так и бывает. А потом возмущенные возгласы родителей во всех сетях: как так!!! Экзамен все сложнее и сложнее!!! Бедные дети!!! А вы сами сравнивали варианты, чтоб делать такие заявления? Что сложнее и сложнее? Вот. В том-то и дело. А я сравнивала. И могу сказать на сто процентов, что их облегчают с каждым годом (могу даже конкретизировать кому интересно, слежу за прогрессом уже 10 лет). По крайней мере по математике. Да и по физике тоже. А ведь именно эти предметы самые "завальные". А виной всему: школьное схематичное мышление и отсутствие элементарной логики. Мне приходится порой долго и упорно "удалять" из головы моих учеников все эти файлы со схемами и методами (которые они абсолютно не понимают, но приучены тупо ими пользоваться), чтобы заставить их учиться мыслить проще и логичнее. Ой, какое длинное отступление получилось. Но очень важное. Ведь именно на основании этого опыта, а также при общении с моими учениками (у меня со всеми ними хорошие отношения) по поводу других предметов, а также моей работы в школе (где директор говорит на собрании, что в школе дети проходят 30% материала, остальные 70% - дома(??!!!!)) я и сделала вывод о том, что лучше уж и эти маленькие 30% мы пройдем дома:)))). О моральном разложении общества, курилках за школой, системе лохов-крутых я уже и писать не буду. О социализации тоже, так как на эту тему ниже уже есть пост:). Как удобно:).
Так вот, раз в год мы проходим аттестацию. Скажу честно, я сама человек, который не любит разборки и споры (хотя если вынуждают, то я лучше доведу дело до истины), поэтому мы сдаём ПА в дистанционной школе. Очень удобно. Аттестация раз в год. Причем не обязательно в мае, можешь сдать в августе, главное, чтобы успеть за один календарный год. Нам очень удобно. Конечно, это вопрос денег, но считаю дети в школе платят больше. Поэтому в чем-то экономим, где-то платим. При этом мы можем: самостоятельно организовать свое обучение, выбрать что и когда нам нужно изучить, а что нам вообще не нужно. Не нужно??? Как может быть что-то не нужно, если это проходят в школе???? Как можно так говорить???? Если вы один из тех, у кого в голове появились эти вопросы и крайнее недоумение, то это задание для вас: подкараульте возле школы какого-либо (можете даже с виду умного) семиклассника, например. И спросите с него фонетический разбор слова "юла" или "фея", или ещё какого-то не самого простого слова. Хотя можете и простого:))). А потом напишите в комментариях его ответ. Скорее всего это будет что-то типа: "что?", или "какой разбор?", или что-то типа этого... Если случится вдруг чудо из чудес и он вам разберёт это слово по кирпичикам (хотя это будет реально чудо), тогда дерните стоящего неподалеку девятиклассника и задайте тот же вопрос. В этот раз чуда сто процентов не произойдет. И это касается не только фонетики. В математике такого "научного хлама" тоже пруд пруди. Того, чем захламляют школьную программу. С какой целью - не знаю, видимо, чтобы было что написать в школьных планах. А возможно кто-то (очень далёкий от детей) когда-то придумал это и решил, что надо это запихнуть в обязательную программу...? Все возможно. Главное, что результат этого всего налицо.
Так воооооооот. Двигаемся дальше:))). Мы пока учимся в начальной школе и у нас, слава Богу, есть время. Есть время продлить детство, есть время заметить способности, есть время научиться тому, что реально пригодится в жизни: вязать, готовить, заботиться о младших, помогать бабушкам на огороде. Откуда же это время опять у нас взялось?:)). Опять же все оттуда, из наших семейных ценностей и приоритетов. Почему я не трясусь и не боюсь, что мои дети вырастут недоученными, глупыми, отсталыми? Потому что они не играют в компьютерные игры, которые делают детей таковыми, не смотрят мультики (если только очень редко, пару раз в неделю, примерно, могут позволить себе полнометраж), не дерутся, не ломают игрушки, не спорят и не орут целыми днями. А значит, занимаются чем-то другим. А значит, удовлетворяют свое детское любопытство, исследуют что-то, экспериментируют: с водой, с мукой, с маслом, друг с другом, с другими детьми. А ещё они любят лепить из глины, рисовать, делать поделки, готовить, играть на синтезаторе, в шахматы, петь, строить. Все это формирует их мозг, все его области, в том числе эмоциональную. Что мы делаем со школьной программой? Она нас интересует мало. Но чтобы сдавать ПА без проблем я сделала так: прикинула примерно, что из начальной школы им РЕАЛЬНО понадобится в старшей школе, получилось так: читать, считать, решать задачи, писать, немножечко знать английский (про рисовать, лепить и петь не говорю, мои этим только и занимаются:)). И этому они должны научиться за 4 года начальной школы. Если сейчас задуматься, то Лиза читает отлично, Даня (5 лет) не так хорошо, пока только вслух, но не по слогам уже. Счёт мы тренируем на счетах (абакус), Монтессори материал - обязательно, чтобы у ребенка было представление о количестве, а не о пустых цифрах. Вообще, считаю, что подход к любому предмету должен быть всесторонним, а не односторонним. Лиза уже может на счетах складывать и вычитать четырёхзначные числа, может и пяти- и шести- и семи-... Ведь на абакусе нет особой разницы сколько цифр в числе. Английский язык учим вместе с нашими друзьями, которые приходят к нам на "группу" через песенки и игры, пишем перьями в прописях и рисуем. Для меня пока достаточно. Как показатель наша ПА в первом классе: математику я даже намеком Лизе не подсказывала и она решила ВСЕ (даже казавшиеся сложными задачки на 2 балла, она их решала быстрее даже остальных заданий), кроме задания с сантиметрами. Я ей просто об этом ещё на тот момент не успела рассказать. Русский, чтение тоже она делала сама. Остальные предметы (физкультура, изо, труды....) мы делали вместе с Гуглом. Вы, конечно, можете обучить своих детей всему этому, чтобы они сдали тест самостоятельно, рассказать им из чего сделан пластилин и как называются техники акварели... Но я узнавала как сдают эти предметы в простых школах - через рефераты, и скорее всего эти рефераты пишут не первоклассники, а также Гугл с родителями. Поэтому мы сдавали также:)))). Конечно, есть моменты, которые мне хочется подтянуть: грамотность, почерк красивый пером с толщиной линии обязательно, деление и умножение (кстати, его учить тоже надо обязательно, чтобы ребенок понимал смысл, то есть 4*3- это четыре кучки по три апельсина и т.п., а не просто цифры цифры пустые...), мы учим не с помощью таблицы умножения, а с помощью счётного материала, чтобы лучше поняли. Ну вот пока что так... Конечно, много чего упустила, поэтому буду рада новым вопросам от вас, которые помогут мне дополнить мои посты:). А ещё, искренне жму руку тому, кто дочитал все до конца, ведь в наше время текст более 5-ти предложений мало кто вообще берется читать. О чем и речь, о чем и речь:)...