Урок 13. Счета учета затрат
Уроки
Почему такая странная картинка - спросите вы.
Потому что примерно такой принцип учета затрат в бухгалтерии - что-то вложили в производство (или торговлю), смешали, обработали и на выходе получили сумму - продукцию, готовую к продаже.
Каждый счет учета затрат так и работает - собираем на входе все, что затратили, а на выходе списываем это все итоговой суммой на стоимость того, что вышло. Например - котлеты :)
Откроем План счетов и посмотрим на него умным взором.
Особое внимание обратим на счета 20, 23, 25, 26 и 44. На всех этих счетах в течение месяца мы собираем всевозможные затраты, в зависимости от того, на что они были направлены.
У торговых предприятий все вообще просто - все затраты отправляем в дебет 44 счета.
Пример.
ООО "ППЦ", торговая организация, ежемесячно тратит следующие суммы:
20000 руб. - на аренду торгового зала, без НДС (арендодатель - ИП на упрощенке, НДС не платит)
500 руб. - обслуживание кассового аппарата, без НДС
200 руб. - интернет, в т.ч. НДС 18% 30,51 руб.
30 000 руб - заработная плата торгового персонала
7 800 руб. - отчисления от зарплаты в социальные фонды
Проводки:
В конце месяца общая сумма, собранная по дебету счета 44, списывается в дебет счета 90:
Д 90 К 44 - 58500,01
Таким образом, на конец месяца сальдо по счету 44 будет всегда равным нулю.
Аналогично по дебету производственных счетов собираются затраты на производство - на 25 - общепроизводственные, на 26 - общехозяйственные, на 23 - затраты на содержание вспомогательных производств (например, котельной). В конце месяца аналогичным образом все затраты, собранные по дебету этих счетов, закрываются в дебет 20-го счета, и формируют себестоимость произведенной за месяц продукции.
По 20-му и прочим производственным счетам в принципе, все может быть крайне сложно, например, если есть несколько вспомогательных производств, то будут такие мозголомные проводки как Д 23 К 23, на сумму услуг, например, которые котельная оказала электростанции, а электростанция - автопарку, а автопарк - котельной и т.д. Но для проработки таких щекотливых ситуаций существуют мудрые аналитики, которые получают за свою работу много денег, мы же пока ознакомимся просто с типовыми проводками:
И так далее, в зависимости от того, какие именно затраты включаем в производство.
Честно говоря, учет на 20-м счете - это тема для диссертации. Способов того, как именно включать расходы в стоимость продукции и в какие именно виды продукции, если их несколько - много, разных, некоторые, например, можно воплотить в жизнь такими математическими методами как решение системы линейных уравнений (в случае с теми же вспомогательными производствами), но думаю, что для нас сейчас это не столь важно.
Для начала нужно запомнить один простой и удобный способ учета производственных затрат, называемый директ-костинг.
Затраты на производство продукции делятся на прямые и косвенные.
Прямые - это те, которые имеют непосредственное отношение к производству продукции, например, стоимость материалов, или зарплата рабочего, который производит только данную конкретную продукцию.
Косвенные - это такие затраты, которые распределяются на затраты производства в целом. Например, зарплата уборщицы. Тетя Клава подметает оба цеха - и по производству тапочек, и по производству пинеток! Как распределить расходы на ее зарплату между себестоимостью тапок и пинеток? Как правило, такой способ указывается в учетной политике, например, пропорционально объему выпущенной продукции, или пропорционально зарплате производственного персонала, или пропорционально выручке за эти изделия.
Так вот, директ-костинг - это такой метод, при котором общехозяйственные расходы, собранные по дебету 26 счета, вообще не включаются в себестоимость продукции, т.е. нет проводки Д 20 К 26, а списываются эти затраты прямиком на 90 счет, уменьшая впоследствии прибыль напрямую, без участия в себестоимости продукции. Отличный способ, простой, понятный, и имеющий массу других преимуществ.
Иными словами, если у вас простенькое производство, то можно облегчить себе жизнь: прямые затраты учитывать на 20-м счете, а косвенные - на 26-м, и в конце месяца делать следующие проводки:
Д 43 К 20 - оприходована готовая продукция на складе (на сумму собранных затрат на 20 счете минус стоимость незавершенного производства по данным инвентаризации). Конечно, если НЗП (незавершенного производства) нет, то все совсем просто. Сколько потратили напрямую на производство, столько и включили в себестоимость продукции.
Д 90 К 26 - закрыт 26 счет, общехозяйственные расходы учтены в формировании финансового результата (как именно учитывается финансовый результат на 90 счете, поговорим позже, но думаю, многие уже догадываются)
Домашнее задание:
1. ООО "ППЦ", торговое предприятие в течение месяца осуществило следующие траты:
Зарплата - 70000 руб.
Отчисления от зарплаты в соц. фонды - 18340 руб.
Себестоимость материалов, израсходованных на декор торгового зала - 15 000 руб.
Обслуживание кассового аппарата - 1000 руб.
Аренда - 28 000 руб. без НДС
Посчитать сумму затрат, сделать проводки, закрыть 44 счет, сделать самолет по 44 счету.
2. Для продвинутых - ознакомиться с