Комплексное занятие по развитию речи на тему "Весна"
Обучение.Занятие на тренировку диалоговой речи, пересказа и описания.
Наконец-то наступила весна. Правда, пока только по календарю. На улице заметно, что весна?
Нет, не особо.
Люди всегда очень ждали весну.
Вот ты почему хочешь, чтобы весна пришла?
Да, мне тоже хочется солнышко, тепла, чтобы можно было не одеваться по-зимнему и подолгу гулять.
А раньше людям весна была и жизненно необходима. Зимние припасы заканчивались, люди могли голодать.
Сегодня мы будем читать сказку про весну.
Дарья Хохлова "Сказка про весну"
У матушки Природы было четыре дочери: Весна, Лето, Осень и Зима. Самая младшенькая - Весна - была очень хрупкой нежной девочкой. Ее платье и туфли были сделаны из молодых побегов, листочков и почек. Сестра постарше, которую звали Лето, очень любила зеленый цвет, и все ее зеленые наряды были украшены летними цветами. Сестра Осень была взрослой, она носила красивые разноцветные костюмы, в которых сочетались всевозможные цвета, и украшала голову венком из осенних цветов. Самой старшей сестрой была Зима. У нее был суровый нрав, но с любимыми сестрами она была мягкой как первый пушистый снег. Зима любила одеваться только в белые платья и хрустальные ледяные туфли.
Как-то раз матушка Природа собрала всех своих дочерей и сказала им: «Вы уже взрослые и сами можете следить за хозяйством. Поэтому я разрешаю вам самостоятельно заняться делами». Обрадовались сестры, что матушка Природа разрешила им похозяйничать и стали распределять обязанности. Вот тут-то они и столкнулись с первыми трудностями. Все хотели быть главными. Зима сказала: «Я старшая и поэтому я хочу, чтобы все вокруг было белым-бело, чтобы были большие сугробы и тогда мы сможем лепить снеговиков, кататься на коньках и прыгать в сугробы». Осень говорит: «Я не согласна, что такое все белое, да белое. А у меня все будет цветное, яркое и праздничное. Мы будем гулять и бегать по лужам, после большого осеннего ливня». Лето сказала: «Сестры, что вы спорите, это все не то. Вот зеленая пора, яркое солнце, разноцветные цветы - вот это чудо. Мы целыми днями сможем загорать, купаться в море, слушать щебет птиц и темными ясными ночами смотреть на звезды и петь песни у костра». А мнение самой младшей сестры Весны никто не спросил. Все решили, что она слишком мала и ничего им интересного предложить не сможет, поэтому хозяйничать она не будет.
Так как сестры не могли придти к одному решению старшие сестры решили вести хозяйство по очереди. Но кто будет дежурить первым, а кто вторым? И тогда они решили бросить жребий. Первое дежурство выпало Лету. Лето вступила в свои права, и выполняла свою работу исправно. Светило яркое солнце, весело пели птицы, все купались и загорали. Пришло время дежурить второй сестре. Но кто это будет? Жребий пал на Осень. Осень тоже старалась показать себя хорошей хозяйкой. Она старательно раскрасила все в разные цвета и обильно поливала землю грозовыми ливнями. Все собирали богатый урожай и были довольны и хвалили Осень. Вот настало время дежурить старшей сестре - Зиме. Она связала белое пуховое покрывало и укрыла землю. Украсила деревья инеем и покрыла все водоемы льдом. Животным в норах было тепло и уютно под большим покровом снега, все катались на лыжах, играли в снежки и веселились до упаду.
Прошло три месяца и настала пора дежурить Лету. Но тут Все увидели, что это просто невозможно. На деревьях нет листочков, которые можно было бы покрасить в зеленый цвет, на земле нет травы и нет цветов, которые можно было бы распустить. Бабочки и другие насекомые, которые должны опылять цветы, чтобы их становилось все больше и больше спят, птицы не вернулись с юга, а на реках и озерах по-прежнему лед. Нет ничего, кроме белого снега, инея и льда. Лето не может вступить в свои права.
И тогда сестры Лето, Осень и Зима позвали на помощь матушку Природу. Они попросили ее, чтобы она сделала листочки на деревьях, растопила снег и лед, позвала птиц домой, разбудила животных и других обитателей леса, выпустила травку из земли и разогрела посильнее солнце. Но матушка Природа сказала: «А почему вы обращаетесь за помощью ко мне? У вас ведь есть сестра Весна». «Так она ведь еще совсем маленькая и ничего не умеет делать. Как такая крошка сможет все расставить по своим местам?» - спросили сестры. Но матушка Природа предложила им не задавать вопросы, а просто передать Весне дежурство и они сами все увидят. И сестры увидели. Весна сначала растопила снег и лед. Зазвенела капель, побежали ручьи, прилетели грачи, ласточки и другие птицы. На деревьях и кустах набухли почки, из земли стали пробиваться зеленые ростки, появились подснежники, расцвели сады. Воздух прогрелся, и стало тепло и радостно. Везде летают бабочки. У птиц появились птенцы. Все проснулось и ожило.
Тут старшие сестры поняли, как были не справедливы по отношению к младшей сестре и не оценили ее способности и таланты. Хоть и маленькая она, Весна, да удаленькая.
Интересная сказка?
Как звали дочерей матушки-природы?
Какая была самая младшая?
Созвала Природа как-то своих дочерей, и что им сказала?
Сразу дочери Природы договорились, кто, когда будет?
Что они сделали?
Кому первой выпал жребий?
Какая была Лето?
А осень что сделала?
А Зима?
А что случилось потом? Почему Лето не смогла раскрасить траву и листочки в зеленый?
Чем закончилась сказка?
Какое бы название дал этой сказке? Придумай два разных.
А какое твое любимое время года? Почему?
Давай рассмотрим с тобой эту картинку.
Что ты на ней видишь?
Какое время года?
Какие признаки весны ты здесь заметил (дети легко одеты, снег тает, ручьи бегут, птицы прилетают, на дереве уже видны почки).
А когда могут быть еще дети легко одеты и птицы куда-то лететь?
Осенью. И как ты понял, что это весна, а не осень?
А как ты понял, что это не зима. Ведь везде снег лежит, деревья голые?
А может быть лето? Просто очень холодно?
Что делают дети на картинке?
Кто еще изображен на картинке? Опиши мне их, пожалуйста.
Что они делают?
Ты бы хотел сейчас оказаться там?
И чтобы ты тогда сделал?
А теперь давай я прочитаю тебе рассказ к этой картинке.
Читаем рассказ Владимира Сутеева «Как зима кончилась».
Началась весна.
Мы хотели идти гулять без пальто, но нам без пальто не разрешили. Тогда мы оба громко заплакали, и нам позволили идти в летних пальто. Наверно, мы всё-таки мало и тихо плакали; если бы я поплакал ещё часик - меня пустили бы без пальто, но я испугался, что могут совсем не пустить.
На улице погода была очень хорошая: солнце светило и снег таял. Везде текла вода.
Мы прорыли канавку, и вода громко зажурчала и потекла по каналу. Из дома я принёс деревянный пароходик - я его сам сделал - и привязал к нему доски - баржи. Пароходик вёл их по каналу на буксире, а я всё время гудел, как настоящий пароход.
На одну баржу я посадил пластмассового утёнка. Маша сказала, что утёнок сам должен плавать, но я объяснил ей, что, во-первых, он дырявый и может утонуть и, во-вторых, он капитан каравана судов, и прочёл ей наизусть стихи Маршака:
Ведёт кораблик Утка,
Испытанный моряк. -
Земля! - сказала Утка. -
Причаливайте. Кряк!
Я хотел прокатить по каналу и Усика, но он стал шипеть, царапаться и вырываться и не захотел плавать. А Маша катала лодку с парусом; она у неё всё время переворачивалась. Наверно, ветер был не попутный.
Мальчика в этом рассказе зовут Ваня, а его сестренку как? Да, Маша.
Понравился тебе рассказ.
Ну что, ты был прав, что это весна?
Как хотели пойти гулять Ваня и Маша?
На улице было тепло?
На картинке Ваня стоит с лопатой, зачем она ему понадобилась?
Что еще принесли дети из дома?
Куда посадил Ваня утенка? А что сказала Маша?
Ваня объяснил, почему утенок должен плыть на барже?
Какой стишок рассказ Ваня?
Кого еще хотел прокатить Ваня?
А Усик это кто?
Как ты понял, что это кот?
Понравилась коту эта идея?
Придумай концовку рассказа, что было бы если бы ребята решили прокатить не Усика, а собаку Чапку?
Что тебе больше понравилось рассказ или сказка? А ты знаешь, чем они отличаются?
Сказка - это вымысел. А рассказ - это реальные события. Возможно автор их и придумал, но они вполне могли случиться и в реальной жизни.
В рассказе тыква не может превратиться в карету, а Мойдодыр выйти из спальни. Но вполне может какой-нибудь ребенок выкинуть кашу в окно или порвать штаны, как в рассказе Носова «Заплатка».
А теперь давай порисуем. Тебе на выбор две темы: или ты рисуешь Весну из первой сказки, или ты рисуешь картинку на тему «Как я пошел гулять весной». На ней ты можешь нарисовать, как пускал кораблики в ручье, или вешал скворечник или, например, сажал деревце.
Лучший ответ


