Нужно ли читать детям страшные сказки?
Детские страхи, травмыПрочитала довольно интересное мнение психотерапевта и психолога Робина Скиннера о страшных сказках из народного эпоса.
Преамбула:
У младенца эмоции крайне сильные от "О, это рай, меня покормили!" До: "Аааа, это ад, я лежу мокрый/голодный!" То есть нет золотой середины, но есть вот эти полюсы.
А когда эмоцию уже невозможно переносить, ребенок ее как бы вытесняет за пределы своего Я. Вот только что это были мои переживания и вот сейчас уже вроде бы не мои.
И эмоция перемещается из внутреннего на внешнее воздействие. На языке психологии подобное называется "Проекция". Встречается повсеместно и во взрослом возрасте, превращаясь в такой немного параноидальный синдром: "Вот эти девушки за соседним столиком шушукаются и смеются - наверняка какие-то гадости обо мне говорят!" Еще выражается в так называемом "чтении мыслей и намерений", почти как в анекдоте:
- Сема, иди домой!
- Мама, я замерз?
- Нет, ты хочешь кушать!
Это когда другим людям приписываются собственные мысли, но при этом свое авторство человек не признает: "Ты наверняка думаешь, что я толстая!"
Ну так вот. Перемещаясь во вне, эта эмоция должна быть приписана кому-то - а самые доступные люди - это мама и папа. И с этих пор, по мнению этого психолога, в ребенке существует одновременно любовь к родителям и эмоция страха, от того, что он их наделяет вытесненными своими "невыносимыми эмоциями".
Собственно про сказки:
Именно поэтому так много в народном творчестве сказок про мачеху и злую мать, которые то отправляют дочь в лес, кишащий волками, то просто не хочет больше детей кормить и просит мужа отвести их в лес и оставить, то заставляет с утра до вечера падчерицу обслуживать себя и родных дочерей.
И истории про людоедов и других чудовищ с которыми борются прекрасные принцы - олицетворение отцовской фигуры.
Так вот, Робин утверждает, что не правы те родители, которые решили оградить ребенка от соприкосновения с такими сказками. Потому что слушая подобные истории, ребенок делает вывод: "Если родители не боятся этих чувств и персонажей, то и мне незачем так пугаться".
А "те родители, которые считают, что детей надо ограждать от традиционного сказочного злодейства, неверно ориентируют своих чад, заставляют их думать, что в сказках есть что-то чего боятся даже родители. Когда ко мне приходит семья и родители настроены возвести в своем доме заслон от подобных детских сказок, я знаю, что увижу запуганного ребенка. Такие сказки помогают ребенку справиться с собственным младенческим буйством чувств - при условии, что родители любяще ободряют его и сами не пугаются яростных вспышек ненависти у ребенка."
Вывод: На ранней ступени развития ребенок не способен уравновешивать свои эмоции и некоторые его очень страшат. Ребенок их проецирует вовне, от чего чувствует себя лучше. Взамен, внешний мир делается страшнее. Сказки дают разрешение подобным чувствам быть и, при поддержке и заботе родителей, ребенок начинает лучше управляться с этими эмоциями и снова "присваивать" их себе.
Что вы думаете по поводу подобной теории и читаете ли вы своим детям сказки с ярко выраженными негативными персонажами?

































