Мой опыт: как накормить неедяку
Как накормить НЕЕДЯКУЧем я всегда гордилась в характере своей дочери: она с полугода не тянула в рот посторонние предметы и никогда не была грызуном. Увы , понятие "посторонности" она широко распространяла в т.ч. и на еду, потому накормить такую неедяку было весьма проблематично. Просто хочу поделиться наблюдениями и опытом, предложить пару способов.
Для младенца, имеющего о питании весьма скудные знания, вкус - далеко не самый важный аспект. На что обратить внимание, вводя прикорм:
1. Консистенция! Очень важна, поэтому здесь совершенно необходимы эксперименты.
Гречневая каша, например: разведенная быстрорастворимая марки А 2 ч.л. на 50 мл воды; разведенная быстрорастворимая марки А 4 ч.л. на 50 мл воды; сваренные гречневые хлопья; сваренная гречневая мука или продел; вареная ядрица, размолотая потом в блендере - это не одна и та же гречка! Для ребенка это пять разных блюд!!! А то и больше. Моя принцесса, например, с младенчества категорически отказывалась от быстрорастворимых каш и никак не соглашалась на "жиденький супчик" - только густая вязкая каша из хлопьев удовлетворила ее желаниям. И так со всем. Пюре:
пожиже или погуще,
вязкое или текучее,
крутое или разбавленное,
гомогенное ли крупинчатое.
Даже яйца: только омлет 50/50 с молоком и в пароварке, никаких запеканий в духовке, никаких вкрутую и т.д. Это дело индивидуального предпочтения, потому вспоминаем все, что знаем о кулинарной обработке и экспериментируем.
2. Температура. "Ровно 37 градусов Цельсия", указанные на упаковке, тоже не являются гарантией хорошего аппетита. Есть дети, которые предпочитают есть холодное, а другим приятнее погорячей. Аккуратно, конечно, без экстрима, но осторожно попробовать диапазон от "из холодильника", через команатную температуру до теплого и "почти что горячо". Это умножается на все возможные консистенции
3. Способ поглощения пищи. Приборы и посуда прежде всего. Пить из поильника, из бутылки, из трубочки или из чашки - и практически новый компот каждый раз. Есть можно ложкой, вилкой, руками... половником, шумовкой, палочками, всеми видами ложек и вилок из закромов. Для тех, кто постарше (к двум годам) - это уже игра, а для совсем малышей (от полугода) - способ изучить мир еды. Может быть, металлическая ложка во рту приятнее пластмассовой, а прорези вилки забавно щекотят язык и возбуждают аппетит, или как минимум желание засунуть этот предмет в рот снова (в т.ч. с едой) Здесь тоже надо выяснять индивидуальные предпочтения, впрочем, это немного проще, однажды найдя наиболее приемлемый вариант на нем можно остановиться для всех блюд.
4. Эстетика. Красивая подача. Лично меня всегда (с момента обнаружения малоежкости) интересовал вопрос, когда уже дитё можно будет соблазнять формой блюда, когда котлета в форме мышки и пальма из банана приобретут магическую силу "съешь меня". Мой опыт: примерно с полутора лет, когда появляется абстрактное мышление, ребенок начинает фантазировать и может соотносить различные образы одного явления. Тогда можно начинать с узнаваемых персонажей. Сейчас дочке 2г3м, я ей ежедневно рисую красивую кашу.
Совы - фавориты! =)
Двухцветное рисование:
С кусочками фруктов, изюмом - придумываем сказки...
Покупаю пюре в пакетах, один уголок
отрезаю очень мааааленький , и этим инструментом можно отлично рисовать. Здесь же
хочу упомянуть способ "заставить съесть все": рисуем нечто, например,
самолет.
Рассматриваем и называем все известные части, зачем они нужны и т.д. И едим: крыло, фюзеляж... А еще надо шасси! У тебя в животе крылышки уже летают, а как самолет без шасси приземлится?! Надо обязательно шасси в живот тоже положить!Доедается такая сказка со всеми закрылками и рычагами, причем рисовать все эти штуки, конечно, не нужно, да и после второго крыла "иллюстрация " переходит в разряд воображаемых %)
Но до 1,5 лет это только мамино развлечение.
5. Вкус. Как известно, на вкус и цвет все фломастеры разные %))) поэтому здесь добавляется еще ряд экспериментов. При вводе прикорма они не желательны, и, выбирая банку (если не готовите сами), обращайте внимание на состав. Чем чище вкус, тем лучше. Всякие там "Кабачок" и меееленьким шрифтом "с картофелем и рисовым крахмалом" имеет довольно пустой вкус картошки. Чтобы развить чувство вкуса - надо пробовать все в чистом виде, поэтому сначала пробуем отдельно кабачок, отдельно картошку, отдельно рис. Плюс для младенцев тут важно отследить аллергию или непереносимость, а вот когда все уже опробованно, можно заниматься микшированием. Например, сейчас у нас период нездоровой любви к кукурузе. С кукурузой она готова есть все: гречневую кашу, рыбный суп и фруктовый творожок.Чем я нагло и пользуюсь %)
Можно устраивать ребенку дегустационные игры: давать пробовать чистые вкусы - соленое (соль), сладкое (сахар), кислое (лимонный сок), горькое (горчица, цитрусовая корка), острое (вот с этим очень осторожно, мы пробовали хрен и перец чуть-чуть, буквально пылинку). Все, конечно, рассказать, показать, обсудить. Это вызывает интерес к еде, к пробам.
А вот собственно пользоваться усилителями вкуса - солью, сахаром - это, право, лишнее. Аппетита это не вызывает, а привычку формирует, поэтому "Съешь огурчик! Ну, посолить что ли? Чтоб вкуснее было!" - это еще в жизни успеется. Отвыкать от "усиленного" вкуса гораздо труднее, чем поддаться соблазну "и еще ложечку сахара в чай, и еще конфетку..." - в общем ничего здорового. :)
С полутора или год-восемь могут приятно пройти на кухне и игры на обоняние со специями. Если особая любовь обнаружится, то щепотка розмарина или паприки, при отсутствии аллергии, в тарелке никому не повредила.
Такие у меня сложились мысли, никому их не навязываю и не агитирую, пост не имеет провокационной цели и не пропагандирует философию "чистых тарелок". Просто хотела поддержать мам юных консерваторов и неедяк, сказать, что еда может быть разнообразнее, чем кажется взрослым на первый взгляд, что можно исследовать этот мир вместе с ребенком, и возможно, побудить на новые кулинарные подвиги.