Наши словесные игры: рифмы, истории, буквы, звуки, признаки
Растем и развиваемсяРифмоплётство и истории
Фелька очень полюбил стихотворение-путаницу "Кулинаки-пулинаки" из
Кулинаки-пулинаки,
Громко гавкают собаки,
Тихо тикают часы,
Чистят чижики носы.
Кулинаки-пулинаки,
Тихо тикают собаки,
Громко гавкают носы,
Чистят чижики часы.
Кулинаки-пулинаки,
Чистят чижиков собаки,
Тихо гавкают часы,
Громко тикают носы.
Кулинаки-пулинаки,
Где часы, а где собаки?..
Только тот и разберёт,
Кто ходит задом-наперёд.
У меня не получается запоминать, вот последнее только удалось записать:
Я: Кулинаки-пулинаки...
Ф: Кулинаки-пулинаки!
Я: Кулинаки-пулинаки...
Ф: Громко тикают собаки!
Разбежались все носы...
Я: Тихо...
Ф: Тихо чистятся часы...
Или так ещё всяко (придумывает прозаические продолжения для получившихся вариантов, иногда сравнительно длинные истории получаются, это я прямо за компом с ним поболтала и записала по ходу, что вышло):
Ф: Разбежались все носы... и сели в лодочку и поплыли...
Я: А куда они поплыли?
Ф: В дикие страны.
Я: Что же они там увидели?
Ф: Островок.
Я: Островок?
Ф: И не вышли на него!
Я: А куда они дальше поплыли?
Ф: За цветами!
Я: За цветами?
Ф: Говори - что такое цветы?
Я: Что такое цветы?
Ф: Это такие ромашки! И дубы!
Я: Дубы разве цветы?
Ф:Да!
Я: Дубы разве цветы? А я думала, это деревья!
Ф: Дубы - это цветы, а одуванчики - это деревья!
Я: А, теперь понятно :)
Ф: А ты что думала?
Я: А я думала - наоброт.
Буквы
У Фельки очередной всплеск интереса к буквам. Он постоянно спрашивает "с какой буквы начинается ... ?" и просит, чтобы спрашивали его. Но чаще всего его при этом интересует не правильный ответ, а такая игра:
- С какой буквы начинается "дом"?
- С "д".
- А может быть, с пы? Говори: "Нет, тогда получится папа, а не дом!"
В общем, у меня как-то плохо получается описать, но смысл в том, что он перебирает неправильные варианты и подставляет другие слова, которые с этих неправильных букв начинаются, и страшно веселится от этого всего. Ну и просто любит, когда я перебираю что-то вроде дом, а может, с б? - бом, гом, лом и т.д. И сам тоже придумывает варианты - и с заменой именно первого звука, и всего начала слова так, что как бы в рифму выходит.
Сам уверенно определяет гласные в начале слова, а с согласными путается - иногда слышит правильно, иногда путает с последующей гласной или ещё с какой-нибудь другой согласной в сильной позиции в этом слове.
Но, бывает, мы развлекаемся и поисками слов, которые начинаются с той же буквы (а что ещё начинается с пы?). Ещё забавно, что он может, например, сказать (а с какой буквы начинается дядя? - с дь): "Нет, с дь начинается девочка!"
Может, пора доставать магнитную азбуку? Я даже не помню, куда её убрала... Мне как-то казалось, что до 3 лет не очень осмысленно буквами заниматься...
Про разные признаки
Витя рассказал, что они придумали такую игру:
- Папа, это у тебя что?
- Ноги...
- Нет, это копыта! Говори: "Нет, я же не лошадь!"
- Нет, я же не лошадь... Может быть, это у меня колёса?
- Нет, ты же не машина!
(в общем, Витя называет какую-то часть себя какой-то деталью чего-то другого, а Фель называет это целое)
- Дедушка, ты кран! Удивляйся, почему!
- Тааак, и почему же?
- Потому что ты поднимаешь и опускаешь!
Ну и просто ходим и придумываем описания к тому, что видим. О, луна! Какая она?
А какие словесные игры любят сейчас ваши двух-трёхлетки (кто уже говорит)? Я вот ещё помню про загадки, но они у меня почему-то плохо сочиняются, можно, наверное, чуть активизироваться - кажется, у Фельки сейчас лучше уже получается отгадывать.

