игровое пособие "Доктор"
Игры и игрушки от 0 до 99 (Про игры и игрушки которые подойдут и большим и маленьким)Моя Полюшка очень любит играть в доктора. Играем очень часто и подолгу) И для таких же фанатиков ка мы нашла интересную статью:
Итак, делаем игровое пособие
Что мы ищем:
Пустая сумочка от косметического набора
В таких сумочках на завязочках или молнии, как правило, продают шампуни, кондиционеры, кремы и другие косметические средства. Если она вам еще не досталась вместе с подарком, то приобретите такой набор сами. Скорее всего, даже ваш любимый производитель (которым пользуетесь вы, ваш муж или ребенок) накануне какого-то праздника (Новый год, 23 февраля, 8 Марта) – «запакует» ваши любимые средства в полиэтиленовый или тканевой саквояж. Такая сумочка – «выглядит взросло», не ломается, как картонная коробка, не так быстро рвется как упаковка дешевого детского набора «Доктор» и помогает всем медицинским помощникам сохранять порядок общежития :О) Она может быть – какая угодно: большая или маленькая, прозрачная или нет, с кармашками или без - главное, чтобы она нравилась вашему маленькому доктору и имела какие-то внешние «говорящие» атрибуты - красный крест, к примеру.
На худой конец: сойдет и любая большая косметичка с клеенчатой внутренней основой для стерильности, которую вы отдадите малышу навсегда и безвозмездно :О)
Набор простых, но функциональных в этой игре вещей:
• Махровый платочек или салфетка
протирать «больное» место, делать сухие теплые компрессы на лобик или животик, перебинтовывать ручки и лапки пациентов, использовать как походную скатерку для инструментов, чтобы последние были стерильными.
• Набор бумажных салфеток
все известные нам функции. Захотите узнать новые – понаблюдайте за детками. Но хотелось бы заметить – если ваш малыш научился САМ вскрывать такой пакетик, доставать одну салфетку, отделяя ее от других и аккуратно закрывать пакетик, то … Вы имеете дело как минимум с «профессиональным» доктором или как максимум – с очень наблюдательным малышом, который чуть ли не завтра будет готов к манипуляциям с более сложными предметами: пуговицей и иголкой; ножницами и тканью; ножом и маслом.
• Мерные ложечки из лекарств, дозаторы, похожие на шприц без иглы
использовать по прямому назначению. Помним, что деткам не нужны жидкости для игр (кстати, они и не просят). Их богатое воображение и слово «пшии» или «чик» заменяет им все действия по наливанию или раскладыванию воображаемого лекарства. Но вот символика действия остается настоящей. Поверьте, сжиматься внутренне малыш будет гораздо меньше, когда в следующий раз (увы, но наши детки от этого не застрахованы :О() вы будете из такой ложки давать ему настоящее лекарство.
• Шпатель, палочка от мороженого
(лучше какого-то дорогого, от 2 грн, у них красивые палочки в виде восьмерки, без заноз и хорошо обработанными краями) - для диагностики горлышка и чтобы намазывать мнимую мазь и делать лечебные повязки. Не бойтесь – дети от 3 лет уже вряд ли будут засовывать всю палочку в рот, они как правило просто просят открыть рот и сказать «Ааа» и только берут в ручки палочку, зато после такого с удовольствием повторяют процедуру сами, чем и следует воспользоваться на следующем приеме у врача. Как минимум – она им уже кажется не такой травматичной, потому что они уже знают (вы же им расскажете) для чего она нужна и в чем заключается и что чем лучше сказать «А», тем быстрее доктор посмотрит горлышко. Кстати, когда идете к врачу – обрадуйте малыша, что вы для его новой игры попросите у него настоящий штапель, мой сын каждый раз высматривает на столе у врача-педиатра что-то чего не хватает в его саквояже и совершенно забывает о том, что нужно замыкаться, прятаться и удирать из кабинета. Особенно, после того, как предварительно удобренный леденцами из Михиного кармана доктор подарил ему настоящий пластиковый шпатель – теперь это не только предмет гордости, но и живое доказательство признания коллеги-доктора :О))).
• Пластиковая коробочка с ушными палочками и мягкими ватными шариками
универсальная и «щекотная» вещь. Гигиена – это сестра медицины, об этом знает каждый уважающий себя пяти-шестилетний доктор-специалист. Поэтому такой набор в его саквояже просто необходим. Начиная от чистки ушей, носиков медведям и куклам до поглаживания синяка или промокания ранки. Иногда фантазия малыша оказывает ему медвежью услугу: то чего он не может увидеть – он придумывает. Причем, как правило, в критической ситуации, придумывает что-то страшное и начинает бояться задолго до того, как что-то страшное (что возможно целиком – плод его фантазии) происходит. То есть сначала – негативные эмоции, стресс для организма – потом только возможная причина. То есть, ранка болит из-за йода только в момент, когда этот йод наносится (кстати, сейчас уже у мам стал более популярным йодоцерил :О) он не печет), все остальное время ранка болит – потому что малыш боится, а боится он ватки в ваших руках, которую вы тщательно прячете. Дайте ребенку ватку, пусть ею гладит, рвет и изучает, пусть заберет домашний запас для лечения своих больных, пусть посмотрит как мама макияж снимает этими ватками. Не будет обмана, если вы скажете: вот вата, а вот лекарство, сейчас я протру и больно не будет (когда идет обработка места вокруг ранки промывками), а теперь будет только на секунду в одном месте – вот тебе ватка промокни сам. Мы (то есть мой сын) «купились», видимо потому, что себе не так больно и потому что знал заранее в какой момент надо терпеть. В любом случае – если малыш будет иметь доступ к предметам, которые и каждый по отдельности и в комплексе вызывали у него страх – он сможет их изучить, привыкнуть и если и не перестать бояться со всем, то меньше реагировать – точно. А такие осторожные малыши как мой научаться укладываться на ручки и давать возможность чистить ушки, ведь, в конце концов, разве можно доверять доктору, у которого грязные уши или который сам боится ушной палочки?! Этот расходный материал – дешевый, поэтому разрешите, чтобы он исчезал из саквояжика быстро и не жалейте денег на отдельную коробочку палочек для доктора. Этим вы повысите его значимость и сможете спокойно походить по косметическому магазину, пока малыш будет выбирать ее для себя.
Кстати, пока не забыла, когда будете выбирать шампунь в магазине для малыша – не покупайте его сразу, даже если уже знаете что возьмете. Присядьте возле детской полки вместе с ним, берите все пробники или «показательные» бутылочки всех видов, закрывайте изображение фрукта на ней и предлагайте малышу узнать чем они пахнут. Такие эксперименты помогут вам проще уговаривать его на походы в магазины (мамы мальчиков меня поймут), разовьют его обоняние и развлекут вас с малышом необычным способом :О) Советуем тестировать запахи не более 10 различных оттенков, при этом только на полках детских шампуней и гелей для душа. Все остальные бутыльки могут содержать запахи, неприятные для малыша). Не думайте о продавцах, вы – покупатель, вам обязательно нужно одобрение товара его прямым потребителем, то есть ребенком. Они же мамы, иногда даже сами подходили и подсовывали моему ребенку свой тестер, чтобы он угадал запах и остановил свой выбор на ею предложенном флакончике :О).
Возвращаемся к нашей коробочке – на ней также желательно нанести обозначение медицинской принадлежности – красный крест (несмывающимся маркером, красной изолентой, цветной клейкой бумагой).
• Обычная лупа (увеличительное стекло) с ручкой
помним, что нашим деткам и развиваться нужно, поэтому вводим в «медицинских» целях некоторые предметы, которые могут использоваться докторами, но хотя и не в таком виде. То есть наша лупа может быть защищена рассказом о микроскопе и его роли в исследовании. Кроме того, лупа – это уже простейший прибор, который вы доверили своему малышу! Как же после этого не вырасти и не стать уважаемой личностью? Можно рассматривать ладошки, язык, кожу, волосы, взять лупу с собой на улицу, чтобы рассматривать муравьев под скамейкой, которые тащат крошку сухарика или разрезать яблоко, положить его на подоконник (чтобы было света побольше) и рассмотреть его под лупой, такой же простенький эксперимент можно провести и с луком, правда он еще и лечебно, но неприятно пахнет :О)) Скажите малышам, что, когда доктора учатся в институте, то они проводят подобные опыты. Такая вещь – лупа – научит любознательных малышей быть еще и внимательными, а такое сочетание – хорошая база для маленького почемучки.
• Слабый фонарик
находка моего сына. Светит и в рот и в ухо и пишет им лечебные круги в воздухе :О))) Научил (фонарик) не бояться окулиста и отоларинголога (лора). Слабый фонарик – любой рекламный (как в нашем случае) или любой малогабаритный со слабой батареей :О). Нажатие требует длительного точечного усилия (у нас фонарик без фиксатора) – развитие ручек; координирует движения ручек, придает значимости доктору (опять-таки «взрослый» реально используемый инструмент); разнообразит игру.
• Буквенная или цифровая сигнатура
вещь, которую дошкольник знает хорошо либо благодаря саду либо благодаря сознательным родителям, но вот заниматься не всегда хочет. И не надо, можно просто проверять зрение у пациента, не важно кто пациент – если мама, друг или игрушечный мишка (за которого говорит мама) – доктор будет проверять на сколько правильно больной узнает буквы. Если он ошибается (а для диагностики малышу как раз и пригодятся собственные знания) – значит глазки больного нужно лечить. Если больного будет изображать малыш – то в его интересах узнать все буквы или цифры, иначе его ждет длительное лечение :О). Такая сигнатура заменит обычный плакат, который мы все «считываем» на приеме окулиста, но она еще и принесет пользу малышу :О)
• Настоящий эластичный бинт
вещь, нужная в хозяйстве как по прямому назначению, так и в образовательных целях. Навык заматывания ног и рук при растяжении одной или двумя руками по сложности можно сравнить разве что со шнурками. Причем завязывать шнурки умеют все взрослые, а вот правильно заматывать эластичный бинт – равномерно, без скручиваний – нет. Мое поколение тридцатилетних, выросших на Артековских санпостах и уроках НВП до сих благодарно этому пионерскому прошлому за то преимущество перед нашими 13-17- летними братьями и сестрами искреннее уважающими нас за такой экзотический навык :О). Зачем он нужен? Никто из наших гиперактивных деток не застрахован от ударов, ушибов или растяжений. Кроме того, они не всегда будут маленькими и зависимыми, когда-то они будут ходить в походы, кататься на лыжах, играть в футбол. Какие эмоции они вызовут, если вовремя и правильно забинтуют понравившейся девушке ногу (это я о своем маленьком мачо) или маленькими женскими ручками окажут неоценимую помощь большому спортивному другу (это я о Мишкиной невесте)? Думаю, что только положительные. Опять же: мелкая моторика, ловкость рук, логика (этот процесс требует определенного алгоритма действий).
Отступление: один мой «артековский» друг писал, что после эластичных бинтов ему стало понятно как заворачивать малыша в пеленки, чтобы он не разворачивался, но двигался свободно :О))))) По поводу того, что все вещи, которые используют взрослые и которые были доверены малышу повышают его самооценку – я уже писала :О).
• Одноразовый шприц без иглы на 5 или 2 мл.
В современных игрушечных аптечках он имеет практически такой же вид, что и настоящий, поэтому не требует объяснений. Хочу сказать одно: зачем ребенку лишний раз косвенно сообщать о своем недоверии к нему или о том, что он еще маленький - использованием бесполезных сублиматов? Единственное отличие настоящего от игрушечного – практически всегда только в цвете. Пусть хотя бы так, вспоминая его точный, а не гипертрофированный размер (как это обычно представляется ребенку в трудный момент) во время укола маленькому человеку становится легче. Ведь, исключая различные уникальные инъекции (даже не хочу приводить названия) к счастью, почти всегда при лечении ребенка используется маленькая игла и маленький шприц на 5 или 2 мл. Разрешите им набирать и выпускать воду, пусть малыш видит, как она оттуда вытекает, пусть удостоверяться, что вода из шприца – не страшная. Расскажите, что такая же вода, только с целебными лекарствами иногда и попадает в человека и очень помогает ему вылечиться.
• Блокнот с отрывными листиками, ручка, детские печати
кульминацией любого посещения доктора является врачебное заключение и рецепты, поэтому и нашего доктора необходимо снабдить удобными и функциональными письменными принадлежностями, и что очень важно – печатью. Эти элементы нужно выбирать с ребенком, порекомендуйте ему блокнот на спирали, чтобы листики было удобно вырывать, а печати с каким-то символичным рисунком – мы выбрали сердечко и вторую печать с медведем (имя Мишка, видимо поэтому :О). На блокнот, так же как и на коробочку с ушными палочками и на сам саквояж обязательно нанесите красный крестик, чтобы было понятно, что и этот предмет принадлежит доктору.
• Разноцветные кусочки ткани
опять таки находка моего сына, по его мнению (а как не считаться с квалифицированным специалистом!!) каждый лоскут имеет свои лечебные свойства в зависимости от цвета. Не придумывайте за малыша, а просто послушайте что он вам расскажет :О).
• Повязка на руку
обязательный атрибут для обозначения роли в игре. У нас дома залежался набор одноразовых марлевых повязок, которые продаются в каждой аптеке. Вот на одну из них фломастером (для экономии времени) мы и нанесли красный крест. То есть мы выбрали самый простейший способ. Дело в том, что нам попадались люди в белых, желтых, синих, зеленых халатах и костюмах, поэтому как таковой фобии и реагирования именно на белый у нас не было. Если же ваши доктора одеваются в какой-то определенный цвет – работайте с ним, шейте костюм целиком, или частями – шапочка, фартук, накидка и так далее. Не ленитесь, ребенка очень существенно может помочь его «проваренная» в игровой форме ситуация с человеком в медицинской спецодежде. Да и, конечно, же поможет доктору придать важности, так что после написания статьи сяду шить и я :О))))).
• Что еще может попасть в аптечку и что может быть «обыграно» исключительно малышом:
Ластик, пружинка (мягкая, как от телефонной трубки), старый детский соплеотсос с мягкий наконечником (прокипяченный и высушенный); детская резиновая груша (новая), бутылочка в виде ручки от духов и многое другое. Вы только начните придумывать и малыш не заставит себя ждать.
Что мы создаем
• Медицинский стетоскоп
куда же без него? Уверена, или у вас дома или у ваших друзей найдутся ненужные, вышедшие из строя или устаревшие наушники. Вы не представляете, какая же это ценность для ребенка! :О))) Моему повезло больше всех, у меня украли совершенно новенький мобильный телефон, а вся гарнитура, в том числе и наушники – осталась дома. Пришлось срочным образом пристраивать осиротевшие аксессуары. Как мы делаем стетоскоп: отрезаем штекер, который предназначен для «втыкания» в мобильный или плеер, берем две большие пуговицы, одинаковые по размеру со сквозными дырками. Продеваем шнурок от наушников: сначала в одну дырочку, затем в другую, фиксируем пуговицы, чтобы они держались вместе и закрепляем кончик шнурка любым удобным и эстетичным способом. Мой сын признал этот стетоскоп в отличие от игрушечного, который был изготовлен из жесткого негнущегося пластика и царапал ушки и из-за этого и лежал к коробке. Кроме того – его излишняя детскость и красочность совершенно не гармонировала с образом моего шестилетнего медика. Вариант с бывшими наушниками и стильной большой пуговицей – золотая середина двух крайностей: покупкой настоящего и предложением пестрого пластмассового псевдоинструмента. Кстати, самые дешевые, но достойные игры наушники можно купить в переходе приблизительно за 5 грн.
• Волшебный планшет
это, по истине, самый трудоемкий, но и самый интересный агрегат среди всех наших докторских приборов.
Для его изготовления надо:
- Кусочек тонкого ДСП или самая дешевая разделочная доска (желательно очень тонкая, чтобы малыш мог носить ее в саквояже и играть у друзей в гостях или на полянке).
- Старые детские подтяжки
- Различные выключатели и щеколды
- Прищепка
- Часть пластиковой бутылки (горлышки от бутылок и около 5 см от них (взаимозаменяемые, то есть такие, которые можно надевать на любую из нескольких выбранных))
- Цветная липкая клеенка или бумага
- Мебельный стиплер
1. Начинайте с крепления горлышок. Размещаем чудо-крышки в какую-нибудь часть планшета, примериваемся. Затем фиксируем каждую из них. Для этого разрезаем оставленную часть бутылки на несколько кусочков вдоль (чтобы не пораниться – режьте острым кухонным ножом, а не ножницами, так чтобы получилась ромашка, где центр – горлышко бутылки). Теперь, отогните края, чтобы усадить горлышко максимально близко к доске, и прижимая горлышко к доске пройдитесь стиплером вокруг каждого горлышка, где сможете достать. Для эстетики нижние «пристреленные» части нужно прикрыть клеенкой или цветной бумагой. А на каждую крышечку приклеить кусочек цветной клеенки или бумаги или закрасить водостойкой краской.
2. Теперь продумайте размещение других собранных вами элементов так, чтобы они несли какую-то важную миссию, вроде как – не справишься – не вылечишь. Что сделали мы? Наше трио: прищепка, щеколда и выключатель – это устройство для фиксации и передачи лекарства больному, которое он получит, надев специальный браслет на руку. Как оно работает – опишем позже. Главное (если будете делать такой же вариант, а ведь могут и должны быть свои :О))) – сделать присутствие каждого элемента функционально необходимым, чтобы малыш нас не рассекретил и не понял что мы тренируем его пальчики или даем ему какой-то новый навык по закрыванию-открыванию, застегиванию или включению. Или что мы, к примеру, стараемся удовлетворить его любопытство, вызванное щеколдой, которая каким-то образом то открывает, то закрывает дверь, но эксперименты с которой могут привести к защемлению пальчиков. Выключатель мы «посадили» на клей, прищепку и щеколду зафиксировали болтиками. На выключатель надели петлю из резинки, которая будет одним концом фиксироваться прищепкой. Пропуском для резинки будет служить открытая щеколда. В такую плотную и широкую резинку удобно вставлять бутылек с нужным лекарством, которое будет «передано» больному по фиксатору на ручке.
3. Напротив крышечек размещаем фиксатор для ручки больного, по которому и будет передаваться лекарство. Оно сделано целиком из старых детских подтяжек (в нашем случае, причем мы ничем не жертвовали, просто одна из трех клипс перестала работать, а подтяжки выбросить было жалко :О) и с использованием одного пластикового кнопочного фиксатора, который встречается на детских поясах, школьных рюкзачках, пеналах и так далее для соединения манжета на детской руке. Резиновую ленту от подтяжек не крепим намертво нитками к доске и к самому манжету, а пристегиваем подтяжечной клипсой в обоих случаях (то есть к доске и той части, которая пришита к доске и к манжету), пусть работают ручки, нам мотивированные тренировки везде нужны. То есть на фиксаторе для ручки есть возможность разместить три новые сложные застежки – две подтяжечные (одна из них может быть заменена кнопкой, пуговкой или липучкой) и один пластиковый кнопочный фиксатор.
• Чудо - лекарства
это пустые чистые бутылочки. Примеры: от таблетированного лекарства (приклеена ручка), это бутылочка от капель в ушко или носик (приклеена капелька); это красивый флакон от витаминов (приклеена улыбка); это флакон с роликом от духов (приклеена ножка) и бутылочка от шарикового дезодоранта (приклеен мишка с розовым пузом). Совершенно необходимые вещи в аптечке как сами по себе, так и в комплексе с карточками и планшетом. Каждая приклеенная картинка имеет условное обозначение, к примеру: «капелька» - у больного плаксивое настроение, болят глазки или просто вид лекарства (по выбору играющих малышей); ручка – в этой баночке лежат специальные ватки для больных ручек или лапок; «улыбка» - используется, когда у пациента плохое настроение; «ножка» - по аналогии с ручкой, только в данной случае так как портативный флакон для духов снабжен роликом, то больную ножку даже можно лечить поглаживанием, так же можно использовать и больший ролик от бутылочки – бывшего роликового дезодоранта, но только для больного животика (или, как вариант – ассоциировать мишку со всеми животными, то есть эта бутылочка – лекарство для животных, остальные – для кукол и людей :О)) если малыш захочет более универсальные лекарства – остановитесь на условных знаках – точка, крестик, квадрат и так далее, тогда при каждой игре можно будет менять правила.
• Карточки-рецепты
кусочки картона небольшого размера (приблизительно А6, чтобы поместились в саквояж) количеством, равным количеству бутылочек с лекарствами. В нашем случае – пять. На каждой из карточек нарисован (или приклеен) вариант комбинации крышечек для лечения какой-то конкретной проблемы: слезки, угрюмость (улыбка), животик, ножка, ручка. На всех карточках комбинация разная, но иногда похожая – что потребует от нашего доктора внимательного изучения рецептуры.
С условным назначением лекарств разобрались (причем, они конечно же у вас будут свои!), рецептуру изготовили, теперь можно приступать и к алгоритму лечения.
Как работают: планшет + карточки + лекарства?
1. К малышу поступает жалоба от пациента (к примеру, грустно).
2. Выбираем лекарство для лечения – или «антислезку» или «витамин улыбки» (как доктор решит).
3. Открываем щеколду (если не сможет - покажите малышу как это делается, затем устранитесь для того, чтобы он попробовал сам или дайте возможность пробовать самому, пока не получится).
4. Берем незафиксированный край резинки одной ручкой, натягиваем его, второй рукой придерживаем выключатель, чтобы резинка дотянулась до прищепки, по планшет не двигался.
5. Когда резинка уже дотянулась, плавно убираем руку с выключателя и «закусываем» резинку прищепкой.
(Чтобы резинка не выпрыгивала из прищепки в процессе игры – сшейте ее край несколько раз для уплотнения)
6. Берем нужное лекарство и вставляем его в проем резинки.
7. Переходим к карточке с изображением слезки или улыбки (по выбору).
8. Накручиваем крышки в указанном на карточке порядке.
9. Надеваем при помощи защелки манжет на нашего пациента.
10. Нажимаем выключатель (вроде как прибор заработал).
Время процедуры можно отмерять по настоящему компасу (вам ведь не жалко ребенку для развития? :О)) считалочкой или простым счетом от 0 и до сколько угодно. Первый вариант (компас) придаст значимости, научит наблюдательности, концентрации; второй – разовьет память и дикцию; третий – навыки устного счета. Выбирайте вместе с малышом :О)
Резюме
Что говорить о всех полезных нагрузках для ребенка и всех развивающих сторонах?! Тем более что полезность увеличивается вдвое, когда малыш делает что-то с удовольствием и с пониманием, а еще когда он чувствует себя значимым и не обманутым. То есть, вместо снисхождения – уважение, как минимум, старших ребят, которые захотят с ним поиграть в такую «недетскую» игру со стетоскопом, лупой, секундормером и сложным планшетом.
Кроме того, эта игра обладает и психотерапевтическим эффектом (как обнаружил мой учитель и наставник, детский практикующий психолог и педагог от Бога). Если мама-больной будет хвалить своего доктора, приходить к нему лечится, «проговаривать» с малышом в игре последние переживания и визиты в медицинские учреждения, инициировать все возможные трудные моменты для того, что у малыша в голове прижилась безболезненная и ясная картинка того, как может быть – все это поможет «перемолоть» пережитые страхи, не «вырастить» новые, научить малыша задавать доктору вопросы, не воспринимать его как монстра, а как и иногда временно неприятного, но так необходимого спасителя его здоровья и маминого помощника. Во время игры давайте малышу посылы, лучше от имени больного медвежонка или куклы после успешного визита к доктору, когда малыш уже не занят делом - лечением, а когда он готов слушать ваши благодарности: «Спасибо вам, доктор, что вы вылечили мой животик. Раньше я вас боялся, потому что не знал как и что будет происходить. Я к вам буду все время приходить, если меня что-то будет беспокоить, только вы мне рассказываете, что будете делать и когда, тогда я буду знать в какой момент мне нужно потерпеть. А еще мне приятно, что вы со мной познакомились и спросили как дела. Теперь я понимаю, что после доктора всем становится лучше и что ваш я белый халат нужен, чтобы вас могли всегда отличить от других и чтобы все видели, что у вас чистенькая одежка и что вам можно доверять, а не чтобы напугать меня своей необычностью…». Чаще в игре меняйтесь ролями с ребенком, не только объясняйте, но и спрашивайте у малыша – пусть и он объяснит свое понимание позиции доктора, тогда вы будете видеть что и где нужно поправить. Советовала бы первое время, пока у малыша нет нормального стереотипа восприятия доктора не приглашать к нему в гости для этой игры старших ребят, которым иногда хочется запугивать малышей, сочинять и преувеличивать, чтобы замаскировать собственные страхи. Пусть малыш сначала играет в эту игру с вами (в 3 -4 года) и только после пяти-шести уже со сверстниками и старшими ребятами, когда вы уже будете точно знать, что если малыш услышит что-то неприятное, то он обязательно спросит у вас так это или нет.
Само собой, эта сюжетно-ролевая игра способствует развитию фантазии, миропониманию, формированию душевных качеств, осознанию собственной значимости, благодаря вашему взрослому подходу в выборе инструментов и умению отдавать роль ведущего малышу. А значимость – это уверенность малыша в собственных силах, которая является хорошим оружием для защиты малыша от собственных страхов.
Не маловажно, что сделанное вами домашнее пособие для маленького доктора будет способствовать совершенствованию речевых навыков, тактильных ощущений, зрительной памяти (рецептура) и конечно же – мелкой моторики (наш лечебный планшет с застежками, выключателями, крышками, резинкой). В принципе – вся эта игра построена на бесконечной манипуляции различными на ощупь, по размеру, назначению и характеру действий и предметами. Как следствие - гибкость пальчиков, высокая чувствительность кожи, выносливость и развитость мелких мышц и сухожилий (иногда, ведь, даже приходится и массаж больному делать :О).
Кроме того, немаловажным фактором является хорошее сочетание дееспособности и взрослости всех компонентов и при этом их полная безопасность для деток от трех лет.
Последним (любимым) аргументом назову время подготовки пособия для игры: один полный вечер. Что могу сказать … Делать намного проще и быстрее, чем даже писать :О) Садитесь вечером 7 марта и к празднику у вас будет хороший подарок для ваших маленьких айболитов и его (ее) ассистентов.
___________________________
1. Лаборатория
Сдавать анализ крови бояться практически все дети. Делаем лабораторию и играем! «Коль» лаборант делает специальной иголкой (вырезанной из одноразовой тарелки), кровь собирает трубочкой от сока или пипеткой и выливает ее в пробирки (колпачки засохших фломастеров вставленные в подготовленную картонку), к ваве прикладывает ватку и зовет следующего сдавать анализ крови :)
2. Градусник
Ну какой же доктор без градусника?!?!? И даже пластмассовый градусник из покупной детской аптечки не сравнится с нашим! Ведь наш градусник по-настоящему показывает температуру!!! А изготовить такой градусник можно за 10 минут. Не зря я делала уличный градусник на уроке труда когда училась в школе – идея пригодилась :)
Делаем градусник следующим образом:
- на картоне рисуем градусник со шкалой и проклеиваем его пару раз скотчем с двух сторон и вырезаем;
- берем красные и белые нитки и складываем их во много слоев;
- вдеваем нитки в градусник цыганской иголкой, вот так:
- сзади завязываем нитки и градусник готов! Врач, передвигая веревочку, ставит диагноз:
пациент здоров:
или пациент болен:
3. Кабинет стоматолога
Еще одна комната страха и не только детей ;) Стоматолог одевает слюнявчик и лечит зубы. Стоматолог пользуется все теми же палочками от мороженного, шприцами, баночками, ваточками и пр., а вот главное орудие стоматолога (насос от жидкого мыла на веревочке) – бормашина (работает при нажатии).
4. Зеркальце ЛОРа
Его легко и быстро сделать из картона и фольги. ЛОР одевает когда обследует и чистит ушки, носик. Отличный поводом рассмотреть этот «аксессуар» доктора повнимательней при случае. Это же зеркало использует окулист, когда смотрит глазное дно (обязательно выключает свет и включает настольную лампу).
5. Молоточек невропатолога
Невропатолога сложно бояться, но раз играем, то играем! Для постукивания по коленкам идеально подходит игрушечный молоточек-пищалка.
6. Зеленка
Пустая бутылочка с большой зеленой надписью «ЗЕЛЕНКА» должна быть у любого доктора! Если пациент поцарапал коленку доктор мажет ватной палочкой зеленкой и еще дует, что б не было больно.
У нашего доктора есть еще много пустых пластиковых упаковок из-под таблеток и коробочек от лекарств. А еще у каждого больного личная карточка (сложенный листик).
7. Песочные часы
Песочные часы, например на 3 минуты, идеально подходят для процедур. Продаются они в хозяйственных магазинах (стоят от 8 грн и понадобятся не только доктору - они очень наглядно показывают как «течет время» и перевернув их ребенок одевается за 3 минуты вместо обычных 15 – проверенно:). Итак, доктор назначает электрофорез и пациент (маме понравиться быть таким пациентом) должен лежать 3 минуты.
8. Таблетки
Если маленький доктор лечит «заболевших» родителей, то в качестве таблеток можно использовать драже m&m. Конечно, после обеда. Сортируем драже по цвету, совмещаем приятое с полезным. Маме желтые «таблетки» что б горлышко не болело, папе зеленые, что б животик прошел, а остальные доктору – просто так :))).
_______________________________________________
Добавим несколько инструментов, с помощью которых доктор начинает обследование больного. Для этого ему могут понадобиться: градусник, часы с секундной стрелкой для измерения пульса, рентген аппарат, специальные инструменты для забора крови.
Измеряем температуру
О первых симптомах заболевания узнаем по изменению температуры тела. Малыш, как опытный доктор, пробует рукой лоб и предлагает поставить градусник. Если в вашем игрушечном наборе его нет, возьмите шприц на 1 мл без иглы. Форма и шкала шприца напоминает настоящий градусник, а его показания можно изменять, передвигая поршень.
Измеряем пульс
Расскажите малышу про пульс, покажите, как его нащупывать пальцами, и посчитайте количество ударов за одну минуту. Засечь время можно, наблюдая за секундной стрелкой механических часов.
Делаем рентген
Спросите у малыша, которому хоть раз в жизни доводилось делать снимок грудной клетки - что это такое рентген? И он, не задумываясь, ответит, что это черно-белая фотография косточек. А кто делает фотографии? Да, конечно же, фотоаппарат. На эту роль прекрасно подойдет игрушечный или настоящий (не рабочий) фотоаппарат. Прося не шевелиться, чтобы снимок был четким, малыш нажимает на кнопочку "Чик" и показывает снимок - рисунок косточек, который он сделал заранее.
Берем кровь из пальца
Расскажите малышу о необходимости сдавать немного крови на анализ, так как он рассказывает об изменениях, которые происходят внутри человека. Предложите сначала взять анализ у вас или у игрушек, а затем, когда юный доктор привыкнет к этой процедуре, возьмите у него. Для этого вместо копья, которым пробивают кожу на пальце, используйте укороченную ампулку шариковой ручки, а вместо капилляра для забора крови – пластиковый корпус шариковой ручки. Дальше игру можно разнообразить, предложив малышу пластиковые стаканчики, крышечки, палочки, пипетку и немного воды, подкрашенной красной краской.
Играйте на здоровье.