Айфоново детство
Компьютерные игроманы.. что с ними делатьНачну издалека. Лет с трёх. Хотя, на самом деле, ещё раньше: полтора года.
Я вышла из кабинета за кипяточком и застала окончание громкой сцены у стойки администратора: молоденькая мама отрывает от своей ноги малюсенькую девочку, прям вот по одному пальчику отцепляет, при этом комментирует: «И ведь не отклеится, пока телефон ей не отдам! Не дам, я сказала, он мне самой нужен!». Девочке чуть больше года, но орёт она громко и выразительно: «Играть дай! Игра-а-ать!».
А я-то гадала - кого здесь на части режут?
Основной запрос всех родителей последних лет выглядит так: как оторвать ребёнка от компьютера?
Вам не понравится мой ответ. Потому что единственное, что можно сделать - не сажать ребёнка к экрану. Совсем.
История вопроса
Давайте откинемся в кресле и вспомним, как протекало хотя бы наше собственное детство.
От нуля до полутора лет ребёнок на руках, в манеже, на полу, в коляске. Его развлекают силами всей семьи, иногда оставляют поплакать в одиночестве, пока мама принимает душ или посещает туалет. В случае тяжких жизненных обстоятельств младенца отправляют в ясли, где обстановка примерно та же, минус семья. Стукается головой обо всё, обрушивает на себя гору выглаженного белья, сладострастно тискает кошку, потом рыдает, что она царапается…
С полутора до примерно трёх лет ребёнок ходит за ручку, гуляет во дворе или в парке, копается самозабвенно в грязи, собирает окурки и тащит их в рот, кидается песком, падает и встаёт, пытается выковырять глазик у собачки, подбрасывает мёртвую птичку, чтобы она полетела…
От трёх до пяти. Стоит полдня как замороженный перед открытыми воротами гаража, в котором чинят машину. Сидит болезненный на подоконнике, замотанный в одеяло и наблюдает за уличным движением. Помогает маме в субботу мыть пол, потом папе - выбивать ковёр на снегу. Засыпает там, где застало, пока мама мечется, как подстреленная, в поисках пропажи. Ездит с родителями на дачу на четырёх видах транспорта - это практически кругосветное путешествие…
Идёт в школу в семь лет, там друзья, футбол после уроков, приходит, когда уже темнеет, грязный до невозможности и голодный как волк, засыпает над уроками. Гоняет на велосипеде, исследует чердаки и подвалы, попадает в неприятности, теряет сменку, портфель, куртку… Ходит в авиамодельный кружок и на хоккей зимой, берёт книжки из «Библиотеки приключений», читает их по ночам и в туалете, бредит капитаном Бладом и Робин Гудом…
Его жизнь насыщена событиями и свершениями, она требует напряжения всех сил души и тела. Иногда он вскакивает ночью с открытыми и бессмысленными глазами, что-то горячо бормочет и падает обратно в постель, как убитый воин. Он фантазирует, шепчет себе под нос, когда медленно плетётся домой после уроков вдоль трамвайных путей. У него есть свои «места силы», ларёк с мороженым или окошко булочной, помойка - источник неисчислимых сокровищ. Он знает дворы, в которые не надо заходить, и подъезды, в которых можно переждать грозу. У него есть друзья среди взрослых и враги среди детей.
Это волшебный, совершенно реальный мир. В отличие от цифрового нынешнего.
Матрица. Загрузка
Теперь смотрим, как живёт нынешнее поколение.
От нуля до полутора разница невелика, разве что у мамы больше свободного времени (да здравствуют памперсы и стиральные машинки!) и масса тревоги. Поэтому ребёнок в основном пристёгнут к коляске, к маме, к стульчику… О том, чтобы спокойно поползать по двору, и речи быть не может. Кругом опасность, грязь, шприцы и собачьи какашки. Разве что на море можно дорваться до чистого песочка, но это не всем удаётся. Чтобы выжить с ребёнком в современной городской квартире придуманы разнообразные приспособления, игрушки, развивалки, отвлекалки. Всё для того, чтобы не дать ребёнку самостоятельно исследовать окружающий мир.
А ему скучно, отчаянно скучно. Ему хочется карабкаться, рыть, наливать и выливать, разбивать, нюхать, просыпать. Маме же хочется спокойно побродить в соцсетях. Ладно, предположим, что маме хочется приготовить обед. Но, если честно, приготовлению обеда, стирке, глажке, мытью полов ребёнок мешает не так сильно, как сидению в интернете.
Поэтому, как только ребёнок вырастает до самостоятельного сидения ему вручается старый телефон, или планшет, или, если уж совсем всё плохо, включается телевизор. О, отлично, теперь он занят, и у мамы есть полчаса для себя.
Ещё мы практически поголовно пересели на машины. Если раньше детей спокойно возили в общественном транспорте (другого-то не было), то теперь одна мысль, что деточка будет находиться в одном объёме с толпой ужасных и (скорее всего) заразных людей, вызывает панику. Поэтому ребёнка возим ТОЛЬКО в машине. Ага, по пробкам. И очень скоро становится понятно, что ребёнку в машине тоже скучно. И он скандалит и буйствует. А отвлекаться от дороги очень и очень опасно. Поэтому и только из соображений безопасности ребёнку отдаётся на растерзание айфончик с Фруктовым Ниндзей.
Очереди в детскую поликлинику, метро, электричка, любая ситуация ожидания, когда родители не знают, как занять ребёнка, или не хотят напрягаться - электронный друг выручит вас везде! Это отличный способ:
- добиваться послушания (если ляжешь без капризов - дам поиграть);
- наказывать и угрожать (будешь себя так вести - отберу айпод);
- получать передышку самим;
- делать подарки;
- и даже стимулировать хорошую учёбу (четверть без троек - и получишь пятый айфон на Новый Год).
Вопли «Почему он ничем не интересуется, ничего не хочет, никуда не ходит и с нами не общается?!!» начнутся немного позже, годам к 12-ти. Ещё немаловажный аспект темы. Каких-то 15 лет назад дети массово наблюдали повседневную жизнь родителей: работу, занятия домашним хозяйством, даже в магазин детей брали чаще. Я сужу об этом на основании детских рисунков. В 1994 году диагностический рисунок «Семья» изображал обычно или «Мама на кухне, папа на диване перед телевизором, я в своей комнате катаю машинки», или «Мама, папа, я, взявшись за руки гуляем по улице».
Сегодня рисунки детей показывают, что даже у кошки есть свой айпод. Все сидят, уткнувшись в мониторы. Безрадостная картина, как сказал ослик Иа-Иа.
Научить детей жить
Согласитесь, это же и есть наша основная задача как родителей, конечная цель наших воспитательных усилий: за годы детства и отрочества подготовить детей к самостоятельному выживанию в современном мире. По большей части, мы это делаем, и делаем неплохо. Даём образование, заботимся о здоровье, стараемся окружить хорошими людьми и вещами.
Но обучение идёт, главным образом, на собственном примере. Так что же видят наши дети? Наши спины, закрывающие экраны компьютеров? Они не ходят на работу к родителям (за очень редким исключением), мало проводят времени на улице в свободном поиске, хотя это абсолютно необходимо для их роста, у них нет ни поводов, ни возможностей познавать мир и себя. Сегодняшние городские дети живут в стерильном мире компьютерных технологий, виртуального общения и игровых схваток.
То, что в специальной литературе называется «ролевые игры» - в дочки-матери, казаки-разбойники, просто воссоздание любого вымышленного сюжета, начинающегося со слов «давай, как будто ты…» - сегодня перенесено во всемирную сеть и заключается в основном в уничтожении представителей загробного мира.
Я не знаю, как их оторвать от мониторов. Альтернатива миру, где ты - всемогущий герой, должна быть настолько привлекательной, чтобы ребёнок захотел повернуться к ней лицом. Что вы можете предложить? Это же вам самим придётся закрыть комп, выйти из cети, отключить все гаджеты…
Вспомнить своё детство, выстрогать из брусочка «чижа» и найти подходящую биту. Порыться (ну ладно, разрешаю порыться для благого дела) в интернете и найти все фигуры в «резиночку». Зайти на сайт Игроведа и купить Диксит или Монополию. Но играть-то всё равно придётся ВАМ самим, людей пока с доставкой на дом не привозят. Вы готовы?
Вы готовы терпеть его наркоманские ломки на отмену компа, выдерживать волны агрессии в свой адрес, попытки шантажа («Я сейчас в окно выброшусь, если ты не отдашь мне планшет!»)? вы сможете каждый вечер, невзирая на усталость после целого рабочего дня, общаться с подростком, который и общаться-то не очень хочет? Гулять с ним, беседовать, ходить в гости и принимать гостей у себя?
Вам придётся учить его заново, показывать все возможности нашего мира, налаживать отношения. Выносить тревогу и депрессию - ведь любой отказ от привычного удовольствия ведёт сначала к депрессии. Научить его гулять, играть, готовить еду, покупать продукты, смотреть на закат, читать вслух про «Трое в лодке», тихо болтать в машине, подпевать старым группам. Сейчас он ничего этого не умеет, в ушах у него наушники, руки заняты кнопками на экране. Вы ещё помните, что письмо можно распечатать и не с помощью принтера. И что игра - это когда друзья видят глаза друг друга.
Ведь это и есть НОРМАЛЬНАЯ жизнь, такая, какой она должна быть.
Если выключить компьютер.