Упражнения на четкое произношение гласных А и О (артикуляция)
Игры для развития речи ( все о развитии мелкой моторике, логопедических играх, пальчиковых играх, скМатериала оказалось больше чем я думала... Зачем оно надо - большинство детей и так хорошо Акает и Окает. Начинать любые занятия с ребенокм надо с упражнений чуть ниже его уровня - чтоб был восторг того что он, оказывается, много чего знает и умеет. Аморфные слова - междометья, звукоподражания - тренируют губы и гораздо легче сказать мой, пой, лай, бай-бай - после того как в речи уже есть ай и ой. Маленькие дети согласны ходит на голове целыми днями и упражнятся в игре на нервах родителей и соседей, но почему то совершенно не хотят делать атрикуляционные упражнения по науке - спокойно сидя перед зеркалом и корча рот. Даже хваленые сказки для язычка не все дети согласны исполнять. Поэтому эти игры оставляем для логопедов - в конце концов за что мы им деньги платим? пусть их дети ненавидят тихой ненавистью. ( Вообще - неблагодарная работа логопеда, преклоняюсь перед этими людьми - это ж как надо любить детей, чтоб так к них вкладыватся, зная что дети никогда не будут любить тебя такой же любовью?). Я собрала те игры, которые одинакого легко шли у обоих моих детей и у детей на нашей детской площадке.
Правило выполнения упражнений - стараемся не выделять какое то время для занятий - а испульзуем настроение, контекст ситуации, просто играем. Мой опыт показывает - что когда упражнения раскиданы в течении дня, часть делается на улице, часть дома и нет определенного времени для занятий - не возникает отторжения у ребенка, все воспринимается легче, не как обязаловка.
Звук А.
Артикуляционная моторика
При звуке А ребенок должен широко открывать рот.
Самое простое упражнение – поставить указательный пальчик ребенка на подбородок и сказать А, чтоб ребенок чувствовал движение нижней челюсти. Вы при этом подчеркиваете – вот какое А широкое, большое, как широко ротик открывается! Губы и язык при этом ненапряженны.
Игра Птенчик. Вы мама-птица, ребенок – птенчик. Мама-птица летала-летала, искала еду для птенца и прилетела его кормить. Как ест птенчик? Широко открывает рот (можно показать в книжке соответствующую иллюстрацию, посмотреть в мультике про птичек). Поднесите щепоть правой руки к открытому рту ребенка, изображая как будто что-то насыпаете ему в ротик.
Ротик шире открывай – Кушай, птенчик, подрастай!
Игра Доктор. Вспоминаем, как ходили к доктору и показывали горло (или смотрим в книжке) Мама-доктор – ребенок пациент. Больной, покажите ваше горло? Ложки-палочки в ребенка сувать не обязательно – главное чтоб он широко открыл рот, сказал АААААА и несколько секунд стоял с открытым ртом, давая ребенку осмотреть горло. Потом наоборот, но доктор-ребенок должен еще раз вам-пациенту показать как надо открывать рот как настоящий врач. Потом можно посмотреть рты всем куклам-любимым игрушкам, пусть даст настоящие инструкции игрушкам – (Открой) (рот), (Скажи) А – и опять пусть покажет как надо открывать и тянуть звук.
Карточки. Как я уже говорила – буквы учить не обязательно – но работа с наглядным материалам облегчает понимание и концентрирует внимание на звуке, связывает в голове положение губ при произношении. С карточками можно делать много упражнений. И вообще я люблю карточные игры – их легко изготовить самостоятельно.
Карточки для гласных делают из красного фона. Для А – это большой круг. Показываете карточку и говорите – посмотри как я произношу А, как у меня широкооо открыт рот, как большой круг. Желательно встать около большого зеркала, чтоб туда влезло вы и ребенок – и дружно сказать А, утрировано широко раскрывая рот, сравнить с карточкой.
Развитие дыхания.
Рисуем две дорожки по ширине детского пальца – короткую и длинную. Просим вести пальцем по дорожке – тянуть А (рот уже не обязательно максимально широко открывать – главное тянуть), потом по короткой дорожке вести и тянуть.
Вариант – взять веревочки разной длины, вы их держите в руках, концы свисают, малыш ведет сначала по одной веревочке указательным и большим пальцами и тянет А, потом по другой.
Закрепление звука А
Изолировано. Мы играли в маму и дочку (куклу), с сыном тоже так играли. Стишок :
Наша Аня «А да А» вот и все ее слова.
КуклаАня плачет ААА. Скажи как кукла плачет (любая фраза чтоб ребенок показал как плачет кукла). Что же с ней случилось? Далее перебираете варианты плача с ребенком (заболела, упала, голодная, устала, голенькая и т.д. – пусть ребенок предлагает свои варианты как может – речью, пантомимой, жестами) В итоге приходите к выводу что куклуАню надо взять на руки и покачать, успокоить – поете по очереди колыбельную А-а-А-а-А. Вот куклаАня успокоилась и спит и колыбельная все тише и тише – перекладываем ее в кровать… Поспала куклаАня, проснулась веселая и кричит А!А!А!А! порадуемся вместе с ней. И захотела куклаАня какать – села на горшок – и характерно так потужилась ААА!ААА!ААА! какай Аня! (это не я придумала – это дочь)
Вариант – машина с мигалками едет и гудит – АаАаАа (покатали машинки, поизображали сами едущую машину).
Вариант – медведь в лесу проснулся – ходим как большой медведь, косолапим, руки перед собой в овале, рычим (низкий звук) – А А А. а тут медвежонок выскочил и как папа хочет быть – и тихонечко так (высокий звук) а-а-а-а.
Вариант – чайки летают на морем и противно кричат (отрывистое звонкое а) – А А А А. А маленькие кричат тише ( отрывистое приглушенное а) – а а а. Летаем как чайки, машем руками и кричим на радость соседям.
В словах-звукоподражаниях. Заблудились в лесу – покричали Ау друг другу ( утрировано А. у короткое и почти не слышное - потом на У будете тянуть У).
Изобразили что укололи (обожгли) пальчик – Ай!Ай!Ай! (малыши обожают изображать что утюг горячий и незяя).
Полюбовались картиной, пейзажем, собственной поделкой – Ах!Ах!Ах!
Попрыгали как зайчики – Ап! Ап! Ап!
Кормим куклу (друг друга) – Ам! Ам! Ам! Можно попеть песенку
Когда ребенок научился говорит Ай – провоцируем его просить Дай – играем в игру Делится – Дай маме корову, мяч, кубик, куклу, лопату, мишку и т.д. А теперь ты у меня попроси – Дай (и хоть пусть пальцем показывает что дать). Игра перетягивание – тянете чуть-чуть что-то на себя и шутливо говорите дай-дай-дай. Ребенок тянет на себя и тоже говорит дай-дай-дай.
Так же играем в бесконечное чаепитее, провоцируя говорить Чай (сначала будет получатся что-то похожее на тай, звук ч появляется в речи после 3х). Что у тебя в чайнике? Что ты мне нальешь? клип Чай ( не очень прикольный)
Еще есть клип Баю-Бай -
Рассказ по картинке. Выбираем любую картинку с группой детей и рассказываем по картинке простой рассказ.
Это дети. Алик ловит рыбу. (У Алика удочка. Алик сидит.). Аня плавает в пруду. (У Ани есть мяч.) Ася ловит бабочку. ( У Аси сочок. Ася бежит.) Алла собрала цветы и ягоды. (У Аллы корзинка. У Аллы букет.)
Обсуждаете всякие детали простыми фразами. Детей называете по именам в разных описательных предложениях. Просите показать пальчиком разные детали – мяч, утки, дом, солнце, носочки и т.д. Просите ответить – Как зовут мальчика? Если ребенок не отвечает - говорите сами АААлик. Кто плавает? АААня. И т.д. Имена детей должны быть простыми для произношения – Аким, Адам, Алиса.
Буква О
Артикуляция.
Берем сушку, машинку на колесах, колечко из картона, проволки, на худой конец рисует букву О на бумаге – предлагаем обвести колечко пальцем, говорим что оно круглое. Утрированной мимикой показываем ребенку, что при звуке О рот становится круглым как сушка (колесико, колечко). Просим его самого сделать губами колесико, сушку, колечко и проверить в зеркале. Обводим рот пальчиком, проверяем такой же он круглый как сушка (колечко, колесико) или нет.
Губки круглые сложи И колечко (сушку маме, Колесо мне) покажи
Карточка. Делаем вторую карточку с изображением положения губ при произнесении О – это средний кружок (существенно меньше размером чем карточка с А). Все то же самое – посмотрели дружно в зеркало, сравнили положение губ с карточкой.
Развитие дыхания.
Рисуем на листе бумаги две буквы О – большую и маленькую ( можете где то начало черточкой обозначить) – ребенок ведет по букве пальцем и тянет О – на большой – низко, на маленькой -высоко
Закрепление звука О
Изолировано. Можно опять же в доктора поиграть, завязать платком кукле щеки – У куклыОли болит зуб. О-О-О. Доктор, полечите Оле зуб. Теперь я больной? у меня ушко болит? Сами покачали головой ООО. А теперь я доктор, а ты больной, покажи как ты болеешь…
В звукоподражаниях и словах. Классика – Баба сеяла горох и сказала слово – ОХ! Можно и на суше делать – стоим руки на поясе, в конце присели.
Изображаете что укололись, ударились, захотели писать – Ой! Ой! Ой! клип зайка
Стихотворение про зайчика – Пиф-паф, ой-ой-ой! Заодно как зайцы попрыгали, и пистолет пальцами изобразили.
Немного напишу как работать с такими мини-инсценировками, если ребенок не хочет прыгать как зайчик. Сын у меня как раз такой – я читала на улице по дороге куда-нибудь – стихотворение очень ритмичное. После каждого мой, домой, живой, делала короткую паузу и повторяла еще раз ОЙ. Рассказывала с чувством, с интонацией, с удивлением. Рассказывала по кругу, иногда добавляя новые «куплеты» – стих-то длинный. Там и больница, и чего только нету. Заоодно – это провоцирует говорить ребенка Еще. Ребенок веселился, ойкал в конце строк. Потом забыли про стих на пару дней. И как бы случайно дома изображаете сами и охотника и зайку – бегаете за ребенком с пистолетом из пальцев наголо (дети любят все эти догонялки) и тут же после пиф-паф, хватаетесь за сердце и оседаете назад, а затем радостно выскакиваете-оживаете. А теперь ты охотник – и опять сами рассказываете, а ребенок носится за вами с пистолетом из пальцев, стреляет. А теперь ты зайка – и должен Ойкать и «умирать» – Ой-Ой-Ой. А потом воскресать, радостно повторяя Ой в конце каждой строчки.
Киска заболела. Под стишок провоцируем малыша говорить ой по тексту и гладить на себе или на игрушке-кошке (кошка-перчатка из Икеа – идеально подходит) что заболело.
Я кисонька-беляночка
Заболела у кисоньки головушка
Ой-ой-ой
Заболела у кисоньки лапушка
Ой-ой-ой
Заболел у кисоньки хвостик
Ой-ой-ой и т.д. (пузико, ушко, носик, шейка – болезная кошка попалась…)
После того как ребенок повторяет ОЙ – провоцируем его говорить МОЙ (местоимение). Если ребенок не говорит – неважно что он не склоняет по родам это местоимение, сначала он должен иметь достаточно большой словарный запас, потом будете уточнять что кукла МОЯ, а не МОЙ. Не исправляйте поначалу такие неправильности – задача разговорить, радоваться хоть таким ответам, а не отбить охоту общаться с мамой-занудой. Отметьте для себя вещи ребенка в мужском роде (мишка, ботинок, каранадаш, пульт от мультиков и т.д.) и при уборке, например, спрашивайте – чей карандашик? Чей мишка? Можно в коробку-корзинку сложить вперемешку ваши (других членов семьи) и вещи ребенка, доставать их оттуда по очереди и спрашивать – Чей кубик? Чей крем? И т.д.
Также работаем с глаголами Мой (умой, помой), пой.
Курица. Посмотрели клип на распевку Овчинниковой Курочка кудахчет. Спели ее сами, походили как курочка.
Лошадка. Играем в лошадку, поощряем ребенка говорить ННО! Клип лошадка
Лошадка и курица. Берете картинки-игрушки лошади и курицы. Как курочка кудахчет? Ко-ко-ко. Как лошадка кричи? (и)–го-го. Можно поиграть в пантомиму – вы изображаете как скачет лошадка – малыш говорит как она поет. Потом меняетесь местами. Такое же можно делать и на картинках – положили изображением вниз – перемешали – надо перевернуть и сказать как разговаривает зверь. Постоянно при чтении книг с такими животными спрашивайте – как оно разговаривает.
По кочкам. Разложите на полу маленькие подушки, выложите веревочками (шнурками) круги-кочки. Попрыгайте по кочкам, бугорочкам.
По кочкам, по кочкам – Оп!оп!оп!
На бугорочек – скок-скок!
В ямку – Ох! (присели)
После разучивания чего где надо говорить – вы даете указание (по кочкам) – ребенок прыгает куда сказали и говорит соответствующее звукоподражание. Можно просто без стиха попрыгать, проговаривая звукоподражания.
Сапоги. Картинки с сапогами разной величины. Можно без них. Можно показывать маршем, можно только руками, шлепая по столу.
Папа в сапожищах ТОП-ТОП-ТОП (низким голосом и медленно)
Мама в сапогах – Топ-топ-топ (произносим средне и побыстрее)
А я, детка-крошка, в маленьких сапожках
Быстро по дорожке топ-топ-топ-топ-топ (быстро)
Коза рогатая. Модификация потешки. Можно по тексту показывать руками как коза глазами Оп-Оп, ногами топ-топ, проговаривая звукоподражания (чтец делает паузу в этих местах).
Идет коза рогатая, идет коза бодатая
Ножками Топ-Топ, глазками Оп-Оп!
Кто кашу не есть? Кто молока не пьет?
Забодаю, забодаю, забодаю!
Ножками Топ-топ-топ!
Топаем и хлопаем. Под стишок выполняем действия.
Как у наших у ребят
Ножки весело стучат
Топ-Топ-Топ
Мы народ удаленький,
Хоть и очень маленький!
А устанут ножки
Хлопаем в ладошки:
Оп-Оп-Оп!
Хлопаем, стараемся
Вот как получается.
Пяточка-носочек. Одно время мы эту песню сутками танцевали, в инете легко найти музыкальный файл – это проще чем ждать пока я освою выкладывание на яндекс-диске. Песенка очень задорная, текст легкий – поем всегда, поем везде.
Пяточка, носочек, 1(раз)-2-3 (хлопки) – строчка повторяется 2 раза
А теперь потопаем – Топ-топ-топ (в песенке нет этого, просто пауза для топота, но я пела так)
ручками похлопаем Оп-оп-оп
А теперь попрыгаем, ножками подвигаем (мне упорно слышится что подрыгаем).
Покружились вправо – раз!
Покружились влево – да!
Ну и снова ещё раз, повторяем этот пляс!
Повторяем пройденное.
Звуковая зарядка. Через стороны поднимаем руки вверх – поем А, опускаем вниз – поем О.
Карточки. Берем ваши карточки А и О и рассматриваем в зеркало как меняется положение губ при А и О. Играем с карточками.
1. Карточки у ребенка – вы произносите звук, показушно манипулируя губами, чтоб ребенок мог однозначно узнать букву – он показывает соответствующую карточку.
2. Карточки у ребенка – вы беззвучно изображаете ртом букву – ребенок произносит звук и показывает карточку.
3. Карточки у ребенка - вы закрываете рот листом бумаги, платком - и произносите звук – ребенок показывает карточку.
4. Карточки у вас – теперь вы угадываете – ребенок загадывает во всех вариантах
5. Карточки у вас (или у ребенка) – ведущий показывает карточку – угадывающий произносит звук.
Ай и Ой. Начинаются стихи нескладушки – но детям нравится.
Ежик. Рассказываете стих, показываете движение – ребенок повторяет.
Вот свернулся ёж в клубок,(присаживаетесь на корточки)
Потому что он продрог.
«ОЙ-ОЙ-ОЙ!» (говорим жалобным голосом вместе с ребенком)
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
«АЙ-АЙ-АЙ!» (говорим веселым голосом, распрямляемся, потягиваемся)
Мишка и зайка. После того как ребенок будет произносить ОЙ – на этом стишке можно провоцировать произносить Большой и домой. Делаете паузу, движение руками продолжаете.
У медведя дом большой
ОЙ-ОЙ-ОЙ (говорим низким голосом, поднимаем руки вверх (можно просто руками показать размер большого дома, ребенок повторяет ОЙ и движение вместе с вами))
А у зайки маленький
АЙ-АЙ-АЙ (говорим тоненьким голосом, приседаем на корточки, руки в пол (или опять же руками показываем размер)
Мишка наш пошел домой
ОЙ-ОЙ-ОЙ ( опять низким голосом, идем в развалку)
Да и крошка заинька
Ай-Ай-Ай (тоненьким голосом, руки к груди, прыгаем как зайцы)
Мультфильмы про Ох и Ах. Смотрим мультики «Ох и Ах» и «Ох и Ах идут в поход». В жизни пытаемся подражать героям, охаем и ахаем.
















